Пятница, 02:54
Заказ документов

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

"Значение бактерий в природе и жизни человека"
25.04.2013, 00:05
Цыганкова Анна Васильевна
учитель химии и биологии
СШ при АОДКТС "Шағала"
г. Актобе

"Значение бактерий в природе и жизни человека" 7 класс №____
Задачи: Дата____________
*формировать знания о многообразии и значении бактерий в природе и в жизни человека;
*развивать навыки работы с микроскопом, в приготовлении микропрепаратов;
*осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.
Оборудование:
1. рисунки бактерий разной формы,
2. «Корень бобового растения с клубеньками»,
3. микроскоп, препаровальная игла, предметное стекло, покровное стекло, пипетка
4. кефир, соленый огурец, сенная палочка
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
• значение бактерий гниения и почвенных бактерий;
• роль азотофиксирующих бактерий;
• использование молочнокислых бактерий;
• заболевания, вызываемые болезнетворными бактериями.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять меры предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями.
Ход урока:
I. Орг. момент /сообщение темы и плана работы/
II. Проверка знаний учащихся
Беседа по вопросам:
1. Какое строение имеют бактерии, на какие группы делятся по способу питания?
Бактерии – широко распространенная группа микроскопических клеточных организмов. По типу строения бактерии относят к прокариотам. По способу питания они делятся на автотрофов (небольшая группа) и гетеротрофов, питающиеся готовыми органическими веществами. Среди них различают сапротрофы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразиты, питающиеся органическими веществами живых организмов. Размножаются бактерии делением одной клетки на две.
2. Какой вред наносят бактерии?
Много бед принесли человечеству эти бактерии в течение времени их существования, сколько людей погибло в страшных эпидемиях различных болезней: холера, дифтерия, чума, тиф, столбняк, туберкулез, ангина и других.)
Холера – болезнь, относящаяся к особо опасным инфекциям. Её появление сопровождается высокой смертностью. Первые сведения о холере обнаружены в индийском сочинении 700 лет до н.э. В нем сообщается о массовых заболеваниях среди населения Индии, характерными признаками были понос и рвота. Заслуга выделения возбудителя холеры принадлежит немецкому ученому Роберту Коху. Открытие было сделано в 1883 году. Возбудителем холеры считается микроорганизм, по форме напоминающий запятую со жгутиком и известный сейчас под названием холерный вибрион. Микроб обнаруживался в испражнениях больных, в кишечнике погибших от этой болезни и в водоемах местности, где отмечались случаи холеры. Холера приобретает всемирное распространение, которое называется пандемическим или вспышка-эпидемия. Заражение происходит через рот при употреблении инфицированной вибрионами пищи или воды, а также при прикосновении ртом и руками к одежде, зараженной бактериями. Из полости рта вибрион по пищеводу проникает в желудок, а затем в тонкий кишечник, где и размножается. При этом выделяет ядовитое вещество – токсин. Это приводит к поносу, а затем к рвоте, вызывает обезвоживание организма и потерю солей, необходимых для нормального обмена веществ. Дальнейшее развитие болезни приводит к серьезным нарушениям деятельности почек, сердечно-сосудистой и нервной систем и к гибели организма. Период заболевания – 2-3 дня.
Чума – болезнь, относящаяся к особо опасным инфекциям. Её появление сопровождается высокой смертностью. Впервые сведения о чуме выявлены в VI в н.э. в Византии. Возбудитель чумы был открыт в 1894 г и представляет собой палочку. Распространителями инфекции являются животные (особенно грызуны). Первичное заражение чумой происходит при укусах, в результате внедрения возбудителя через поврежденные покровы кожи. Человек, заболевший чумой, обычно не заразен. Но при тяжелой форме – легочной, передается капельно-воздушным путем. Возникает пневмония - воспаление легких. Из кожных форм чумы наиболее опасной для окружающих является бубонная, при которой на коже образуются карбункулы. Затем наступает отравление крови токсинами, нарушение функции сердечно-сосудистой системы и гибель. Течение болезни: озноб, повышение температуры, лихорадка, возникают галлюцинации.
Бактерии поселяются на продуктах питания и портят их. Есть бактерии, которые портят рыболовные сети, редчайшие рукописи и книги в книгохранилищах. Бактерии портят сено в стогах, если оно недостаточно хорошо высушено.
Вы узнали всю правду о бактериях, которые приносят большой вред человеку.
Но давайте обсудим следующий факт.
??? А всегда ли бактерии впрямую виноваты в этих злодеяниях?
А человек сам порой забывает о правилах гигиены и мерах предупреждения этих болезней.
Люди в своей жизни часто забывают о гигиенических требованиях, что приводит к вспышкам различных заболеваний. Это соблюдение личной гигиены (чистота тела и рук). Тщательная обработка пищи, мытье фруктов и овощей, отказ от употребления сырой, некипяченой воды (особенно из водоемов). Поэтому чтобы продукты питания не портились, их сушат, солят, маринуют, засахаривают, консервируют. На консервах обязательно нужно смотреть срок годности. Соблюдение чистоты квартиры (особенно кухни, туалета, ванны, их постоянная дезинфекция различными моющими и чистящими средствами). Постоянное проветривание комнат. Борьба с мухами – переносчиками бактерий. Борьба с грызунами – переносчиками возбудителей болезней. Применение предохранительных прививок. Закаливание организма. Карантин во время болезни, дезинфекция помещений и одежды. Таким образом, порой люди сами становятся виноватыми в появлении и распространении различных инфекционных заболеваний.
III. Объяснение новой темы
??? Нужны бактерии или нет.
Нельзя рассматривать жизнедеятельность бактерий только с плохой стороны.
Бактерии – удивительные организмы.
??? Какую пользу приносят бактерии в природе и в жизни человека.
??? Что было бы на планете Земля, если бы не было бактерий?
Я расскажу о роли бактерий в природе.
*Клубеньковые бактерии, обитающие в почве и на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха и обогащают почву веществами, содержащими азот.
*В природе бактерии гниения превращают трупы растений и животных в перегной, удобряющий почву. Они своеобразные санитары нашей планеты.
Проблемный вопрос:
Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями?
В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.
*Большую пользу приносят почвенные бактерии. Эти бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые могут быть поглощены из почвы корнями растений.
* Цианобактерии обогащают воздух, молекулами кислорода, осуществляя фотосинтез.
* Образование селитры /азотного удобрения/. Торфа, угля, сероводорода в море также связано с жизнедеятельностью бактерий.
*О полезном значении бактерий в жизни человека.
Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, содержащимся в молоке, образуют молочную кислоту, под действием которой молоко превращается в простоквашу, а сливки – в сметану.
*Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью молочнокислых бактерий. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от разложения.
* Найдены бактерии разлагающие нейлон
* использование бактерий в качестве бактериологического оружия – преступление.
* выращивание спирулилы - цианобактерии для производства пищевого белка.
??? Жизнедеятельность бактерий очень многообразна и велика. Почему же они не заполнили всё пространство в природе?
Они размножаются очень быстро – делением клетки на две через каждые 20-30 минут. Но, к сожалению, это происходит только при благоприятных условиях. Однако это в природе не происходит, так как они быстро погибают под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100 С, под действием дезинфицирующих веществ, в результате борьбы между видами. Да, и у них есть враги: вирусы – бактериофаги.
Итак. Сегодня было много сказано о вреде и пользе бактерий, о их жизни.
Природа велика и многообразна. Она представляет собой единое целое, единый механизм, жизнедеятельность многих живых организмов от микроскопических до гигантов. Работа природы сбалансирована и взаимосвязана различными отношениями всех ее частей, которые порой скрыты и невидимы человеческому глазу. Разрушая эти взаимосвязи, мы нарушаем слаженность и точность работы природы. Каждое существо, каждая часть природы имеет своё предназначение. Подумайте об этом. Человек должен не разрушать, а созидать, не разрушать, а поддерживать и сохранять то великое, могущественное, мудрое, нежное – природу. Где природа – там жизнь.
IY.Выполнение лабораторной работы.
Стр. 22 Лабораторная работа №1.
Y. Домашнее задание:
§ 5, оформить лабораторную работу