Воскресенье, 11:22 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Программа факультатива "Школьная фитотерапия" для учащихся 6 класса
[ Скачать с сервера (35.8Kb) ] 22.01.2013, 15:32
Человек загадочен и прекрасен. Его колыбель - Земля, Природа - его мать. И недаром мы иногда вспоминаем всем известную истину: «Человек - дитя Природы». Вспоминать-то мы, конечно, вспоминаем, да вот только ис¬тинный смысл остается где-то далеко за пределами нашего сознания. И это не случайно. Тот мир, в котором мы живем и называем цивилизованным, все дальше и дальше уводит человека от всего естественного и природного.
Мы живем в искусственном мире и имеем искусственное здоровье, под-держиваемое все более растущим количеством химических лекарств, леча¬щим один недуг и провоцирующих «букет» других.
А вот Природа позаботилась о том, чтобы человек мог жить в благополу-чии и здравии. Необходимо только знать, что рядом растут помощники, кла-довая полезных свойств которых неисчерпаема.
Фитотерапия (лечение лекарственными травами) - один из древнейших, но не устаревших способов лечения и профилактики, могучее и надежное средство борьбы за здоровье людей.
Сушеные травы, настойки корней, кора, цветы, листья и соки растений - эти лекарства известны людям тысячи лет. Сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколения. На Руси этим занимались волхвы, знахари, собирая травы местной фауны.
Среди старинных русских лекарственных растений часто применялись витаминные и фитонцидные растения. В ходу было лечение шиповником, хреном, чесноком, луком.
Распространение и популяризация знаний о лекарственных растениях поможет детям заботливо и внимательно относится к природе, быть чутким к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
С 2006 года я стала целенаправленно заниматься этой темой. Меня, как многих других, волнует проблема здоровья учащихся.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии по-требностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим де¬тей ( с раннего возраста) ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы
будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В своей деятельности я использую различные формы педагогической ра¬боты:
- Экскурсии в различные биоценозы (поле, луг, сад, огород, лес, река и т.д.)
- Экскурсии в аптеки, на выставки
- Экологические акции
- Разнообразные тренинги
Разнообразны и методы работы:
- Наблюдения во время экскурсий
- Чтение природоведческой литературы
- Работа со справочной литературой и определителями
- Исследовательская деятельность
- Викторины
- Уроки-путешествия
- Труд на участке
Коррекционно - развивающая программа «Школьная фитотерапия» разработана для учащихся 5,6 классов с проблемами интеллектуального развития и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей как дополнительный источник знаний. Актуальными задачами общения и воспитания этих учащихся являются совершенствование возможностей сохранённых и нарушенных сфер, овладение рациональными приёмами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятель¬ной жизни, общественно-полезному труду, а также использования оздоровительных сил природы при достижении целей здоровьесбережения. Эти задачи реализуются в предлагаемой программе «Школьная фитотерапия».
Содержание программы «Школьная фитотерапия» способствует включению учащихся в разнообразные виды познавательной, трудовой,
творческой деятельности, проявлению в ней высокой активности, выработке специальных навыков и духовных принципов.
Основными принципами построения программы являются: практиче¬ская направленность, доступность содержания теоретического и практиче¬ского материала, посильность выполнения работ, связь теории с практикой, создание атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка, в процессе обучения формирует ответственность у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Работа на основе наблюдения и изучения лекарственных растений является важным условием освоения программного материала.
Общение с природой благотворно влияет на психику ребёнка, делает его добрее, внимательнее к окружающему миру. Работа с растениями, требующими бережного отношения, развивает внимание, наблюдательность, повышает сосредоточенность.
В процессе занятий учащиеся постепенно приобретают навыки общей трудовой культуры, учатся планировать свою работу, сотрудничать при её выполнении, осуществлять самоконтроль. Таким образом, формируются качества необходимые человеку любой профессии.
В ходе изучения программы учащиеся получают теоретические знания о лекарственных растениях, а также о растениях введённых в культуру, о правилах сбора и заготовки сырья, сроках сборки, упаковке и хранения лекарственного сырья, а также практические знания по агротехнике лекарственных культур.
Основное содержание программы усваивается на уроках-экскурсиях и закрепляется при проведении практических работ на пришкольном участке. Программа «Школьная фитотерапия» опирается на знания, умения и навыки приобретаемые на уроках биологии, географии, истории.
Практическая работа ребят должна иметь практическую значимость: использоваться в школьной системе оздоровления, т.е. приема напитков поливитаминного состава, весной и осенью в течение 2-4- недель.
В ходе изучения программы «Школьная фитотерапия» решаются следующие общепедагогические задачи:
- создание условий для формирования осознанного отношения к знаниям;
- расширение кругозора путём знакомства с агротехникой лекар-ственных растений, правилами сбора, хранением и использова-нием лекарственных растений через приготовление поливита-минных напитков, фиточаёв, отваров и настоев;
- воспитание заботливого и бережного отношения к природе, к собственному здоровью;
- воспитание трудолюбия, развитие наблюдательности, умения планировать свою работу.
Кроме того, решаются и коррекционно-развивающие задачи:
- развитие и коррекция восприятия и наглядно-образного мышления;
- развитие мотивации уч-ся к познанию и использованию через изучение лекарственных растений, приготовление фиточаёв, отваров и настоев;
- развитие индивидуальности, коммуникативных способностей ребёнка;
- коррекция умственного и психофизического развития деталей.
Программа рассчитана на 68 часов
Результаты работы.
1. Ребята проявляют живой интерес к прочитанному, увиден-ному.
2. Проявляют инициативу по выращиванию овощей.
3.Осознают свою ответственность за собственное здоровье
Учащиеся должны знать:
- названия лекарственных растений;
- правила заготовки, сушки, упаковки и хранения лекарственных расте¬ний;
- способы применения.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать лекарственные растения;
- уметь пользоваться садовоогородным инвентарём и выполнять правила безопасности труда и личной гигиены;
- уметь приготовить витаминный напиток, отвар, настой, сок;
- пользоваться текстами и рисунками справочной литературы, как руково¬дством к практической деятельности.

Литература.
1. Ж. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. №4 за 2007г. ООО изд. «Школьная пресса».
2. Н.Н. Брезгин «Лекарственные растения Верхневолжья»
Ярославль Верхневолжское изд. 1994.
3. Н.И. Рабинович Фитотерапия М. Росагропромиздат. 1988г.
4. Мартынов С.М. Овощи + Фрукты + Ягоды = здоровье. Москва 1993г.
5. Смирнов К.С. Поле, сад и огород. Псков 1994г.
6. Шматов В.Т. Благоустройство приусадебного участка. Москва 1985г.
Категория: Биология | Добавил: сртекоза | Теги: программа по фитотерапии, ФИТОТЕРАПИЯ
Просмотров: 773 | Загрузок: 178 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА