Четверг, 18:44 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Программа факультатива "Школьная фитотерапия" для учащихся 5 класса
[ Скачать с сервера (38.4Kb) ] 22.01.2013, 13:40
ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Вязники»

«Принята»
на педагогическом совете
протокол № 11 от 24. 08. 2011 г.

Программа факультатива

«Школьная фитотерапия»

для учащихся

5-го класса

Автор-составитель: Л. А. Антонова- учитель биологии и географии 1-й категории

Пояснительная записка.
Человек загадочен и прекрасен. Его колыбель - Земля, Природа - его мать. И недаром мы иногда вспоминаем всем известную истину: «Человек - дитя Природы». Вспоминать-то мы, конечно, вспоминаем, да вот только ис¬тинный смысл остается где-то далеко за пределами нашего сознания. И это не случайно. Тот мир, в котором мы живем и называем цивилизованным, все дальше и дальше уводит человека от всего естественного и природного.
Мы живем в искусственном мире и имеем искусственное здоровье, под-держиваемое все более растущим количеством химических лекарств, леча-щим один недуг и провоцирующих «букет» других.
А вот Природа позаботилась о том, чтобы человек мог жить в благополу¬чии и здравии. Необходимо только знать, что рядом растут помощники, кла¬довая полезных свойств которых неисчерпаема.
Фитотерапия (лечение лекарственными травами) - один из древнейших, но не устаревших способов лечения и профилактики, могучее и надежное средство борьбы за здоровье людей.
Сушеные травы, настойки корней, кора, цветы, листья и соки растений - эти лекарства известны людям тысячи лет. Сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколения. На Руси этим занимались волхвы, знахари, собирая травы местной фауны.
Среди старинных русских лекарственных растений часто применялись витаминные и фитонцидные растения. В ходу было лечение шиповником, хреном, чесноком, луком.
Распространение и популяризация знаний о лекарственных растениях поможет детям заботливо и внимательно относится к природе, быть чутким к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
С 2006 года я стала целенаправленно заниматься этой темой. Меня, как многих других, волнует проблема здоровья учащихся.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии по-требностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим де-тей ( с раннего возраста) ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы
будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В своей деятельности я использую различные формы педагогической ра¬боты:
- Экскурсии в различные биоценозы (поле, луг, сад, огород, лес, река и т.д.)
- Экскурсии в аптеки, на выставки
- Экологические акции
- Разнообразные тренинги
Разнообразны и методы работы:
- Наблюдения во время экскурсий
- Чтение природоведческой литературы
- Работа со справочной литературой и определителями
- Исследовательская деятельность
- Викторины
- Уроки-путешествия
- Труд на участке

Коррекционно - развивающая программа «Школьная фитотерапия» разработана для учащихся 5,6 классов с проблемами интеллектуального развития и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей как дополнительный источник знаний. Актуальными задачами общения и воспитания этих учащихся являются совершенствование возможностей сохранённых и нарушенных сфер, овладение рациональными приёмами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятель¬ной жизни, общественно-полезному труду, а также использования оздоровительных сил природы при достижении целей здоровьесбережения. Эти задачи реализуются в предлагаемой программе «Школьная фитотерапия».
Содержание программы «Школьная фитотерапия» способствует включению учащихся в разнообразные виды познавательной, трудовой,
творческой деятельности, проявлению в ней высокой активности, выработке специальных навыков и духовных принципов.
Основными принципами построения программы являются: практиче-ская направленность, доступность содержания теоретического и практиче-ского материала, посильность выполнения работ, связь теории с практикой, создание атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка, в процессе обучения формирует ответственность у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Работа на основе наблюдения и изучения лекарственных растений является важным условием освоения программного материала.
Общение с природой благотворно влияет на психику ребёнка, делает его добрее, внимательнее к окружающему миру. Работа с растениями, требующими бережного отношения, развивает внимание, наблюдательность, повышает сосредоточенность.
В процессе занятий учащиеся постепенно приобретают навыки общей трудовой культуры, учатся планировать свою работу, сотрудничать при её выполнении, осуществлять самоконтроль. Таким образом, формируются качества необходимые человеку любой профессии.
В ходе изучения программы учащиеся получают теоретические знания о лекарственных растениях, а также о растениях введённых в культуру, о правилах сбора и заготовки сырья, сроках сборки, упаковке и хранения лекарственного сырья, а также практические знания по агротехнике лекарственных культур.
Основное содержание программы усваивается на уроках-экскурсиях и закрепляется при проведении практических работ на пришкольном участке. Программа «Школьная фитотерапия» опирается на знания, умения и навыки приобретаемые на уроках биологии, географии, истории.
Практическая работа ребят должна иметь практическую значимость: использоваться в школьной системе оздоровления, т.е. приема напитков поливитаминного состава, весной и осенью в течение 2-4- недель.
В ходе изучения программы «Школьная фитотерапия» решаются следующие общепедагогические задачи:
- создание условий для формирования осознанного отношения к знаниям;
- расширение кругозора путём знакомства с агротехникой лекар¬ственных растений, правилами сбора, хранением и использова¬нием лекарственных растений через приготовление поливита¬минных напитков, фиточаёв, отваров и настоев;
- воспитание заботливого и бережного отношения к природе, к собственному здоровью;
- воспитание трудолюбия, развитие наблюдательности, умения планировать свою работу.
Кроме того, решаются и коррекционно-развивающие задачи:
- развитие и коррекция восприятия и наглядно-образного мышления;
- развитие мотивации уч-ся к познанию и использованию через изучение лекарственных растений, приготовление фиточаёв, отваров и настоев;
- развитие индивидуальности, коммуникативных способностей ребёнка;
- коррекция умственного и психофизического развития деталей.
Программа рассчитана на 68 часов
Результаты работы
1. Ребята проявляют живой интерес к прочитанному, увиден¬ному.
2. Проявляют инициативу по выращиванию овощей.
3.Осознают свою ответственность за собственное здоровье
Учащиеся должны знать:
- названия лекарственных растений;
- правила заготовки, сушки, упаковки и хранения лекарственных расте¬ний;
- способы применения.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать лекарственные растения;
- уметь пользоваться садовоогородным инвентарём и выполнять правила безопасности труда и личной гигиены;
- уметь приготовить витаминный напиток, отвар, настой, сок;
- пользоваться текстами и рисунками справочной литературы, как руково¬дством к практической деятельности.

Литература.
1. Ж. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. №4 за 2007г. ООО изд. «Школьная пресса».
2. Н.Н. Брезгин «Лекарственные растения Верхневолжья»
Ярославль Верхневолжское изд. 1994.
3. Н.И. Рабинович Фитотерапия М. Росагропромиздат. 1988г.
4. Мартынов С.М. Овощи + Фрукты + Ягоды = здоровье. Москва 1993г.
5. Смирнов К.С. Поле, сад и огород. Псков 1994г.
6. Шматов В.Т. Благоустройство приусадебного участка. Москва 1985г.

№ Тема Количество часов

11 Школьная фитотерапия.
1— полугодие.
1 четверть,2 четверть.
Введение. Цели и задачи обучения. Раскрыть понятие фитотерапия. Общее знакомство с лекарственными растениями. Их значение.
22 Растения, занесённые в Красную книгу. Знакомство с растениями, занесёнными в Красную книгу по Владимирской области.
Практические работы: рассматривание таблиц, открыток, гербариев; зарисовки в тетрадях.
33 Лекарственные растения леса.
Лиственные деревья, хвойные деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Правила сбора, сушки, хранения. Применение. Экскурсии.
Практические работы: рассматривание натуральных объектов, гербариев, таблиц; приготовление отваров, настоев, чаёв, витаминных напитков.
44 Лекарственные растения сада.
Плодовые деревья, ягодные кустарники, декоративные растения. Правила сбора, сушки и хранения. Применение.
Практические работы: рассматривание гербариев; зарисовки; сбор сырья; приготовление отваров и настоев, фиточаёв.
55 Лекарственные растения огорода.
Овощи, зелёные культуры (щавель, мелиса, укроп, петрушка, лук, чеснок и хрен).
Правила сбора, сушки, хранения. Применение. Практические работы: рассматривание натуральных объектов, открыток, гербариев; зарисовки; приготовление соков, настоев, отваров.


11 2— полугодие.
3 четверть,4 четверть.
Лекарственные растения поля.
Зерновые культуры (пшеница, овёс, кукуруза), василёк. Правила сбора, сушки, хранения. Применение. Практические работы: рассматривание коллекции семян; зарисовки; приготовление отваров и настоев.



22 Лекарственные растения луга.
Травы: зверобой, горец, валериана, вероника дубравная, фиалка трёхцветная.
Правила сбора, сушки, хранения. Применение. Практические работы: рассматривание гербариев; зарисовки; приготовление отваров.
33 Растения болот.
Кустарник, клюква, багульник, мох - сфагнум. Правила сбора, сушки, хранения. Применение. Практические работы: рассматривание открыток, гербариев; зарисовки в тетрадях; приготовление морсов, отваров, настоев.
44 Агротехника лекарственных растений, введённых в культуру.
- Правила безопасной работы с садово-огородным инвентарём.
- Перекопка почвы, разметка гряд.
- Определение всхожести семян.
- Правила заделки семян в почву.
- Уход за растениями: полив, окучивание, рыхление, борьба с сорняками, удобрение.
- Сбор, сушка.
- Упаковка, хранение

-

1 ч. 5 класс
№ Название темы Кол-во ч Время
1

Добро пожаловать на факультатив «Школьная фитотерапия». Знакомство с планом работы, правилами поведения на экскурсиях, в кабинете. Инструктаж по ТБ 1 ч
2
Экскурсия «Лекарственные растения нашего участка» 1ч
3 Сбор семян календулы, бархатцев, цинний 1 ч
4 Срезка сухоцветов и правила их сушки 1 ч
5 Сбор урожая фасоли 1 ч
6
Знакомство с растениями, занесёнными в Красную книгу Владимирской области 1 ч
7 Конкурс рисунков «Лекарственные растения» 1 ч
8 Экскурсия за пределы школы. Сбор листьев и цветов для высушивания
9 Пересадка цветочных растений в горшки (бархатцев) 1 ч
10 Знакомство со строением и лекарственными свойствами бархатцев 1 ч
11 Трудовой десант. Уборка сухостоя на пришкольном участке 1 ч
12 Экскурсия в парк. Наблюдения за хвойными растениями. Сбор шишек 1 ч
13 Лекарственные растения леса. Рассматривание гербариев 1 ч
14 Сосна - наблюдение за саженцами сосны на пришкольном участке 1 ч
15 Лекарственные свойства сосны 1 ч
16 Ель. Её отличия от сосны (корни, ствол, листья, шишки) 1 ч
17 Лекарственные свойства ели 1 ч
18 Лекарственные растения сада. Правила сбора, сушки и хранения 1 ч

2 ч. 5 класс
№ Название темы Кол- во ч. Время
1 Зеленые растения - наши лекари 1ч
2 Лук. Полезные свойства лука 1ч
3 Практикум «Огород на окошке» (посадка лука в ящики) 1ч
4 Наблюдения и уход за луком 1ч
5 Чеснок. Внешний вид. Хранение, использование 1ч
6 Практическая работа. Изготовление амулетов 1ч
7 Укроп. Применение. Рецепты 1ч
8 Хрен. История растения, полезные свойства, заготовка, хранение, использование 1ч
9 Конкурс рисунков «Зеленые культуры» 1ч
10 «Осенние листочки» Определение пород деревьев по листьям 1ч
11 Практическая работа. Составление гербариев из засушенных листьев 1ч
12 Липа. История растения, разновидности, полезные свойства 1ч
13 Использование липового цвета - приготовление липового чая 1ч
14 Экскурсия в парк. Определение пород деревьев по силуэту 1ч

3 ч. 5 класс
№ Название темы Кол-во ч Время
1 Растение и его жизнь (Просмотр презентации) 1 ч
2
Наблюдения и опыты. Опыты с ветками разных пород деревьев 1 ч

3
Овёс. Рассматривание таблиц, гербарных объектов, приготовление отвара 1 ч
4
Пшеница. Внешний вид, лечебные свойства.
Проращивание зёрен, использование проростков 2 ч
5
Рассматривание коллекций семян. Определение семян знакомых растений. 1 ч
6 Изготовление поделок из семян злаков 1 ч

7
Знакомство со справочной литературой (определитель растений) 2 ч
8 Экскурсия в лес. Наблюдение за растениями зимой 1 ч
9 Лекарственные растения луга. Клевер. Внешний вид, время сбора, использование 1 ч

10

Зверобой. Внешний вид, места произрастания,
внешний вид, места произрастания. 1 ч
11
Фиалка трёхцветная. Внешний вид, места произрастания, использование 1 ч
12
Одуванчик. Места произрастания. Правила сбора, сушки, использование 1 ч
13
Конкурс поделок из природного материала 1 ч
14 Рассматривание гербариев и плодов клюквы. Зарисовки в тетрадях 1 ч
15 Мох-сфагнум. Внешний вид, использование в лечебных целях 1 ч
16 Игра «Лото» лекарственные растения 1 ч
17 Экскурсия в парк. Наблюдение за почками деревьев 1 ч

4 ч. 5 класс

№ Название темы Кол- во ч. Время
1 Знакомство с пикировкой цветочной рассады. 1ч
2 Уход за рассадой. 2ч
3 Труд на пришкольном участке: уборка мусора, сухостоя 2ч
4 Наблюдения за прорастанием ландышей на грядах пришкольного участка. Рыхление. 1ч
5 «Ландыш-растение, занесённое в Красную книгу». Использование ландыша в лечебных целях. 1ч
6 Рыхление и пересадка нарциссов. 2ч
7 Конкурс рисунков «Первые весенние цветы». 1ч
8 Перекопка почвы на участке. Закрепление знаний о правилах работы с сельхозинвентарём 2ч
9 Высаживание цветочной рассады в вазоны перед школой 2ч
10 Уход за растениями на пришкольном участке (прополка, рыхление, полив). 2ч
Категория: Биология | Добавил: сртекоза
Просмотров: 2423 | Загрузок: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА