Четверг, 17:10 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В БАЗОВЫХ ЗНАНИЯХ ПО БИОЛОГИИ У АБИТУРИЕНТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ НА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
05.06.2015, 23:14

Биология является основой медицины, поэтому изучению данной дисциплины в Челябинском базовом медицинском колледже уделяется особое внимание.
На первом курсе студенты осваивают общеобразовательные дисциплины, в том числе общую биологию. На втором курсе вводится целый цикл дисциплин биологического направления: «Анатомия и физиология человека», «Генетика человека с основами медицинской генетики», «Гигиена и экология человека», «Основы микробиологии и иммунологии». Для того, чтобы максимально усвоить программу данных дисциплин необходимо иметь прочные базовые знания по биологии. В этом, несомненно, огромная роль, как общеобразовательной школы, так и первого года обучения в медицинском колледже.
После зачисления, в течение первого месяца обучения на первых курсах проводятся тестирования остаточных знаний по программе школы.
На диаграмме представлены данные входных срезов по биологии за последние три года:



Как видно, остаточные знания по биологии в базовой школьной подготовке несколько лет подряд находятся приблизительно на одинаковой отметке и не превышают 12%. Это достаточно низкий показатель.
Во время изучения предмета в колледже студенты демонстрируют недостаточные знания по биологии. В связи, с чем зачастую приходится проводить разбор основополагающего вопроса, на который будут опираться знания по изучаемой на занятии теме. Это требует дополнительного времени, как правило.
Анализ ошибок студентов при устном и письменном контроле позволил выявить следующие проблемные области:
1. Трудности при изучении цитологии: незнание органоидов клетки, их функций и местонахождения
2. Затруднения при характеристике химического состава клетки, путаницы при интерпретации органических и неорганических веществ, неумение приводить примеры из жизни
3. Ложные представления о вирусах как организмах, имеющих цельное ядро и представленных клеткой
4. Путаницы в сходстве и различиях прокариот и эукариот, бактерий и простейших
5. Слабые знания по генетике, неумение логически мыслить при решении генетической задачи
6. Незнание механизмов эволюции
На мой взгляд, целесообразно выделить несколько возможных причин столь низких школьных знаний по биологии, которые могут варьировать в зависимости от учебного заведения:
• более легкая школьная программа по биологии по сравнению с колледжной;
• меньший упор со стороны учителя на подготовку по данному предмету, т.к. он не входит в обязательный перечень экзаменов в форме ЕГЭ;
• низкая культура труда у обучающихся, невыполнение домашнего задания;
• отсутствие систематического контроля знаний;
• изучение темы по «шаблону»: прочитать параграф – ответить на вопросы после параграфа письменно;
• отсутствие связи изучаемой темы по предмету с реальной жизнью.

Помимо тематических затруднений у вчерашних абитуриентов имеются сложности в освоении учебного материала:
1. Трудности при поиске информации в учебнике
2. «Шаблонные» ответы на письменные вопросы, фразы, взятые из текста учебника, предварительно не переработанные
3. Неумение выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений
4. «Шаблонное мышление»
5. Бедный словарный и терминологический запас

Для устранения пробелов в базовых знаниях на занятиях проводится тщательная работа, направленная на:
• формирование умений логически мыслить, выявлять причинно-следственные связи, делать анализ, формулировать вывод. Для этого мной применяется методика «фишбоун», организация работы студентов в микрогруппах;
• тщательный разбор новой терминологии. Каждый новый термин объясняется, начиная с происхождения и перевода. Кроме того проводится связь термина и изучаемого материала
• работу с учебником по заполнению таблицы. Даются задания на составление сравнительной таблицы либо заполнение уже готовой. Студенту требуется время и подготовка, чтоб правильно найти материал и распределить его в соответствующие колонки.
• практические работы с заданиями, подобранными согласно базовой школьной подготовке студентов и программы курса в колледже.
• установление связи изучаемой темы и раздела с будущей профессией и реальной жизненной ситуацией.

Мониторинг успеваемости студентов проводится два раза в год: в декабре (зимняя сессия) и в июне (летняя сессия). Данные, изображенные на диаграмме, показывают, что качественный показатель знаний у одной и той же группы обучающихся увеличился:



В заключении стоит отметить, что в повышении качественного показателя знаний требуется не только подготовка учащегося, но и педагога. Необходимо вовремя выявлять проблемные области знаний у школьников или студентов и проводить мероприятия по работе над ошибками.
Только слаженная работа с обеих сторон даст не только положительный результат, но и как следствие, прочные знания у обучающихся, которые сумеют их применить в дальнейшей практической деятельности.

Категория: Биология | Добавил: Нинель
Просмотров: 430 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА