Понедельник, 20:48 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Презентация к уроку "Жизнь на планете ОКЕАН"
[ Скачать с сервера (1.14 Mb) ] 29.08.2011, 17:01
Урок-путешествие по природоведению в 5 классе
по теме: «Жизнь на планете ОКЕАН»

Цели и задачи урока:
1. Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
2. Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас.
3. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода.
4. Создать условия для самореализации учащихся через создание и защиту творческих мини-проектов.

Тип урока:
Урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы: таблицы с изображением обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов, листы формата А3, фломастеры, бэйджи с именами для учащихся. Учебники, тетради, фломастеры или цветные карандаши. Аудиозаписи «Звуки дельфинов», «Звуки китов», «Звуки воды и крики чаек» (фоновое сопровождение урока).

Методы обучения и формы работы:
- частично-поисковый (эвристический)
- проблемный
- групповой
- игровой

Этапы урока:
1. Организационный момент – 2
2. Самоопределение к деятельности – 2 мин.
3. Интеллектуальная разминка – 2 мин.
4. Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:
• актуализация знаний учащихся
• самостоятельная работа с учебниками и дополнительной литературой по изучению нового материала
• работа в группах по созданию выпуска газеты «Обитатели морей и океанов»
5. Обобщение, итог урока – 5 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
7. Рефлексия – 2 мин.


Ход урока

Деятельность участников урока на каждом этапе

1 этап – организационный – 3 мин.
распределение по группам
До начала урока учитель предлагает учащимся выбрать карточки с изображением обитателей морей и океанов.
Столы в кабинете расставлены так, чтобы можно было работать по группам.
На столах стоят таблички с изображениями животных, соответствующие тем, которые выбрали учащиеся:
- обитатели сообщества поверхности воды
- обитатели сообщества толщи воды
- обитатели сообщества кораллового рифа
- обитатели глубоководного сообщества
- обитатели донного сообщества

Учащиеся выбирают карточки и рассаживаются за те столы, на которых стоят соответствующие таблички.
Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Обсуждение правил работы на уроке
Учитель: Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы (слайд на экране):
1) Закон 0:0 - точности
2) Закон един, говорит один (уважай говорящего)
3) Закон инициативы
• Не согласен – возражай
• Возражаешь – предлагай
• Предлагаешь - делай
4) Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)
Учитель: Согласны ребята? Тогда начинаем урок

2 этап – самоопределение к деятельности – 3 мин.
Учитель: - Ребята, как называется наша планета?
- А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?
- Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.
Варианты ответов учащихся: воды на земле больше, чем суши

И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями. Тема нашего урока:
Жизнь на планете ОКЕАН (запись на доске, на слайде)

Учащиеся: планета Земля

3 этап - интеллектуальная разминка – 4 мин.
Учитель: А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов).
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива. (Медуза)

2. Без воздуха живет она
И, как могила, холодна.
Не пьет, хотя в воде сидит,
В броне, хотя и не звенит. (Рыба)

3. Он плавает на дне глубоком,
А иногда — у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (Скат)

4. В глубине, где тишь и мгла,
Море штопает игла. (Рыба-игла)

5. Люд морской встревожен -
Меч плывет без ножен. (Рыба-меч)

6. По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус? (Кит)

7. Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (Акулой)

8. Подставляя людям спины
В море нас спасут… (Дельфины)

9. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (Осьминог)

Ребята отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных.
4 этап - открытие новых знаний и применение – 15 мин.
актуализация знаний учащихся
Учитель: Океан похож на многоэтажный дом. Попробуйте назвать этажи этого удивительного дома со множеством жителей.
Варианты ответов детей:
- дно
- толща воды (маленькая глубина)
- коралловые рифы
- поверхность воды
- глубина

Я думаю, что вы, изучив изображенных животных на своих карточках, уже определили, кто из Вас жителей какого этажа будет изучать.

Ребята: Да

Самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами
по изучению нового материала – 15 мин.

Учитель: А сейчас я предлагаю Вам следующее задание. У Вас на столах лежат листы с незаполненными схемами и конверты с изображениями подводных жителей. Есть также фломастеры и клей.

Ваша цель – выпустить биологическую газету «Обитатели морей и океанов» и представить её другим группам.

Для этого Вам нужно:
- изучить материалы учебника и дополнительной литературы, заполнить схему на листах:
1. особенности образа жизни представителей вашего сообщества в океане
2. форма тела
3. особые приспособления
4. способы питания
- оформить рубрику «Эти необычные животные», используя картинки с изображением животных вашего сообщества;
- придумать оригинальное название газеты, отражающее суть изучаемого Вами сообщества.

На эту работу Вам дается 10-15 минут и по 1-2 минуты на защиту ваших газет. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания.
Ребята, сегодня на уроке мы изучали жителей планеты Океан. Давайте подведем итоги! Учащиеся стараются определить, какие из предложенных им обитателей относятся к их сообществу на основании материалов учебника и дополнительной литературы.
По окончании времени работы представители групп выходят к доске и защищают свои газеты в течение 1-2 минут.
Во время защиты работы групп на экране появляются слайды с представителями соответствующих сообществ.

5 этап – обобщение – 7 мин.
(звучит звук входящего сообщения системы ICQ)
Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.
(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля).
Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?
Ребята читают письмо, стараются найти ошибки.

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.
На уроке мы изучили 5 сообществ океана, которые являются так называемыми «этажами». (на экране появляется дом «Океан»)
Как вы считаете, обитатели какого сообщества живут на каждом этаже?

Варианты ответов учащихся:
1 этаж (фундамент) – донное сообщество
2 этаж – сообщество кораллового рифа
3 этаж – глубоководное сообщество
4 этаж – сообщество толщи воды
5 этаж – сообщество поверхности воды

Учитель: Ну, вот мы с Вами и закончили наше первое путешествие по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.
Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе группы, поставьте себе оценку «5».
Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4».

6 этап – домашнее задание – 3 мин.
Ваше домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира.

7 этап – рефлексия – 5 мин.
Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда приклейте на доску листочек желтого цвета.
Если вам что-то не понравилось, приклейте на доску листочек зеленого цвета.
Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания! Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску.
Категория: Биология | Добавил: ego0770 | Теги: Урок, презентация, Океан
Просмотров: 10821 | Загрузок: 1264 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА