Среда, 14:49 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Модель планирования внеаудиторной самостоятельной работы учащихся с помощью блога домашних заданий на основе модульно-рейтинговой технологии
[ Скачать с сервера (240.8Kb) ] 22.12.2014, 11:18

Данная модель использована на примере планирования курса «Человек и его здоровье»8 класс по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология.Человек»
За основу разработки взяты теоретические основы и опыт реализации модульно-рейтинговой технологии обучения на примере материала курса физики А.М.Лодзинской, Б.М.Игошева, Т.Н.Шамало ( УГПУ г.Екатеринбург)
Основной планирования модулей домашних заданий по биологии выступают основные принципы МРТ: модульное структурирование содержание обучения предмету, фреймовый способ предоставления информации в учебно-методических материалах и рейтинговая система учебных достижений обучающихся.
Приоритетными причинами выбора планирования содержания домашних заданий по модульно – рейтинговой технологии обучения являются: а) успешная интеграция данной технологии в систему дистанционного обучения и реализации ИКТ; б) возможность индивидуализации учебной деятельности; в) направленность на увеличение самостоятельности учебной деятельности; г) системность контрольно-оценочной деятельности
По определению авторов модуль - обособленная функциональная единица модульно-рейтинговой технологии, которая включает в себя не только целостное, автономное содержание учебной информации, но и все компоненты методической системы (цели, содержание обучения, организационные формы и методы обучения, средства обучения, контроль и оценку результатов обучения)
Модульная программа-совокупность модулей (М1-Мn), объединенных в блоки (БМI-БМn) состоящая из систем взаимосвязанных учебных элементов (УЭ1-УЭn), изучение которых в определенной последовательности ведет к достижению целей обучения.
Модульная программа курса « Человек и его здоровье» состоит из 7 блоков-модулей, в каждом из которых от одного до 5 модулей. По структуре каждый модуль состоит из управляющей части, в которой могут быть прописаны рейтинговые баллы за выполнение модуля, координирующей части, где прописаны дидактические цели модуля, перечень предшествующих учебных элементов, необходимых для полного усвоения материала, содержательной части из 3 блоков: информационного, практического и контрольного и методической части с необходимыми указаниями по выполнению работ.( в архиве-приложении полный вариант работы с рисунками)
За основу содержательной части используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на основе открытых образовательных модульных мультимедиа-систем ( ОМС). По определению А.В.Осина ОМС представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры [ 1]. Причём все модули являются автономными, содержательно и функционально полными образовательными ресурсами, предназначенными для решения определённых учебных задач. ЭОР выпускаются трёх основных типов: информационные, практические и контрольные.
При формулировке заданий домашней работы по биологии для оптимизации процесса освоения содержания учебного элемента, мы использовали фреймовую модель структурирования информации.
Frame в переводе с английского имеет несколько значений: 1) сооружать; обрамлять, вставлять в рамку; 2) каркас, скелет, рама (строительная) ферма, (кино) кадр. Существует несколько фреймовых моделей организации учебного материала.
В блоге домашних заданий мы использовали модели: фрейм - рамки (где фрейм представляет собой «окно», в которое загружается учебная информация) и фрейм-сценарий ( где устанавливается последовательность определенных действий, ситуаций, процедур в заданных условиях).
Модули рабочей программы по биологии «Человек и его здоровье»
БМI Общие сведения о человеке
Модуль 1: Человек как биосоциальный вид
УЭ 1: Место человека в системе органического мира
УЭ 2: Происхождение человека
УЭ 3: Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
УЭ 4: Общий обзор строения и функций организма человека
БМII Координация и регуляция
М 1: Гуморальная регуляция
УЭ 1: Эндокринный аппарат человека, его особенности
М 2: Нервная регуляция
УЭ 1: Строение и функции нервной системы
УЭ 2: Рефлекс-основа работы нервной системы
УЭ 3: Строение и работа спинного мозга
УЭ 4: Строение и работа головного мозга
М 3: Анализаторы
УЭ 1: Зрительный анализатор
УЭ 2: Анализаторы слуха и равновесия
УЭ 3: Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.
М 4: Профилактика заболеваний и гигиена органов чувств
УЭ 1: Профилактика заболеваний нервной системы
УЭ 2: Гигиена органов чувств и профилактика заболеваний
БМIII Опора и движение
М 1: Строение скелета человека
УЭ 1: Скелет человека, его значение и строение
М 2: Кости
УЭ 1: Строение костей, виды костей
УЭ 2: Типы соединения костей
М 3: Мышцы
УЭ 1: Основные группы мышц и их предназначение
УЭ 2: Работа мышц
М 4: Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы
УЭ 1: Первая помощь при переломах, растяжениях и вывихах
УЭ 2: Значение движения и тренировки для формирования аппарата опоры и движения
БМIV Транспорт веществ
М 1: Кровь и лимфа
УЭ 1: Внутренняя среда организма
УЭ 2: Форменные элементы крови
УЭ 3: Иммунитет
УЭ 4: Группы крови, переливание
УЭ 5: Лимфа
М 2: Сердце
УЭ 1: Строение сердца
УЭ 2: Работа сердца
М 3: Круги кровообращения
УЭ 1: Большой круг кровообращения
УЭ 2: Малый круг кровообращения
М 4: Давление и пульс
УЭ 1: Давление
УЭ 2: Пульс
М 5: Профилактика заболеваний кровеносной системы
УЭ 1: Заболевания сердца и сосудов, их профилактика
УЭ 2: Первая помощь при кровотечениях
БМV Обмен веществ и энергии
М 1: Дыхание
УЭ 1: Строение органов дыхания
УЭ 2: Газообмен в лёгких и тканях
М 2: Пищеварение
УЭ 1: Пищевые продукты и питательные вещества, органы пищеварения
УЭ 2: Этапы пищеварения
М 3: Выделение
УЭ 1: Строение и работа почек
УЭ 2: Строение и функции кожи
М 4: Обмен веществ
УЭ 1: Виды обмена веществ
УЭ 2: Расчет энергопотребления и затрат человека
М 5: Профилактика заболеваний обмена веществ
УЭ 1: Гигиена и профилактика заболеваний органов дыхания, первая помощь при потере дыхания
УЭ 2: Гигиена зубов, профилактика заболеваний пищеварительной системы
УЭ 3: Профилактика заболеваний мочевыделительной системы
УЭ 4: Гигиена кожи
УЭ 5: Болезни обмена веществ и методы их предупреждения
БМVI Размножение и развитие
М 1: Половая система
УЭ 1: Мужская половая система
УЭ 2: Женская половая система
М 2: Периоды развития человека
УЭ 1: Этапы развития ребенка в период беременности, роды
УЭ 2: Развитие человека и возрастные процессы
М 3: Профилактика заболеваний половой системы
УЭ 1: Заболевания, передаваемые половым путем и их профилактика
БМVII Отличия человека от животного
М 1: Высшая нервная деятельность
УЭ 1: Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека.
М 2: Познавательные процессы
УЭ 1: Речь, сознание и мышление
УЭ 2: Роль памяти, методы развития
М 3: Сон
УЭ 1: Значение сна .Фазы сна. Сновидения
М 4: Гигиена умственного труда, профилактика стресса
УЭ 1: Типы темперамента и выбор профессии
УЭ 2: Профилактика заболеваний высшей нервной деятельности
УЭ 3: Значение сохранения физического и психического здоровья человека
 

Система оценивания для проведения контроля качества освоения содержания учебных модулей

 


За основу оценивания в рамках модульно-рейтинговой технологии взят рейтинговый контроль качества усвоения содержания образования, предложенный Т.Г.Вагановой и А.П.Усольцевым.
Итоговая оценка за четверть определяется суммой набранных учащимся баллов и выставляется в соответствии с коэффициентом усвоения (Ку), который определяется по формуле:

Ку= N:Nmaxx100% , [ 2, стр 43 ]
где N-число набранных баллов, Nmax-максимальное число баллов
При значении 91%<Ky<100%-отметка «5»;
При значении 78%<Ky<90%-отметка «4»;
При значении 77%<Ky<55%-отметка «3»;
Менее 55%-отметка «2»
Так как общее количество баллов за всё время учебной четверти согласно методике А.П.Усольцева [ 3 ] может складываться из отметок, полученных в результате как аудиторной, так и внеаудиторной работы , в данной модели рассмотрим только методику выставления рейтинговых баллов за выполнение внеаудиторной самостоятельной работы школьников в рамках деятельности в блоге домашних заданий по биологии.
На основании подхода к определению коэффициентов, предложенного Вареновой Л.И. и требований к учебным достижениям обучающихся по Самылкиной Н.Н. [ 2, стр 67 ] , и с учетом специфики оценивания ЭОР, коэффициент, повышающий или понижающий общий балл за выполнение информационного ( при необходимости его оценивания), практического или контрольного блока содержательной части любого модуля складывается из 2 частей - качества (К1) и сложности (К2).
Коэффициент качества К1 в случае выполнения ЭОР с автоматическим выставлением результатов выполненной работы ( % ) будет находиться в пределах от 0 до 100% или для подсчета балла от 0 до 1. При таком подходе расчет значительно упрощает работу учителя по выставлению общей рейтинговой оценки, так как учащийся в этом случае обязан только предоставить скан экрана своего результата. В случае того, что предложенный модуль не предусматривает готового расчета , коэффициент качества складывается из 3 составляющих уровней: 0,6-0,8-1 согласно методике Лозинской А.М., Игошева Б.М., Шамало Т.Н. Коэффициент 1-на отметку «5», коэффициент 0,8-на отметку «4», коэффициент 0,6-на отметку «3». При невыполнении задания отметка «2» не ставится, балл тоже.
Коэффициент сложности К2 определяется 3 уровнями усвоения учебного материала ( по Н.Н.Самылкиной):
К2 при I уровне сложности=0,8;
К2 при II уровне сложности=1;
К2 при III уровне сложности=1,2
Cчитаем, что введение коэффициента уровня сложности вполне соответствует также привычным уровням усвоения материала на уровне «среднего», «выше среднего» и «расширенного».
Таким образом, рейтинговый балл за выполнение домашнего задания с учетом коэффициента поправки вычисляется по формуле:
Балл=К1хК2хбалл базовый
Базовый балл соответствует традиционной отметке по 5-балльной системе. Предположим, что учащийся выполнив несложное задание на 100%, получает базовый балл «5», но рейтинговый балл при этом у него ниже, так как уровень сложности равен коэффициенту 0,8 и базовый балл мы умножаем : рейтинговый балл=1х0,8х5=4. Кроме того, учитель имеет право к рейтинговым баллам добавить инициативный балл ( за проявление инициативы и выполнение творческих, необязательных заданий- от 1 до 5).
При необходимости перевода баллов в обычную школьную отметку считаем коэффициент усвоения каждого учебного элемента Ку и переводим в отметку по методике, предложенной выше.
N max за четверть рассчитывается суммой максимальных баллов за все изученные на данный момент модули. Так как за каждую из 3 частей учебного элемента мы берем по 5 баллов ( за информационный, практический и контролирующий ЭОР)+5 максимальных инициативных баллов , то общая сумма будет составлять 20 баллов х общее количество УЭ.
Данные рейтингового контроля позволяют определить квалиметрический показатель уровня обученности учащегося при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ. Структура рейтинга по дисциплине может быть представлена графически в виде солярной многомерной логико-смысловой модели (рис.4)
Ведомость учета баллов за учебные достижения должна находиться разделе «Методические материалы» вначале каждого нового учебного модуля, расположенного в блоге ( рис. 5)
Отдельно в блог выносится сводная ведомость учета баллов за учебные достижения при освоении содержания модульной программы по четвертям ( рис. 6) На рис 7. представлен пример оформления учебного модуля блога домашних заданий по биологии.

Список литературы

1. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [ Электронный ресурс]/ А.В.Осин // Единое окно-Режим доступа:
http://window.edu.ru/resource/271/45271
2. Игошев Б.М. Модульно -рейтинговая технология как средство повышения эффективности обучения физике: монография/ Б.М.Игошев, А.М. Лозинская, Т.Н.Шамало. -М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2010,-192 с.
3. Усольцев А.П. Четыре четверти: учеб. пособие для учителей/ А.П.Усольцев. -М.: ФЛИНТА: Наука, 2012.-328 с.

 

Категория: Биология | Добавил: vperedi | Теги: модульно-рейтинговая технология, биология, ИКТ
Просмотров: 652 | Загрузок: 58 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА