Четверг, 15:21 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Мастер-класс по обобщению биологических знаний учащихся.
28.02.2013, 21:23
1.Условия возникновения опыта.
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т.е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Ухудшается здоровье детей и эта проблема актуальна. Необходимо создание развивающей образовательной среды, способствующей формированию здоровой, творческой личности, способной самостоятельно решать исследовательские задачи .

2. Актуальность опыта.
Психолого -педагогические науки обосновывают обобщение как один из главных путей, ориентирующих обучение на творчески продуктивную деятельность, способствующих развитию мышления учащихся, сформирования умения самостоятельно и критически мыслить, выработке навыков самообразования. Это, в свою очередь, станет основой успешного формирования научного миропонимания и своего места в жизни. Однако, в теории обобщения относят к одной из сложных проблем, а в практике школ к тому же учителя недооценивают значение систематизации и обобщения знаний учащихся.
Актуальность заявленной темы еще и в том, что затронутая проблема рассматривается с точки зрения решения валеологических вопросов. Обеспечение каждому ученику здорового образа жизни, предъявляемого целый ряд требований к школе, направленных на повышение качества обучения. Это, прежде всего, вовлечение учащихся в активный, познавательный процесс путем использования различных методических приемов, систематического и многократного повторения изучаемого материала, формирование выводов в процессе обобщения.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно- значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности.


3.Теоретическая интерпретация опыта.
В своей педагогической деятельности я использую технологию критического мышления, исходя из взаимосвязи, взаимообусловленности и принципа прямой и обратной связи урочной и внеурочной форм работы с учащимися. Разрабатывая методику обобщения знаний по курсу «Человек и его здоровье» обращаю внимание на сочетание обобщений и конкретной деятельности, при которой предполагается обогащения понятия путем конкретизации новыми фактами или способом обобщения новых свойств. Для этого обратимся к изучению закономерностей: взаимосвязи организма и среды, организм - единое целое: гомеостаз, саморегуляция, нейрогуморальный характер регуляции, обмен веществ и др.
Дидактическая структура обобщающего урока: 1.Постановка цели, Учащиеся сами ставят цель урока, задачи. 2.Вычленение ведущих идей и систематизация вокруг них основных понятий. 3.Повторение главных вопросов темы, обсуждение наиболее существенного материала. 4.Подведение итогов. 5. Рефлексия. Организуя познавательную деятельность учащихся, необходимо учитывать содержание учебного материала, степень его усвоения учащимися, приобретенные ими умения и навыки мыслительной деятельности и в соответствии с этим использовать наиболее эффективные методы активного обучения, методические приемы и технические средства. Активные методы обучения: проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические. Они повышают уровень познавательной активности школьников. Использую девиз:
«Расскажи И я забуду, Покажи И я запомню, Вовлеки и я пойму». В зависимости от места обобщающего урока меняются его задачи, степень обобщения. Задачи обобщающего урока по одной теме, как правило носят более частный характер, чем по ряду тем или в конце раздела. (см.таблица1) Уроки обобщения знаний по отдельным темам, например:
Урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение» На нем использовалось сочетание методов частично-поискового, проблемного для обобщения материала, которые удачно, на мой взгляд, сочетались с самостоятельной работой. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о нарушениях деятельности нервной системы, выявляя их причины и механизмы воздействия неблагоприятных факторов на отделы нервной системы и другие системы органов человека. Были поставлены задачи: образовательные, воспитательные, развивающие.Вид урока: продуктивный, проблемный, презентация. Форма организации: групповая, парная, коллективная. При раскрытии учебного материала использовались: компьютер, мультимедийный проектор, модели органов человека, материал для демонстрации опытов. Использовались новые методы критического мышления: «синквейн», « кластер». В ходе урока затрагивались вопросы экологии и здорового образа жизни, что имеет место в моей педагогической концепции. В ходе закрепления знаний, практических навыков ребята самостоятельно работали в группах, что является более продуктивным способом достижения поставленных целей урока. В завершении урока дано на дом задания дифференцированного характера, направленные на творческую самореализацию личности и формирования ценностного отношения к своему здоровью. На мой взгляд, на уроке прослеживался личностно-ориентированный подход, так как в ходе организации учебного занятия чётко проявились такие принципы построения образовательного процесса, как принцип индивидуальности на этапе приема «размышление», ( целеполагание, рефлексия), принцип самоактуализации (самими ребятами выявлена необходимость здорового образа жизни, а также практическая направленность, в том числе через межпредметные связи), принцип выбора, принцип успеха, принцип веры, доверия и поддержки.
Я считаю, что у ребят сформировался уровень готовности к творческому применению знаний, то есть - понял, запомнил, воспроизвёл, научился переносить их в новые условия. План урока был выполнен, цели урока достигнуты. К такому выводу пришли сами дети. В том числе, это показала рефлексия.

Имея коллекцию различных презентаций, я исходя из темы урока, цели и задач, корректирую материал презентации (просто показ, демонстрация с предварительным заданием, демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.) Дети с удовольствием смотрят презентации, особенно если они красочные, сопровождаются анимацией и выполняют задания, которые даются мною перед просмотром.
Исходя из поставленных целей и задач урока, добавляю сопроводительный текст, анимации, классическую музыку, комментирование слайдов учащимися и учителем.
На уроках использую ряд образовательных программ, представляемых собой электронные учебные пособия по отдельным темам биологии, которые успешно применяю в практической работе при проведении лабораторных работ.
Помимо полного охвата тем школьного курса, предусмотренных обязательным минимумом школьного образования, учебные пособия содержат большое количество дополнительной информации, зачастую выходящей за рамки изучения школьной программы.
На различных этапах урока использую такие электронные учебники и пособия как «Биология.1 С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия., «Уроки биологии» Растения. Бактерии. Грибы 6 класс, Лабораторный практикум 6- 11 класс, коллекция видеофильмов «Живая природа», «Тайны океанов», Земля мощь планеты» серия «National Geographic» комплект видео по биологии животных и анатомии человека и др Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и учащихся при использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.
Важным пунктом использования ИКТ технологий становится подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты могут быть представлены в электронном виде и использоваться в интерактивном режиме
Подготовка выпускников к ЕГЭ проводится по следующей схеме:
Перед началом занятий выпускникам даются рекомендации по приобретению в библиотеке необходимых учебников (для 6-11 классов) и электронных учебных пособий.
День для занятий я стараюсь выбрать такой, чтобы в этот день в расписании у детей были не самые сложные предметы. На занятиях записи в тетрадях сведены к минимуму. Так как основной теоретический материал у них имеется, нет смысла снова их записывать. Это экономит время, не приводит к переутомлению детей, позволяет за короткое время объяснять материал.
В начале занятия даю краткий обзор изучаемого материала. После этого идет просмотр видеофильмов, анимации, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.
После повторения теоретического материала на экран выводятся тестовые материалы по данной теме. Ученики в отдельной тетради записывают тему, номера вопросов и ответы к ним.
После тестирования на проектор выводятся ответы на тесты. Ученики отмечают правильные и неправильные ответы по ключу.
Затем снова выводятся тесты, при этом те, кто дал неверный ответ поднимают руку, называют свой ответ, и я даю обоснование верного ответа. Такая система проверки и самопроверки знаний позволяет выпускникам сразу зафиксировать внимание на допущенных ошибках, что позволяет предотвратить их повторение на ЕГЭ.
В конце учебного года, когда весь теоретический материал пройден, выпускники выполняют различные варианты КИМ (не менее 10).
В конце года особое внимание уделяю заданиям части В и С, так как по этим заданиям выпускники могут получить больше баллов и, соответственно более высокую отметку. Эти задания оставляю на самые последние занятия, непосредственно перед проведением ЕГЭ.
Данная система была апробирована мной при подготовке к ЕГЭ выпускников и показала хорошие результаты.
Формы реализации внеурочной деятельности различны – это проекты, презентации, конкурсы, фестивали, экологические марафоны.
Тематика проектов определяется практической значимостью, а так же доступностью их выполнения. Реально существующую проблемную ситуацию выбирают сами учащиеся, потому что им интересно и значимо найти пути её решения.
Количество обучающихся, принимающих участие в экологических конкурсах муниципального и регионального уровня увеличивается.
Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму». Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках биологии это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе.

4.Адресная направленность.
Я, как учитель определила для себя зону ближайшего развития
В дальнейшем предстоит продолжить работу по следующим направлениям:
• повышение качества знаний учащихся;
• участие в профессиональных конкурсах;
• распространение опыта;
• использование интерактивной доски.
Категория: Биология | Добавил: exzotic | Теги: учитель биологии МОУ СОШ№8 г.Сарато
Просмотров: 1907 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.7/3
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА