Четверг, 11:42 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Конспект учебного занятия по биологии в 10 классе на тему: «Генетика человека»
[ Скачать с сервера (54.7Kb) ] 14.01.2017, 14:33

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧАЖЕМТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 Конспект учебного занятия

по биологии в 10 классе на тему:

«Генетика человека»

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель биологии

Курносова Валентина Александровна

(первая квалификационная категория)

 

 

 

 

 

 

 

Чажемто – 2015

            Учебно-методическое обеспечение:

1. Учебник: Каменский А.А, Крискунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10 кл. /М:. Дрофа, 2011.

 2. Презентация к уроку в программе PowerPoint 2007;

 

Время занятия: 45 мин

 

Цель урока:

Обобщить знания учащихся по теме «Генетика человека», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей.

 

Задачи урока:

1. Обучающие:  закрепить умения учащихся по решению генетических задач, используя знания, полученные при изучении раздела «Генетика».

2. Развивающие: развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности человека.

3. Воспитательные: воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, коммуникативные способности учащихся при работе в группе, взаимопроверке, самоконтроле, воспитывать культуру умственного труда.
 

Тип урока: урок-практикум.

 

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый,

 

Формы организации учебной деятельности: деловая игра, работа в группах.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, конверты с заданиями

 

План проведения урока:

 

Этапы урока

 

Временная реализация

1.  Организационный.    

2.  Актуализация знаний.

3.  Работа в группах.

4.  Доклады о результатах исследования.

5.  Обобщение.

6.  Домашнее задание

7.  Рефлексия.

2 мин.

8 мин.

  10 мин.

  20 мин.

2 мин.

2мин.

1мин.

 

 

 

Подготовка и задания к уроку:

 

1. Класс делится на три группы-лаборатории, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы они помогали друг другу во время урока -  все группы одного уровня. Учащиеся придумывают названия лабораториям.

2.  Повторение  материала о закономерностях  наследования признаков организмов  и методах исследования генетики человека.

3.  Подготовка сообщений о наследственных заболеваниях.

 

Ход урока:

Парты расставлены для трёх рабочих групп;

Организационный.

 

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть вас на своём уроке. 

(Учитель проверяет  готовность  учащихся к уроку,  сообщает  тему урока, формулирует цель).

 

Актуализация знаний.

 

Предлагаю сегодня провести урок не в кабинете биологии, а в настоящей научной генетической лаборатории, где изучают наследственность человека.   Сюда обращаются люди, которых волнует своё здоровье или здоровье близких.  По статистическим данным, из каждых 200 младенцев один появляется на свет с хромосомными аномалиями. Поэтому надо быть  хорошо информированным о возможных  заболеваниях или мутантных генах, которые могут передаться по наследству. Медико-генетическое консультирование позволяет совместно с врачом-специалистом проанализировать различные ситуации, связанные с наследственностью, проинформировать о возможности проявления генетически врожденных патологий у потомства.

        

Эпиграфом к уроку предлагаю взять слова известного немецкого философа  Артура Шопенгауэра:

 

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

                                                                                                

         Сегодня я буду исполнять роль проверяющего эксперта, а вы – роли научных сотрудников лабораторий.

         Сначала, попрошу вас рассказать о законах  классической и эволюционной генетики, которые  необходимо знать, чтобы грамотно организовать работу генетической консультации», а так же о методах изучения наследственности человека. (Учащиеся разных лабораторий представляют себя, объясняют классические законы генетики - законы Менделя, проблемы изучения генетики человека, методы изучения наследственности человека).

 

Учитель: Уважаемые коллеги, в вашей приемной много посетителей. Некоторые из них, передали вам  свои вопросы.  (Группам  раздаются конверты с вопросами посетителей, они начинают их выполнять, затем один из консультантов зачитывает просьбу, с которой обратился посетитель, разъясняет сущность проблемы, а другой -  оформляет ответ в виде решения генетической задачи  у доски).

 

Работа в группах.

 

 Вопрос для первой группы.

 

         Уважаемые генетики! Год назад я встретил девушку, мы полюбили друг друга и собираемся пожениться. Недавно выяснилось, что у моей  невесты первая группа крови, резус положительный, а у меня -  IV группа крови, резус отрицательный. Известно, что все родственники моей жены имеют резус-положительную кровь.  Мне известно, что во время беременности может возникнуть резус-конфликт между матерью и плодом, что может серьёзно сказаться на здоровье малыша. Грозят ли такие последствия нашим будущим детям?

 

  Предполагаемый ответ консультанта.

 

Резус-фактор - это липопротеид, расположенный на мембранах эритроцитов у 85% людей (они считаются резус-положительными). В случае его отсутствия говорят о резус-отрицательной крови.  Резус-конфликт возникает тогда, когда у  беременной женщины резус-отрицательная кровь, а у плода резус-положительная. В организме матери появляются антитела к этому белку, который поступает в ее кровь из крови плода. Организм матери начинает вести  себя так, как будто это не его ребенок, а инородное тело. Антигены плода вызывают появление в организме женщины антител, способных при высоких концентрациях нейтрализовать развитие плода и освободиться от «чужеродного» тела. В результате резус - конфликта  развивается гемолитическая болезнь плода и новорожденного, при которой антитела матери разрушают эритроциты будущего ребёнка. Это  приводит к повреждению его печени, почек, головного мозга. В итоге ребёнок либо  погибает  в утробе матери, либо рождается с тяжёлыми формами желтухи или анемии (малокровие).

         При несовместимости групп крови матери и плода тоже возможна  гемолитическая болезнь новорожденных, но  возникает она реже и протекает в более легкой форме, чем при резус-конфликте. Только в одном случае из 2500 у ребенка развивается тяжелая патология, когда требуется заменное переливание крови.

 

Решение задачи.

 

         Группа крови и резус-фактор – аутосомные не сцепленные признаки, наследуются они согласно законам Г. Менделя.  Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор (Rh) доминирует над отрицательным  (rh).

Далее смотреть архив материала 

Категория: Биология | Добавил: Администратор
Просмотров: 127 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА