Четверг, 07:46 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Экология природы и экология языка как отражение современности
03.04.2013, 20:08
Экология природы и экология языка
как отражение современности.
Цель:
1. формировать нравственную экологическую позицию учащихся;
2. эстетическое отношение к окружающей среде на примере русских писателей;
3. воспитывать экологическую культуру.
Дорогие ребята, здравствуйте.
Нашу встречу мы откроем песней о Родине. Я хотела бы особо обратить внимание на то, что такое Родина, Россия. Это не только огромная территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющие нас как нацию среди миллиона людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку мы посвящаем эту встречу.
70-е и 80-е нашего столетия мир поэтов и прозаиков мощно звучало в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, наши леса и поля.
Писатели-борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят ее. Это такие известные прозаики, как Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Борис Васильев, Чингиз Айтматов. Сегодня мы рассмотрим экологические проблемы России глазами русских писателей.
В книге В. Джекина «Беседы об экологии есть такой диалог:
- экология? Вы хотите знать определение биологической науки? А если я не смогу ответить?
-Как? Есть наука, и нет определения?
-Беда в том, что их слишком много
-«Экос»- по гречески жилище
-«Логос» - наука. Наука о жилищных условиях организмов.
Экология. Мы часто слышим это слово, которое сами не редко употребляем в своей речи. И что же оно означает? В каких произведениях, каких авторов рассматриваются экологические проблемы?
1. Групповая работа учащихся.
Ребята, вы получили задания.
1 группа отрывок из произведения Виктора Астафьева «Царь-рыба»;
2 группа отрывок из произведения Валентина Распутина «Прощание с Матерой».
Задача: выявить экологическую проблему, сделать вывод.
(Предполагаемые ответы учащихся:
1 группа растрата впустую данное нам богатство. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть. Покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, потому что природу нужно знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней. природа — это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.
2 группа Затопление расположенного на острове сибирского села Матеры из-за строительства ГЭС. В повести В. Распутина проблема противоречий между городским и деревенским укладом, проблемы отношения народа и власти. Распутин тревожился не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций и памяти).
2. Работа с классом
1. - Ребята, какие экологические проблемы вы знаете?
(предполагаемы ответы учащихся:
-парниковый эффект;
-массовое сведение лесов;
-осушение болот)

- Как часто читая, произведения русских писателей вы встречаете, экологические проблемы?
(предполагаемы ответы учащихся:
- И.А. Гончаров «Обломов»;
- «Плаха» , Ч. Айтматов;
- « Не стреляйте в белых лебедей» , Б. Васильев).

2. Экология языка. Ребята, как вы понимаете это выражение.
(предполагаемы ответы учащихся:
-мы не должны употреблять в своей речи слова-сорняки, слова-паразиты;
-не засорять нашу речь, наш прекрасный язык).
Вывод: экологии языка, экологии слова - возрождает человека, даёт надежду на духовное обновление.
Подведение итогов
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.
На наш взгляд, это и есть основная цель экологического воспитания и образования. Наш путь – “от экологии природы через экологию языка к экологии души”.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://yandex.ru/
2. http://www.modernlib.ru/books/rasputin_valentin_grigorevich/proschanie_s_materoy/read/
3. http://briefly.ru/rasputin/proshanie_s_materoi/
Категория: Биология | Добавил: Chamedrius
Просмотров: 1323 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА