Понедельник, 00:04 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Биология

Воспитание экологической культуры – социально необходимое условие для развития нравственных качеств личности учащихся в современном мире.
[ Скачать с сервера (30.1Kb) ] 18.09.2013, 23:09
Воспитание экологической культуры – социально необходимое условие для развития нравственных качеств личности учащихся в современном мире.
(проект программы внеурочной деятельности в 6 классе)

"Чем больше людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации", тем выше будут чувство ответственности за судьбы "людей планеты" - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Наша задача как учителя - участвовать в воспитании таких людей.
Современному человеку нужны: новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей, а этому может способствовать экологическая грамотность и условия, благоприятствующие развитию активной творческой личности, а также создание вариативных программ.
Необходимо своевременно готовить квалифицированных специалистов для участия в поиске решения, встающих перед человечеством проблем, привлекая внимание школьников к экологическим проблемам.
Школьное экологическое образование как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:
• формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;
• установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим
собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Человеческое общество неотделимо от природы. Оно непрерывно
взаимосвязано с ней в самых разнообразных направлениях. Без природной среды общество не может существовать, потому, она имеет многогранное значение для жизни человека: производственное, научное, оздоровительное, воспитательное, духовное и т.д.
Цель программы:
превращение информации в знания, убеждения, поступки/ воспитание стойких привычек, направленных на обеспечивание экологической безопасно¬сти, здоровья, качества окружающей среды.
Задачи программы:
• углубить теоретические знания учащихся в области экологии'
научить детей использовать имеющиеся знания о природе в повседневной жизни;
обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
развивать природные задатки и способности детей;

воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека;

развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками
информации и первоначальные умения исследовательской деятельности.
Личностные результаты предусматривают умения :
• выражать отношения к расточительному, потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
• позиционировать себя в роли популяризатора экологически безопасного образа жизни;
• демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе.
Метапредметными результатами являются умения:
• объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
• находить необходимую информацию, представлять публично ее в
кратком виде.
Предметными результатами являются представления:
• о научной области экологии, предмете ее изучения;
• о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
• о моделях поведения в условиях экологической опасности;
• о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды и др.)
Программа рассчитана на 34 часа
Основное содержание курса:
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность.
1. Экология как область научного познания. Развиваем экологическую зоркость.
2. Экологические опасности в окружающем мире и виды их источников.
3. Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его
жизненных ценностей, образа жизни (характер питания ,наличие вредных привычек и др.)
4. Модели поведения: избегание экологической опасности приспособления к ней или ее устранения.
5.Способы предупреждения населения об экологической опасности. 6.Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях Волго-градской области.
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого.
1. Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре народов.
2. Отношение человека к браконьерству и расточительному природопользованию.
3. История возникновения Цимлянского водохранилища, охраняемые объекты.
4. Практическая работа: Составление простейшей схемы «Влияние деятельности человека на экосистему степи».
5. Встреча с экологом района по теме: «Задачи и пути решения экологических проблем в Октябрьском районе».
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома.
1.Достоверная и ложная экологическая информация, ее причины и признаки.
2-3. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания,
мебели, используемых бытовых приборов, стройматериалов и др.
4. Практическая работа «Определение качества питьевой воды».
5. Практическая работа «Обучение экологически грамотным покупкам товаров и продуктам питания» (Знаешь ли ты экологические маркировки?).
6. Урок для родителей «Наши полезные советы».
Раздел 4 Экономное потребление: учусь быть взрослым.
1. Чувство меры как признак взрослости. Ценности: экономности, рачительности, скромности и бережного отношения к природным ресурсам.
2. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
3. Ресурсосбережения и его виды. Хартия Земли.
4. Киноклуб: документальный фильм « Природа-наш дом».
5. Уроки для младших школьников «Учимся жить экономно».
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде.
1. Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.)
2. Природа в жизни человека.
3. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности
природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе^ как
показатель его экологической культуры.
4. Проблема мусора и отходов.
5. Ролевая ситуационная игра. Составление правил поведения в природе.
6. Экологическая акция: «Зелёный остров - часть планеты».
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение.
1. Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека.
2-4. Экологические уроки для школьников (выступления перед учащимися 1-4, 5-6 классов).
5. Конкурс экологических рисунков, плакатов, буклетов.
6. Проект: «Земля - наш дом, а ты хозяин в нем»
Категория: Биология | Добавил: МАРИНА17
Просмотров: 1089 | Загрузок: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА