Суббота, 22:40 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Администратору ОУ, ДОУ

Методические рекомендации по разработке сайта образовательного учреждения
[ Скачать с сервера (94.5Kb) ] 15.07.2016, 01:13

Методические рекомендации по разработке сайта образовательного учреждения

автор: методист высшей категории МОБУДОД ДДЮТ Всеволожского района ЛО
Скуленкова Марина Вячеславовна.

Образовательное учреждение, которое стремится быть конкурентоспособным, иметь при-влекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей ОУ, а также оперативного предоставления необходимых сведе-ний вышестоящим организациям и широкой общественности, сталкивается с проблемой создания своего Интернет-представительства.

Основные функции сайта образовательного учреждения
(Зачем образовательному учреждению сайт)

Имиджевые задачи:
Реклама, статус образовательного учреждения.
Коммуникационные задачи:
Инструмент формирования общественного мнения об образовательном учреждении;
Инструмент взаимодействия между преподавателями и родителям;
Средство общения между преподавателями, родителями и учащимися;
Предоставление информации о деятельности учреждения вышестоящим организациям.
Образовательные задачи:
Размещение материалов способствующих повышению качества образовательного
процесса.
Информационные задачи: Предоставление посетителям информации об учреждении и его сфере деятельности.


Тем не менее, какие бы задачи не преследовал интернет  ресурс будущий или настоящий и какого типа ваш сайт, следует учесть, что для качественной поддержки сайта необходимо знать хотя бы основы программирования. К тому же каждый сайт отличен своей индивидуальностью. Посетитель сайта узнает его прежде всего по обложке. Что бы сделать желаемую обложку необходимо обладать минимальными знаниями CSS. CSS — формальный язык описания внешнего вида документа, написанного с использованием языка разметки. В этом может помочь CSS учебник. Знакомство с элементарными понятиями поможет вам понять, как изменить шапку и тело сайта, как сделать фон другого цвета или изменить шрифт в том или ином месте сайта. При грамотном подходе к CSS ваш ресурс может изменится до неузнаваемости несмотря на используемый вами конструктор для его формирования. 


Основные типы Интернет ресурсов

Сайт визитная карточка
Самый простой сайт представляет собой «визитную карточку» учреждения. Такие сайты
состоят, как правило, из небольшого количества страниц, содержащих общую информа-цию об учреждении.
Визитная карточка должна позволить пользователю (посетителю сайта) составить общее
представление об образовательном учреждении, а также предоставить контактную
информацию.
Данные Интернет-ресурсы не требуют постоянной поддержки и обновления, и состоят,
как правило, из набора типовых статических страниц. Этот факт позволяет создать и
администрировать такой ресурс, обладая минимальными знаниями в области Интернет
технологий (HTML, CSS).

Информационный ресурс
Главная цель информационного ресурса предоставление информации. Частота обновления
информационных ресурсов напрямую зависит от событий происходящих в образователь-ном учреждении. Пользователь заходит на информационные сайты, для того чтобы полу-чать последнюю информацию, поэтому обновления страниц происходит достаточно час-то. Создание данного ресурса удел профессионалов. Уровень знаний, необходимых для поддержки таких ресурсов, будет завесить от используемых технологий.

Образовательный ресурс
Образовательные ресурсы в первую очередь предоставляют своим пользователям воз-можность получить тот или иной вид образовательных услуг. Ярким примером такого ресурса могут служить сайты учреждений, дающих возможность дистанционно пройти обучение по некоторым образовательным программам. Над созданием и администрирова-нием ресурсов данного типа, как правило, работает группа высококвалифицированных специалистов.

Информационно-образовательный ресурс
Информационно-образовательный ресурс совмещает в себе функции связанные с предос-тавлением информации об учреждении и возможность получения образовательных услуг он-лайн. Поддержка и администрирование таких ресурсов достаточно трудоёмка и требу-ет больших временных затрат. Уровень подготовки специалистов администрирующих данные ресурсы зависит от технологий, которые используются на сайте. Для работы с од-ними из них достаточно пройти инструктаж у разработчика или изучить правила исполь-зования ресурса, для администрирования других учреждения держат в штате высококва-лифицированных программистов.

Средства реализации коммуникационных взаимодействий между субъектами образовательного процесса:

Тематические конференции (форумы), чаты и гостевые книги, телеконференции,
средства обратной связи:
Рассмотрим основные средства общения, которые могут быть подключены к любому типу
ресурсов.
Форум
Форум образовательного учреждения может стать мощным средством общения между преподавателями, родителями и учениками. В настоящее время нет необходимости обра-щаться к программистам, включая в состав сайта форум. Исключение может составить ситуация когда Учреждению необходимы какие-то специфические возможности. Сущест-вует огромное количество организаций предоставляющих возможность создания форумов на своих серверах. Наличие форума, безусловно, открывает для любого ресурса дополни-тельные возможности, но требует постоянного ежедневного администрирования.
Чат
Ещё одна форма общения – чат. Предоставляя несколько другую, нежели тематические конференции форму общения, чаты требуют постоянного в буквальном смысле ежеми-нутного контроля со стороны администратора. Решение использовать чат для целей обра-зовательного учреждения должно быть продиктовано невозможностью решить постав-ленные задачи другим путём. Существует не так много примеров, когда чаты в образова-тельных учреждения действительно полезны, как правило, эти чаты открыты для неболь-шого количества людей и только на некоторое время. Например: чаты Факультета Пере-подготовки Специалистов при Политехническом Университете, которые используются для общения слушателей проходящих дистанционное обучение их преподавателей.
Гостевая книга
Гостевая книга – это возможность посетителю сайта сделать запись или оставить коммен-тарий, и по своей сути похожа на «Книгу жалоб и предложений». Использовать или нет на сайте гостевую книгу, зависит целиком от пожеланий руководства учреждения. Затраты времени на администрирование гостевой книги, как правило невелики. Также как в случае с форумами и чатами существует множество организаций, предоставляющих возможности создания собственной гостевой книги.

Интерактивные формы
Зачастую на сайтах можно встретить интерактивные формы для обратной связи и т.д. Данные формы позволяют решать пользователю множество задач, не покидая страниц сайта. Для создания корректно работающих форм необходимы знания в области програм-мирования, поэтому решение такой задачи потребует привлечение специалистов.
Что нужно учесть перед созданием сайта
• Первоочередные и второстепенные задачи, которые должен решать сайт.
• Какие группы пользователей должен привлечь сайт
• Какие материалы должны быть размещены на сайте, какие функциональные
возможности необходимо заложить;
• Какова должна быть логическая структура сайта
Первоочередные и второстепенные задачи, которые должен решать сайт
Структура сайта напрямую зависит от тех целей и задач, которые были поставлены на
начальном этапе проекта.
Какие группы пользователей должен привлечь сайт
Основные группы пользователей сайтов ОУ следующие:
• родители;
• учащиеся;
• преподаватели;
• контролирующие организации;
Пользователи сети Интернет различаются своими предпочтениями, навыками работы в
сети, восприятием информации и т.д.
Какие материалы должны быть размещены на сайте
Очень важно перед началом работ над сайтом определиться какие материалы и в каких
разделах необходимо разместить. На страницах сайта следует размещать только важную и актуальную информацию, это упростит взаимодействие с сайтом.
Какова должна быть логическая структура сайта
Разработка логической структуры один из ключевых этапов создания сайта. Именно от этого этапа зависит, смогут ли пользователи легко находить необходимую для них ин-формацию и использовать все функциональные возможности сайта.
Кто и как часто будет обновлять информацию на сайте
Необходимо чётко представлять себе, как часто будет обновляться информация на сайте,
и каким уровнем знаний в области интернет-технологий обладает человек, который будет
проводить обновления. Это позволит при необходимости заложить дополнительные воз-можности, облегчающие администрирование. Ответы на эти вопросы позволят опреде-литься, какой тип ресурса необходим ОУ на данный момент времени. Безусловно, боль-шинству руководителей ОУ, преподавателей, учащихся и родителей хочется видеть пол-нофункциональный информационно-образовательный ресурс, но необходимо понимать, что при разработке и создании сайта, нужно закладывать только те функциональные воз-можности, которые образовательное учреждение в состояние поддерживать.

Созданию школьных сайтов типа «визитная карточка» посвящено много пособий, статей,
методических рекомендаций. Однако необходимо, идя в ногу со временем переходить от
информатизации образования к развитию дистанционных форм организации учебного процесса. Для достижения этой цели прекрасным инструментом станет информационно-образовательный ресурс учреждения.

Актуальность создания информационно-образовательного ресурса продиктована:
Необходимостью наличия информационно-образовательных ресурсов у ОУ продиктована Законом об Образовании и другими нормативными актами.
А также:
• несоответствием уже имеющихся ресурсов, представленных в образовательной
сети района, современным требованиям:
• низкая популярность данных ресурсов у педагогов и учащихся;
• потенциально высокая загруженность восприятия;
• структурная и семантическая сложность ресурсов;
• большой объем информации, передаваемый через систему;
• отсутствие интуитивной понятности интерфейса, перегруженность лишними
функциональными возможностями, замедляющими работу с ресурсом и
усложняющими решение поставленных задач.)

В связи с этим разработка информационно-образовательного ресурса качественно нового
уровня, представляется важной и актуальной задачей. Проектирование ресурсов для обра-зовательных и коммуникационных задач, как правило, затрагивает большее количество вопросов проектирования и оценки, нежели проектирование традиционных интерфейсов сайтов. Для этой цели существует большое количество различных методик и вариантов проектирования. Все они объединяются в 2 большие группы: использование шаблона с последующей адаптацией под конкретные цели проекта и вторая группа разработка собственного интерфейса изначально проектируемого под поставленные задачи. Разработка собственной оболочки требует значительных временных затрат на подготовительном этапе, высокий профессиональный уровень разработчика, однако на 100% попадает в целевую аудиторию, будучи заточена лишь под лишь под ее конкретные задачи.

Выбор того или иного пути проектирования имеет принципиальное значение так как вле-чет за собой принципиально разные задачи, которые придется решать в процессе разра-ботки ресурса. Разработка эргономичного информационного ресурса, основанного на собственной оболочке, будет способствовать повышению качества образовательного процесса, посредством предоставления только необходимых данной целевой аудитории возможностей, что в свою очередь приведет к упрощению коммуникационных взаимодействий между субъектами образовательного процесса (ученик – преподаватель, преподаватель – родитель). Однако это повышает требования к уровню квалификации разработчика ресурса.

Технические аспекты создания информационно-образовательного
ресурса ОУ основанного на собственной оболочке (без использования шаблона)


Официальный сайт образовательного учреждения является мультимедийным ресурсом и попадает под стандартизацию: ISO 14915 — эргономика программного обеспечения мультимедийных пользовательских интерфейсов. В стандарте даются рекомендации по созданию элементов управления для мультимедийных продуктов, таких, например, как обучающие системы (образовательные ресурсы, ЦОР, дистанционные курсы), электрон-ные справочники, интернет сайты.

Мультимедийные пользовательские интерфейсы (в нашем случае сайт) включают в себя, объединяют и синхронизируют различные типы информации (статические, такие, как текст, графика, изображения и динамические, например, звук, анимацию, видео и др.).

Эргономичный дизайн увеличивает возможности пользователя по эффективной и резуль-тативной работе с системой (ISO 9241-11). Это может достигаться путем тщательного проектирования мультимедиа-приложений (сайтов) с учетом задачи, для которой они предназначены например, (получение информации, образование, коммуникация и.т.д.)

Эргономичный дизайн сайта обеспечивает здоровье сбережение при работе с ним, а также значительно экономит время пользователя по решению типовых задач на ресурсе (поиск информации, коммуникация, восприятие информации и т.д.).

Множество имеющихся сред представления информации и взаимодействие между ними различным образом воздействует на восприятие и мышление пользователя. Специфиче-скими характеристиками мультимедиа являются: потенциально высокая загруженность восприятия, структурная и семантическая сложность, большой объем информации, пере-даваемый через сайт.

ISO 14915 представляет собой руководство по эргономичному проектированию мульти-медийных программных интерфейсов пользователя и состоит из требований и рекоменда-ций. Этот международный стандарт направлен на вопросы, относящиеся к пользователь-скому интерфейсу, такие, как концептуальная структура интерфейса, выбор и объедине-ние информационных сред, навигация пользователя и органы управления для различных типов информации, визуальное представление. Спектр адресуемых приложений включает в себя как автономные, так и передаваемые по сети приложения различного объема и сложности (например, от отдельных web-страниц до сложных каталогов или систем интерактивного моделирования). ISO 14915 состоит из следующих частей:

ISO 14915-1: Структура и принципы проектирования

ISO 14915-1 определяет принципы проектирования мультимедийных пользовательских интерфейсов и структуру проектирования мультимедиа. Вводимые принципы обеспечи-вают фундамент для детализированных рекомендаций, описанных в других частях ISO 14915. Даются общие рекомендации по процессу проектирования мультимедийных поль-зовательских интерфейсов.

ISO 14915-2: Мультимедийное управление и навигация

ISO 14915-2 дает рекомендации по органам управления и навигации в мультимедиа-приложениях. Управление в большей степени связано с функциями контроля динамиче-ской информационной среды, такой, как аудио или видео. Раздел "Навигация" описывает концептуальную структуру мультимедиа-приложения и действия пользователя по пере-мещению в данной структуре. Он также включает рекомендации по поиску в мультиме-дийной информации.

ISO 14915-3: Выбор и комбинирование мультимедийной среды

ISO 14915-3 дает рекомендации по выбору среды с учетом целей коммуникации или зада-чи и характеристик информации. Оно также представляет руководство по комбинирова-нию различных сред и включает рекомендации по объединению мультимедийных компо-нентов в последовательности для просмотра и чтения.

ISO 14915-4: Особенности применения мультимедиа в различных областях.

ISO 14915-4 дает рекомендации по проектированию мультимедийных пользовательских интерфейсов для различных областей применения.

Вывод:
Из всего вышеперечисленного следует, что разработкой технической части информационно-образовательного ресурса образовательного учреждения должны заниматься специалисты высокой квалификации, способные к созданию веб ресурсов с опорой на вышеперечисленные стандарты.

Требования, которые прописываются в техническом задании на информационно-образовательный сайт ответственным педагогическим работником от ОУ техническим специалистам оп разработке ресурса:
• Технические требования:
Ресурс должен предусматривать взаимодействие участников образовательного процесса с учетом используемых каналов связи. Необходимо обеспечить кроссбраузерность ресурса.
Соответствие используемых языков разметки и программирования веб ресурса, возмож-ностям выбранного хостинга.
• Требования к эргономике и технической эстетике:
Ресурс создаётся с учётом принципов проектирования по ISO 14915.
Необходимо учесть профиль ресурса (информационно-образовательный) при разработке дизайн решения. Предусмотреть возможность индивидуальных маршрутов для различных пользовательских групп.

План разработки ресурса
Постановка задачи / разработка концепции проекта
• oзнакомление c общими целями и задачами проекта;
• oзнакомление с контентом будущего ресурса;
• детальный анализ данных, анализ отрасли, определение целевой аудитории;
• общие рекомендации по срокам исполнения проекта;
• определение стороны, ответственной за публикацию и продвижение проекта в
сети, дальнейшее администрирование.
Итог этапа: информационная карта проекта (см. приложение).
Разработка логической структуры проекта
• создание профилей пользователей;
• анализ контента;
• разработка логической структуры;
• определение структуры и содержание типовых страниц;
• определение функционала ресурса, и способов его реализации;
• разработка эскизов дизайна проекта.
Итог этапа: Техническое задание (пример в приложении). Прототип сайта на
бумаге, с описанием функциональности блоков.

Разработка
• Создание HTML прототипа;
• тестирование прототипа;
• дизайн: художественное и техническое решение;
• программирование: создание программных элементов;
• базовое информационное наполнение;
• реализация навигации в рамках утвержденной модели проекта в полном объеме,
включая динамически формирующиеся страницы.
Итог этапа: ресурс в полном функциональном объеме.
Тестирование
• тестирование, экспертная оценка;
• oтладка работы веб-проекта: поиск и исправление ошибок, оптимизация;
• Публикация, итоговое тестирование;
• Подготовка пакета документов по дальнейшему администрированию ресурса.
Итог этапа: Ресурс и пакет документов, переданный разработчиками на
дальнейшее администрирование.

В результате реализации проекта необходимо соблюдать технические требования указан-ные в техническом задании. Пройдя этот длинный путь на выходе получаем эргономич-ный интерфейс, соответствующий поставленным перед ним задачам.

Рекомендации по оформлению сайта образовательного учреждения:
Цветовая гамма
Цветовая гамма должна соответствовать профилю ресурса и использовать гармоничные цветовые сочетания. Все цвета выбираются из одной цветовой палитры. Для фона выби-рают однотонные, чаще всего пастельные цвета. Цвет фона для всех страниц в рамках од-ного раздела необходимо сохранять. При переходе от раздела к разделу следует варьиро-вать только оттенок цвета. Цвета текста и фона должны быть контрастные, например, темные буквы на светлом фоне, реже светлые буквы на темном фоне. Избегайте цветных текстов без крайней необходимости.
Расположение текста
Текст должен иметь поля слева и справа. Зона текста (абзац) должна охватываться глазом и центрироваться по горизонтали. Общепринятый объем текста одной страницы - 2-3 эк-рана. Текст должен быть удобочитаемо форматирован. Расстояние между абзацами долж-но быть оптимальным (абзацы не должны слипаться или быть сильно удалены друг от друга).
Шрифты
Рекомендуется выбирать типовые (не декоративные) шрифты, для больших текстовых блоков. Размер шрифта не меньше 10 пунктов.
Заголовок фрагмента должен подходить к нему по смыслу. Для заголовков выбирают раз-мер шрифта отличающийся по размеру от основного текста на 2-3 пункта и/или иной шрифт.
Акценты
Информация на странице должны быть структурирована таким образом, чтобы была ясна последовательность восприятия информации. Для акцентирования и структурирова-ния, либо ранжирования материала используются например:
• цветовые рамки и заливки;
• местоположение;
• шрифт или его размер;
• выравнивание, отступы или интервалы;
• выделение абзаца маркером (списки).
не использовать для цвета рамки и заливки слишком яркие цвета, отвлекающие от кон-тента.
Таблицы
Каждая таблица должна иметь «шапку», ее содержимое должно иметь одинаковое форма-тирование. Текст таблицы не должен быть прижат к ее границам.
Рисунки
Все внедренные рисунки должны иметь форматы читаемые большинством браузеров.
Рисунки должны соответствовать тексту. Размеры рисунка выбираются в соответствии с текстом, который они сопровождают. Все рисунки одной страницы (одного файла) долж-ны быть размера, которые указываются явно при создании Web-страницы. В идеале ри-сунок должен сопровождаться описанием и альтернативным текстом.
Рисунок при необходимости выделяют рамкой, не отвлекающей внимание от содержания рисунка.
Аудио и видео
Ссылки на файлы данного типа предназначенные для скачивания должны содержать ин-формацию о формате и объёме. Потоковое аудио и видео должно быть оптимизировано.
Навигация
Главная навигация может быть только одна (она не должна дублироваться). В случае на-личия длинных страниц ссылки главной навигации могут быть продублированы внизу страницы (вспомогательная навигация). Страницы, которые имеют размер 2-3 экрана, должны иметь ссылки (якоря), позволяющие перейти к началу страницы. Главная навига-ция должна быть выделена явным образом и отличаться по рангу от локальной (если она есть) навигации. Главная навигация должна размещаться на всех страницах сайта не ме-няя своего положения, за исключением страниц открывающихся в отдельном окне. В рам-ках раздела переход от страницы к странице должен быть организован через локальную навигацию, перекрестные ссылки (от страницы к странице) допускаются только как вспо-могательные.

Первая страница не должна содержать ссылку сама на себя, исключая перезагрузку уже открытой страницы.

Полная структура файлов образовательного ресурса должна быть приведена в карте сайта.

Требования к защите информации:
Должна быть предусмотрена система профилирования пользователей с разными уровнями полномочий (для закрытой части ресурса, если таковая имеется). Обеспечено соблюдение и защита авторских прав, защита сайта от взлома, обеспечено резервное копирование сайта.

Рекомендации по содержанию сайта образовательного учреждения
На сайте должна быть представлена официальная информация об образовательном учре-ждении (далее - ОУ):
1. Контактная информация:
• Почтовый адрес, телефоны, е-mail, имена ответственных лиц;
• Форма обратной связи с администрацией ОУ;
• Инструмент(ы) коммуникаций между участниками ОП;
• Наличие ссылок на связанные сайты (министерств, ведомств, спонсоров);
• Наличие ссылок на сайты учителей и учеников.

2. Информационная часть ресурса:
• Устав школы и др. документы к которым необходим доступ общественности и уча-стников ОП (правила внутреннего распорядка, правила обеспечения безопасности учеников, правила приема и перевода учащихся в ОУ, публичные отчеты о финан-совой деятельности школы, родительских комитетов, и.т.д.)
• История школы;
• Фотогалерея;
• Информация об администрации (в т. ч. часы приема, контактная информация);
• Информация о педагогах (список, фотографии, информация о каждом педагоге)
• Информация для родителей;
• Информация для учеников;
• Творческие работы учащихся;
• Информация о достижениях школы, её учителей и учеников;
• Расписаний звонков, уроков, кружков, каникул и т.д.
• Виртуальная экскурсия по школе (в идеале);
• Информация о вспомогательных службах школы (столовая, мед.пункт, школьный психолог);
• Схема проезда к школе;
3. Образовательная часть ресурса:

• Методические работы педагогов;
• Образовательные продукты: УМК, дополнительные учебные материалы, дистанци-онные курсы, полезные ссылки и.т.д.;
• Сценарии воспитательных и внеклассных мероприятий (школьные праздники, классные часы, конкурсы, викторины и т.д);

4. Административная часть ресурса:

Сведения:
• Дата создания учреждения;
• Структура учреждения;
• основные и дополнительные образовательные программы;
• персональный состав педагогических работников;
• материально-техническое обеспечение;
• электронные образовательные ресурсы, к которым предоставляется доступ;
• условия приёма в учреждение;
• стипендии и материальная поддержка;
• финансовый отчёт;

Копии документов:
• лицензия и приложение;
• свидетельство о гос. аккредитации и приложение;
• план финансово-хозяйственной деятельности или программа развития;
• отчёт о результатах самообследования;
• порядок оказания платных услуг;
• публичный доклад.

Категория: Администратору ОУ, ДОУ | Добавил: skulenkova
Просмотров: 2840 | Загрузок: 162 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА