Как изготовить стенд для детского сада или школы своими руками Проект "Я писатель" дополнен новой рубрикой "Письма с войны" Викторина к Дню космонавтики "Поехали" Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт" Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит" Упражнение 10 "Трапеция" Как сделать цветы из поролона своими руками? Электронная викторина к 75 летию Победы с документом! Онлайн платформа для развития ребенка с раннего возраста Автоадвокат. Юридическая помощь при ДТП. Юристы по ДТП Английский по скайпу

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


22:50
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3 городского округа Тольятти

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ.

(для школ-интернатов VIII вида)

Г. ТОЛЬЯТТИ

2010 г.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В «А» КЛАССАХ.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.

1. Охрана здоровья.
Физическое развитие.
2. Привитие навыков самообслуживающего труда.
3. Основы социализации и общения.
Любовь к малой Родине.
4. Коррекция недостатков психического развития.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА.

1. Охрана здоровья. ЗОЖ.
Физическое здоровье.
2. Личностное развитие.
3. Трудовое воспитание.
Развитие творческого воспитания.
4. Основы гражданского самосознания:
- основы гражданского и патриотического воспитания;
- знакомство с истоками национальной культуры.
5. Основы жизнеобеспечения.

СТАРШИЕ КЛАССЫ.

1. Охрана здоровья. ЗОЖ.
Физическое развитие.
2. Личностное развитие.
3. Гражданское самосознание.
4. Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание.
5. Эстетическое воспитание и творческое развитие..

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В «Б» КЛАССАХ.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.

1. Охрана здоровья. Физическое развитие.
2. Навыки самообслуживающего труда.
3. Основы общения.
4. Коррекция недостатков психического развития.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА.

1. Охрана здоровья. Физическое воспитание.
2. Личностное развитие.
3. Трудовое воспитание и развитие творческого воображения.
4. Навыки общения.
5. Коррекция недостатков психического развития.

СТАРШИЕ КЛАССЫ.

1. Охрана здоровья. Физическое развитие.
2. Личностное развитие.
3. Трудовое воспитание и творческое воображение.
4. Основы социализации и общения.
5. Основы жизнеобеспечения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ.

1. Развитие способности познавать себя.
2. Развитие умения заботиться о себе.
3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его.
4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них.
5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
6. Развитие восприятия речи.
7. Развитие умения подражать.
8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре.
9. Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА
ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ:

1. Нравственные корни - доброта и милосердие, справедливость и сочувствие, вежливость и скромность, уважение, взаимопомощь и дружба, порядочность, честность.
2. Наши традиции – семейные, нашего класса, нашей школы, народные,
государственные.
3. Правила жизни – нравственные, семейные, школьный этикет,
экстремальные ситуации, здоровый образ жизни, творчество и профессия.

ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КАЖДОМ ЗВЕНЕ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ.

• Потребности во внешних впечатлениях, которые реализуются при участии взрослого; его поддержки и одобрения, что способствует созданию климата эмоционального благополучия.
• Потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания.
• Потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.


ВЕДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

• Игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно – ролевая, драматизация.
• Учебная деятельность.

ЗАДАЧИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ.

Личностное развитие.
• Познакомить с основными моделями коммуникативного поведения;
• Объяснить правила, регулирующие поведение ребенка с позиции его индивидуальности в обществе;
• Развивать внутреннюю убежденность в востребовании ребенка обществом.
Охрана здоровья. Физическое здоровье.
• Развивать основы ответственности за состояние своего здоровья;
• Отработать навыки санитарно – гигиенического ухода за собой;
• Познакомить с вариантами помощи другим.
• Начало реализации программы ЗОЖ.

Трудовое воспитание.
• Вооружить основными навыками самообслуживающего труда, учебного поведения.

Творческое воображение.
• Развитие основ творческого мышления и воображения как одно из направлений снятия комплекса депривации;
• Развитие механизмов самостоятельного творчества как «раскрутка» механизмов компенсации дефекта.

Основы социализации и общения.

• Знакомство и отработка норм поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, столовая, урок, улица, магазин, почта...

СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.


ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ.

• Потребность занять свое место в коллективе;
• Стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
• Ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшим фактором психологического развития;
• Потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению;
• Стремление выйти за рамки школы и приобщится к жизни и деятельности взрослых.

ВЕДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

• Учебная деятельность не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него;
• Разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка;
• Интимно – личностное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым в чьих - то глазах)

ЗАДАЧИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ.

Охрана здоровья. Физическое развитие.
• Формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и ухода за организмом.
• Продолжение реализации программы ЗОЖ.
Личностное развитие.
• Развитие основ личностной самооценки, ответственности за свои поступки.
Трудовое воспитание. Развитие творческого воображения.
• Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем, овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями.
• Развитие навыков самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основа социальной адаптации воспитанников.
Основы гражданского самосознания.
• Знакомство с истоками национальной культуры, с основами правового поведения;
• Начальное экономическое просвещение.
Основы жизнеобеспечения.
• Развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ.

• Желание занять свое место в мире взрослых;
• Утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании и т. п.
ВЕДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

• Интимно – личное общение ( друг с другом, с друзьями через позицию своих настроений и желаний).
• Учебно – профессиональная деятельность ( в большей степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).

ЗАДАЧИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ.

Охрана здоровья. Физическое развитие.
• Развитие системы профилактики умений по охране здоровья;
• Воспитание привычки к здоровому образу жизни;
• Завершающий этап реализации программы ЗОЖ.
Личностное развитие.
• Развитие механизмов эмоционально – волевого регулирования поведения;
• Развитие мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний, потребностей.
Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание.
• Осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться;
• Овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;
• Овладение основами экономической грамотности.
Гражданское самосознание.
• Осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности;
• Усвоение основ национальной культуры.
Эстетическое воспитание и творческое развитие.
• Развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения;
• Формирование духовных запасов личности каждого воспитанника.
• Развитие художественно – изобразительных умений и способностей;
• Развитие музыкально – выразительных умений и способностей.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Начальная школа Средняя школа. Старшая школа.
Охрана здоровья.
- формирование санитарно- гигиенических навыков;
- развитие убежденности в ответственности за свое здоровье;
-элементы физического совершенствования тела.
- физзарядка, физкультминутки,
подвижные игры. Охрана здоровья.
- развитие привычки к здоровому образу жизни;
-тренировка силы воли, физического совершенства;
- основы полового воспитания.
-физзарядка, физкультминутки, подвижные игры. Охрана здоровья.
- мотивационная сфера;
- эмоционально- волевая сфера как основа развития регулирующей функции поведения;
- организовать физкультурно- оздоровительную работу в группе;
-физзарядка, физкультминутки,
подвижные игры.
Личностное развитие.
- диагностика уровня воспитанности;
- становление ребенка в группе;
-развитие партнерских отношений. Основы социального поведения..
- становление личностной позиции « Я сам», « Я и другие». Личностная позиция.
- Мотивационная сфера;
- Эмоционально- волевая сфера как основа развития регулирующей функции поведения.
Творческое воображение.
- развитие механизмов творческого восприятия, мышления;
-развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других. Основы жизнеобеспечения.
- ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
- основы экономической грамотности. Профессиональное и трудовое воспитание.
- осмысление необходимости трудовой деятельности;
-допрофессиональная подготовка;
- общая ориентация в мире профессий.
Самообслуживающий труд.
- учебные умения;
-уход за своим местом;
- самообслуживающие навыки. Трудовое воспитание.

- отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем. Гражданское самосознание.
- права и обязанности;
- экономическое просвещение;
- национальное самосознание.
Приобщение к истокам национальной культуры.
Начало реализации программы « Приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры» Формирование основ национального самосознания.

-знакомство с истоками национальной культуры. Эстетическое воспитание.

- музыка как связь поколений;
- живопись и танец.
Самообслуживающий и ручной труд.

По программе трудового воспитания. Творческое развитие.

- развитие творческого мышления. Творческое развитие.

- развитие самостоятельного творческого мышления.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Коррекционно - воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности развития личности в целом.
Она охватывает весь учебно - воспитательный процесс, всю систему деятельности образовательного учреждения.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ – направлено на развитие личности как индивидуальности:
• Ценность (все коррекционные мероприятия адресуются ко всей личности ребенка в целом с учетом ее первичного дефекта).
• Выбор деятельности ребенка ( с точки зрения интересов своего развития, помощи развития других людей);
• Умение действовать демократически ( добровольность участия детей в мероприятии, возможность выбора поручений, совместный анализ проведенного мероприятия);
• Системность.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
• Развитие основ личностной самооценки и ответственность за свои поступки;
• Формирование у детей нравственных норм поведения путем бесед, чтения и обсуждения книг, ролевых игр;
• Воспитывать честность, правдивость, скромность, искренность, умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, уважительное отношение к старшим, стремление быть точным и исполнительным.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ – формы и методы, помогающие сохранить и укрепить здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья:
• Навыки ЗОЖ;
• Выполнение гигиенических правил личной безопасности;
• Самообслуживание;
• Организация ежедневной утренней гимнастики;
• Прогулки на свежем воздухе;
• Проведение спортивных праздников;
• Проведение физкультминуток во время самоподготовки учащихся.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
• Организовать физкультурно – оздоровительную работу в группе;
• Проводить физзарядку, физкультминутки, подвижные игры;
• Учить детей соблюдать общегигиенические требования;
• Путем бесед, тренингов воспитывать у детей стремление заботиться о своем здоровье.

ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ОБЩЕНИЯ ( комплексные занятия, включающие разнообразные формы и приемы работы с детьми с учетом их возраста и программных задач) :
• Общение с окружающими людьми ( беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические и сюжетно – ролевые игры, психогимнастика, художественное слово, проблемные ситуации, работа со схемами и др.);
• Направления социально – нравственного, патриотического развития ребенка.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ :
• Знакомить с основами правовых норм поведения;
• Прививать навыки культуры общения в школе, дома, общественных местах;
• Воспитывать и создавать в группе тесный и сплоченный коллектив;
• Знакомить детей с истоками русской культуры, русских традиций;
• Прививать интерес к живописи, музыке;
• Воспитывать любовь к Родине, родному краю.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ( в основу технологий положены закономерности формирования обобщенных умений и навыков развития важнейших психических характеристик, определяющих основные линии развития ребенка) :
• Комплексные развивающие занятия;
• Развитие художественно – изобразительных умений и способностей;
• Музыкально – выразительные умения и способности.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ :
• Развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основы социальной адаптации воспитанников.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ( воспитание положительных качеств личности ребенка):
• Трудолюбие, правильность действий и результат;
• Настойчивость и ответственность в выполнении поручений;
• Самостоятельность при выполнении трудовых заданий;
• Умение работать в коллективе.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ :
• Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;
• Овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с миром профессии.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ( ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ)
• Изучение семей учащихся;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
• Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;
• Индивидуальная работа с родителями;
• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.

• Укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствования двигательной сферы;
• Формирование гражданственности, патриотизма, усвоение прав и свобод личности;
• Воспитание потребности к творчеству, т.к. именно творческое созидание наряду с потребностью к сознанию служит основой развития личности и способствует развитию ее духовности;
• Социально – трудовая адаптация;
• Воспитание к трудовой деятельности, направленное на развитие разнообразных способностей детей, подготовку их к профессиональному самоопределению, формирование умений, позволяющих им самостоятельно реализовать свои жизненные планы;
• Развитие навыков общения, организаторских умений, обеспечивающих успешное решение задач в условиях жизненных ситуаций;
• Воспитание семьянина, т.е. формирование необходимых способностей для построения собственной семьи;
• Формирование зрелой гражданской позиции и социально – экономической активности личности.

ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

• Положительная динамика состояния здоровья детей, снижение заболеваемости;
• Отсутствие утомляемости детей;
• Повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
• Развитие социальной активности детей;
• Снижение тревожности как одного из факторов, тормозящих развитие познавательной деятельности;
• Умение трудиться в коллективе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задачи воспитательной работы для учащихся со сложным дефектом.

Они делятся на пять направлений:

1. Формирование представления о себе.
2. Формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования.
3. Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде.
4. Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений.
5. Познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.

Формирование и развитие основных навыков и умений
Моторика

Развитие ощущения собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка.

Восприятие

«Восприятие» - это способность ощущать и осознавать раздражение организма и окружающего мира. Цель этого раздела – развитие способности ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность.

Самообслуживание

Навыки самообслуживания имеют большое значение для развития самостоятельности и независимости ученика от ситуации.

Ориентация ученика в окружающем мире.

Основная задача – познакомить ученика с окружающим его миром в полном объеме и научить способности ориентироваться в нем.

Социальные отношения.

Цель – помочь ученикам, используя специальные педагогические приемы, установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними.

Трудовая деятельность
Основными целями занятий трудом является попытка побудить детей к трудовой деятельности; развить и скоординировать основные двигательные навыки ребенка и на их основе выработать специальные производственные навыки, научить ребенка откладывать свои сиюминутные желания и доводить начатую работу до конца.

КОРРЕКЦИЯ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
1) Формирование целостности зрительного восприятия.
• Работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр.
• Узнавание хорошо знакомых предметов, изображений, букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе.
• Нахождение сходства и различий в предметах, изображениях, сюжетных картинках, явлениях.
• Восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу и инструкции.
• Конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.
• Воспроизведение изображений и их сочетаний по памяти.
2) Развитие способности концентрировать и распределять внимание
• Лабиринты
• Зрительные диктанты.
• Рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерность, расположи симметрично, в зеркальном отражении).
3) Развитие изобразительности зрительного внимания.
• Нахождение заданного изображения (букв, цифр, слова, числа) среди ряда аналогичных изображений.
• Выбор заданной буквы среди букв, разных по цвету, размеру, шрифту.
2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
1) Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
• Пальчиковая гимнастика.
• Упражнение для выработки свободных движений руки.
• Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой.
• Работа с конструктором.
• Работа с лекалами и трафаретами.
• Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
2) Развитие зрительно-моторных координаций.
• Рисование по точкам, пунктиру.
• Рисование орнаментов.
3. Развитее фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
1) Развитие слухового восприятия, внимания , памяти.
• Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности и т.д.
• Воспроизведение ритмического рисунка на слух.
2) Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.
• Последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой культуры.
• Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков разными цветами.
4. Совершенствование речевого развития.
1) Обогащение и систематизация словаря.
• Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.
• Расширение словаря синонимов и антонимов.
• Обогащение словаря признаков.
2) Развитие устной монологической и диалогической речи.
• Обучение построению высказывания.
• Совершенствование грамматического строя речи.
• Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно-временные связи.
5. Развитие словесно – логического мышления.
• Формирование умения понимать и задавать вопрос.
• Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.
• Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.
• Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.
• Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).
• Умение логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам.
• Развитие умения устанавливать смысловые аналогии.
• Развитие логического запоминания.
6. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
• Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции. Дидактические игры на выполнение многошаговых инструкций по памяти, по опорным значкам.
• Формирование умения действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, правилу.
• Совершенствование умения планировать свою деятельность.
• Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.
• Овладение осознанным, планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного.
• Развитие комбинаторных способностей.
7. Развитие оперативной памяти.
• Развитие зрительной памяти и внимания.
• Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание.
• Развитие слуховой памяти и внимания.
• Обучение приемам запоминания.

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики.

Упражнения для развития движений кисти и пальцев рук.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Обращает на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук.
Проведение исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.
Плохая моторика пальцев рук дает и низкие результаты при выполнении таких заданий, как обвести данную фигуру, нарисовать по образцу, списывать слоги, слова, предложения, выполнить бордюр в прописи и т.д.
При выполнении заданий ребенок быстро устает, у него падает работоспособность.
Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, поговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмыслить то, что дети произносят вслух. Действие пальцев и речь ответствуют тому, что требует педагог от детей.
Стихи для физминутки.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову подними выше
И легко – легко подышим…
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, подняться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире
Пять руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим.

Логопедическая работа в коррекционных классах.

Особенностью логопедической работы является индивидуализация коррекционно – логопедического воздействия. Это связано с тем, ученики одного и того же класса резко различаются по уровню развития речи, по сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношений.

Предварительный этап.
На этом этапе проводится развитие общей, ручной моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса.

Развитие ручной моторики.
На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно. Раскладывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).
1. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, 3 и4 части. Сначала складывают по образцу, потом по памяти.
2. Складывание из палочек, спичек , геометрических фигур, изображений, букв.
3. Обведение контуров предметных изображений.
4. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
5. Вырезание цветных полосок, фигурок по контурам.
6. Наматывание ниток на катушку, клубок.
7. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
8. Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутов, расплющивание шариков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
9. Работа с мозаикой.
10. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
11. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак-ладонь-ребро.
12. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь.
13. Пальчиковые игры без речевого сопровождения: «лесенка» (индийская игра), пальчики «здороваются», оса, дети бегут, коза и козлята, очки, двое разговаривают, стол, птичка пьет водичку, крыша, гнездо, цветок, улитка, лодочка, солнечные лучи, елка, игра на рояле.
С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, т.е. «пальчиковые» игры.

Игровые упражнения для развития дыхания:

Пилка дров.
Погреться на морозе.
Листья шелестят.
Надуй игрушку.
Задуй свечу.
Покатай карандаш.

Развитие речевого внимания и голоса.

Обращается внимание детей на различную силу, высоту, тембр голоса. Например: эхо, вьюга, дует ветер, в лесу (сюжетные картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд».)

Развитие артикуляционной моторики.

• Гимнастика для губ и щек.
• Гимнастика для челюстей.
• Гимнастика для языка.

Развитие слухового восприятия и внимания.

Подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. Эта работа проводится в виде игровых упражнений.
Например: Кто хлопал? Что звучит?
Тихо – громко (идут друг за другом под звук бубна: быстро, громко -бегут, тихо, медленно -идут).

Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятия речи окружающих.
«Найди картинку». Перед детьми картинки и воспроизводят соответствующее звукоподражание.
«Хлопки». Называются различные слова, как только называют животного, дети хлопают. При произнесении других слов хлопать нельзя.
« Летает, не летает». С хлопками.
«Запомни слова». Называют 3-5 слов, дети должны повторить их в том же
порядке. 1-й вариант по картинкам. 2-вариант – без картинок произносить
слова.

Игры по развитию устной речи.

Сезонные изменения в природе.


1. «Времена года»
Цель: закрепление названий времен года и их признаков, отработка связанности высказывания.
Оборудование: 4 больших картинки с изображением времен года; 12 маленьких, на которых изображена 1/3 больших картинок и пронумерованы от 1 до 12.
2. « Лови и назови»
Цель: закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.
Оборудование: мяч.
3. «Эстафета»
Цель: закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простое предложение.
Оборудование: палочка- эстафета.
Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету.
4. « Так бывает или нет?»
Цель: закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении.
5. « Угадай, что это?»
Цель: закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения обосновать отгадку, правильно строить предложение.
6. « Будь внимателен»
Цель: закрепление названий учебных вещей, отработка правильного употребления в предложении винительного падежа имени существительного.
Оборудование: картинки с изображением учебных вещей.
7. « Магазин игрушек» (ролевая игра).
Цель: развитие умения описывать предмет, находить его существенными признаки, узнавать его по описанию. (По описанию продавец узнает игрушку и продает ее вам).
Растения.

8. «Ансамбль».
Цель: классификация овощей по различным признакам, закрепление словаря, обозначающего эти признаки.
Оборудование: картинки с изображениями различных овощей.
9. « Поварята» (ролевая игра)
Цель: закрепление названий овощей, их назначение, умение комментировать свои действия.
Оборудование: предметные картинки с изображениями посуды, овощей; 3(2) наборных полотна; фартучки и колпачки.
10. «Что растет в огороде?» в саду?
Цель: классификация овощей по месту их произрастания, правильное использование простого предложения.
11. « Угадай, что в руке?»
Цель: развитие умения отгадывать овощ на ощупь, по запаху, называть его признаки, правильно пользоваться местоимениями.
12. «Угадай, какой формы».
Цель: Соотнесение формы овощей и фруктов с геометрическими фигурами, закрепление названий геометрических фигур и растений, правильное употребление местоимений.
Оборудование: вырезанные из картона геометрические фигуры ( овал, круг, треугольник), картинки с изображением овощей и фруктов.
13. Магазин «Овощи – фрукты» (ролевая игра).
Цель: закрепление названий овощей и фруктов, отработка умения загадывать загадки, давая описание предмета.
Оборудование: вывеска с названием магазина, изображение прилавков, 2-х корзин с овощами и фруктами или набор картинок с овощами и фруктами, белый халат продавца.
14. «Да – Нет»
Цель: закрепление названий овощей, фруктов, ягод их классификация по родовым группам; формирование умения задавать вопрос.
Оборудование: набор картинок с изображениями овощей, фруктов, ягод. Желтое яблоко, лимон; желтые крыжовник, слива, репа, лук; красное яблоко, клюква, калина, редиска, помидор.

План формулирования вопросов:

1. Овощ, фрукт, ягода.
2. Цвет.
3. Форма.
4. Вкус.
Ведущий берет картину с изображением калины.
Вопросы должны ставиться так:
- Это овощ? Это ягода? Она желтая? Она красивая? Она горькая?
Отгадавший, становится ведущим.

Зрительная память.

Внимание! Пусть кто-нибудь из вас будет изображать картину, портрет, можно свой собственный.
Определите, также ведущего, затем разбейтесь на 2 команды.
Пожалуйста! (гонг)
Сейчас команды в течение 1 минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Пожалуйста, пере вами шедевр – любуйтесь. (гонг) Теперь отвернитесь. Ведущий, пожалуйста, измените в картинке как можно больше деталей. (гонг) Теперь поочередно из 1-ой и из
2-ой команды, играющие подойдите по одному к картине и молча приведите в исходное положение все измененные детали. Старайтесь ничего не упустить.
Пожалуйста, 1-ый играющий! (гонг). 2-ой пожалуйста. И так далее – когда на место садиться предыдущий играющий, к картине идет следующий. (гонг)
Ведущий, вам слово, объявите команду победителя. (гонг).
Спасибо, игра закончена. (гонг).

Двигательная память.

Разбейтесь на две команды. Определите двух представителей команд. (гонг)
Сейчас представители команд танцуют в течении 15 секунд. Остальные члены команды – жюри – внимательно наблюдают за ними. Пожалуйста, музыка! Можете потанцевать под пение членов жюри. Итак, представители команд танцуют, а жюри внимательно наблюдает за их движением. (гонг).
Стоп! А теперь представители команд, повторите движение танцоров как можно точнее, а жюри оценит вашу двигательную память. Начали! (гонг)
Жюри, определите победителя. (гонг)
Поздравляем победителя, ваши движения были наиболее точными, команда ваша выиграла. Спасибо, игра закончена. (гонг)

Образная память.

Давайте посмотрим текст и постараемся выделить в нем самое главное.
(гонг). Хорошо. Теперь такое предложение: давайте разобьемся на две команды. Пожалуйста! (гонг). Итак…, продолжаем.
Давайте попробуем представить текст в виде застывшей немой сцены. Можно подготовиться. Каждый из участков может изобразить деталь этого текста. можно взять листок бумаги, нарисовать или написать, какую деталь текста вы представите, а затем можно взяться за руки, в соответствии с тем, как по вашему мнению эти блоки текста связаны между собой.
Свою версию, вариант немой сцены изображают сначала одна команда, затем другая. Ведущий будет олицетворять собой жюри, в которое, впрочем, могут войти, по желанию ведущего, и представители команд.
Итак, на подготовку немой сцены, с использованием любого реквизита, плакатов, надписей каждой команде отводится не больше минуты. Все вместе начинают готовиться. Пожалуйста, начинаем подготовку. (гонг).
Итак, подготовка заканчивается. Давайте первое слово, если так можно сказать, ведь сцена немая, предоставим первой команде. Внимание, начали. (гонг).
Спасибо, теперь представим сцену другой команде. (гонг)
Ну, и в заключении нужно оценить оригинальность, находчивость и знание дела каждой команды.
Ведущий, вам слово для оценки итогов игры. Пожалуйста! (гонг).
Всем спасибо, на этом игра закончена.(гонг).

Сказочное королевство.

Прочитаем текст. (гонг)
Выберем двух стражников, строгих неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня здесь бал и каждому хочется сюда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на любой каверзный вопрос стражникам по учебному тексту. Сейчас все внимательно еще раз прочитают текст, а стражники по нему составят вопросы. Начали! (гонг)
Ну вот, вооружившись знаниями, можно по очереди подходить к стражникам – вдруг пропустят.
Интересно, какие вопросы они зададут? Итак, стражники, пожалуйста, задавайте вопросы по тексту. (гонг) Можно ли еще что-нибудь спросить по тексту? (гонг) Достаточно ли «въедливые» были наши стражники?
Если кто-нибудь может задать еще вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула стражников. (гонг) Всех ли пропустить на бал? Есть ли еще несчастные, не сумевшие ответить на вопросы, давайте еще раз быстро просмотрим текст. Если таких нет, начинаем бал! (гонг)
Всем спасибо. Игра закончена. (гонг)

Игры на развитие памяти.

1. В произвольном порядке разложите на столе 5-7 предметов или карточек. Ребенку или группе детей предложите рассмотреть их, примерно 10 секунд. Отвернувшись от стола, ребенок должен назвать предметы в заданной последовательности.
Вариант: предметы меняют местами, надо восстановить прежний порядок.
Вариант: «картинка спряталась» - определить, какая картинка исчезла.
2. Не глядя больше на предметы, назвать какого они цвета.
3. «Ищи безостановочно».
Посмотрев вокруг 15-20 секунд, найти предметы одного цвета (одной формы), назвать их. При групповой работе, выигрывает тот, кто назовет последний предмет.
4. Показать ребенку 7-8 цветных карандашей (20 сек.) – убрав их предложить ребенку перечислить их в предложенной последовательности.
5. 5-6 человек стоят в шеренге. Водящий смотрит на строй (40-50 сек.), затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Или, дети меняются местами (2-3 человека или все), надо восстановить шеренгу.
6. «Позы».
Каждый из стоящих в шеренге принимают позу. Рассмотрев их, водящий должен воспроизвести некоторые из них ( с указанием того кто за кем стоял) или всех. Остальные спокойно стоят и оценивают правильные позы.
7. « А я вижу»
Ребенок называет что-либо, рассказывает об этом предмете, называет его цвет. На какой звук начинается слово ( можно оговорить и другие задания: на какой звук заканчивается и т.д.)
8. Предложить детям 10 предметов. Дать им рассмотреть их и предупредив, что будут заданы по ним вопросы (привести примеры вопросов: какого цвета, из чего сделано и т. д.) дети должны ответить на произвольные вопросы об этих предметах.
9. « Ничего не вижу»
С закрытыми глазами выполнить какое-то знакомое действие (постелить постель, подмести, протереть пыль, убрать со стола и т.д.)
10. С завязанными глазами подойти к доске, написать мелом слово, вернуться на свое место. Посмотреть на написанное, подойти и стереть с открытыти глазами.
11. Узнать на ощупь с закрытыми глазами поданный предмет (вынимать предмет из коробки, мешочка).
12. Определить на ощупь какая крупа (рис, гречка, соль, сахар, чай, кофе и т.д.)
13. Узнать различные предметы, употребляемые в быту, по звуку, который они издают при падении (карандаш, ложка, книга и др.)



Литература.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР: пособие для шк. психолога/ Н.В.Бабкина.- 2006
Бабкина Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников: рабочая тетрадь / Н.В.Бабкина. – 2006
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. -2004.
Шпек Отто. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / Отто Шпек. – 2003
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практ. Пособие / А.Р.Маллер
Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р.Маллер, Г.В. Цикото. – 2003
Учебный план: обучение специальным предметам в школе для детей с особенностями в интеллектуальном развитии. – 2000.
Формирование и развитие предметно – практической деятельности на индивидуальных занятиях. - 2006
Категория: Администратору ОУ, ДОУ | Просмотров: 3400 | Добавил: НИН | Теги: показатели успешности, администратору | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА