Главная » Файлы » Публикации педагогов » Администратору ОУ, ДОУ |
02.11.2015, 13:08 | |
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Валуйского района Белгородской области
Статья на тему: «Использование метода проекта при формировании информационной культуры обучающихся в Доме детского творчества» Подготовила: директор Леонова Марина Вадимовна, п. Уразово, 2015 г. Дом детского творчества ведет активную работу по вопросам внедрения ИКТ в образовательный процесс. Целью является разработка и апробация модели образовательного процесса учреждения, направленная на повышение качества и доступности дополнительного образования детей через использование новых информационных и коммуникационных технологий. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, Дом творчества должен давать обучающимся широкий выбор информации и способы работы с ней. Что же касается формирования информационной культуры у обучающихся, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги сами овладеют информационной культурой. Реализуя поставленную задачу, педагоги активно внедряют в образовательный процесс проектную деятельность с обучающимися. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В этом смысле проектная деятельность обладает высоким потенциалом в формировании информационной культуры обучающихся. В Доме детского творчества на текущих занятиях творческих объединений были реализованы следующие проекты: Проект «Транспорт», творческое объединение «ПДД». Цель проекта: познакомиться с понятием «транспорт», с видами транспорта; расширить кругозор обучающихся. По продолжительности это - мини-проект, по содержанию - информационный, по предметно-содержательной области - монопроект. Результат - презентация. План выполнения проекта: На первом этапе педагог заинтересовал детей, создав проблемную ситуацию, для чего использовал жизненный опыт детей. Путем наводящих вопросов: «Что такое транспорт? Для чего он нужен? На чем мы передвигаемся по городу, в другой город и страну?», дети вышли на проблему «Что такое транспорт и какие виды транспорта существуют?», которую необходимо было решить. В ходе коллективной работы с обучающимися рассматривались варианты поиска информации, определялись несколько далее применяемых: поиск информации в энциклопедиях, книгах, поисковых системах сети интернет. Дети обсуждали и предлагали свои идеи, таким образом, был определен общий замысел проекта: подготовить презентацию на тему «Транспорт и его виды». На втором этапе определяли тему и цели проекта, обговаривали план его выполнения и критерии оценки результата. Так, обучающиеся определили следующие критерии: участие в обсуждении ключевых вопросов, умение распределить последовательность действий каждого члена команды, сотрудничать с другими во время работы над достижением общих целей, умение выслушивать товарищей, тщательно обдумывают информацию, умение сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи, умение принимать помощь товарищей, подбадривает и поддерживает товарищей. Кроме того, были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности. На третьем этапе ребята собрали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет). Выполняя проект, обучающимся нужно было найти в различных источниках определение транспорта, подобрать фотографии, картинки информацию о различных его видах. Первая группа готовила информацию о воздушном транспорте; вторая группа - о водном; третья - о наземном; четвертая - о специальном; пятая - о пассажирском; шестая - о грузовом. Дети делились тем, что им удалось найти самостоятельно. На четвертом этапе, полученная информация обрабатывалась и оформлялась в виде презентации. Ребята защищали проект, каждый ту часть, которую он выполнял сам. После чего вместе обсуждали результат и оценивали. В ходе итоговой беседы с детьми выяснилось, что детям было интересно самим получать новые знания. На следующем занятии дети проявили высокий уровень знаний по теме, в рамках которой был реализован проект. Данный проект способствовал формированию информационной культуры, так как дети самостоятельно искали, выбирали и обрабатывали информацию, пользовались компьютером и интернетом. Проект «Дачный участок», воспитательное мероприятие творческого объединения «Умелые руки». Цель проекта: создать модель дачного участка. По содержанию - практико-ориентированный, может быть использован в жизни. По продолжительности - краткосрочный. По комплексности - монопроект. Результат - макет земельного участка. План выполнения проекта: На первом этапе, был заявлен общий замысел проекта, идеи проекта были выбраны после проведения мозгового штурма и беседы о собственном дачном участке. Дети были активны в обсуждении и предлагали свои идеи. В обсуждении участвовал вся группа, дети рассказывали о своих дачных участках, и какие дачи они хотят построить. При обсуждении дети проявляли большой интерес к проекту, каждому важно было рассказать, что есть у них на даче, поделиться своими идеями, взять интересную идею у других. То есть, благодаря использованию жизненной ситуации, у детей появилась мотивация к выполнению проекта собственного дачного участка. На втором этапе ребята совместно с педагогом определяли тему и цели проекта, обговаривали план его выполнения и критерии оценки результата. Согласовывали способы совместной и самостоятельной деятельности. На данном этапе дети вспомнили основные составляющие проекта, что способствовало формированию элементов информационной культуры. Нужно отметить, что дети чётко видели цель проекта и представляли весь объём работы, который им необходимо было проделать. На третьем этапе ребята собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками. Им было важно поделиться своими находками. Обучающиеся выполняли проект на компьютере по группам, они рисовали модель дачного участка в программе Paint. Педагогу удалось повторить и закрепить умения работы с компьютером и в частности с графическим редактором Paint. После того, как у каждой группы был готов свой план дачного участка, коллективно обсуждали каждый и выбирали все необходимое для нашего общего проекта. Большинство детей умело доказывали свою точку зрения при выборе элементов дачного участка. Когда проект в электронном виде был готов, ребята приступили к выполнению его макета. Макет дачного участка конструировали все ребята. На четвертом этапе, обучающиеся представили конечный результат и оценили его коллективно. Важно то, что дети адекватно оценили свою работу, перечислили все трудности, встретившиеся им при выполнении работы, и нашли пути их преодоления в будущем. Так же дети высказались за воплощение данного проекта в жизнь в будущем. В ходе данного проекта ребята работали с текстовым, графическим редактором, осуществляли поиск необходимой информации в интернете, что способствует формированию ИКТ-компетентности и информационной культуры в целом.
Проект «Гербы районов Белгородской области», воспитательное мероприятие творческое объединение «Технология web-сайтов». Цель: познакомиться с районами Вологодской области и их гербами. По содержанию - практико-ориентированный, может быть использован в жизни. По продолжительности - мини-проект. По комплексности - монопроект. Результат: карта районов Белгородской области, изготовленная на ватмане с рисунками всех гербов районов Белгородской области. В начале, определялся общий смысл проекта, дети предлагали свои идеи. В результате беседы о Белгородской области, дети выяснили, что в нее входит 21 район, каждый со своей историей и символикой. Затем, дети сами вышли на проблему, «Узнать о каждом районе и о его символике». Предлагая различные идеи о конечном результате проекта, дети выбрали вариант, сделать карту Белгородской области на листе ватмана, с условными обозначениями районов. Затем определили цели проекта: познакомиться с районами Белгородской области и их гербами. Продумывался план выполнения проекта, совместно с детьми определили - какой этап проекта будет самым сложным и какие трудности могут встретиться при его выполнении, обсудили возможные пути преодоления сложностей. После этого каждый ребенок получал индивидуальное задание: подготовить информацию о каком-либо районе Белгородской области. Далее, дети находили в сети интернет герб района и распечатывали его. Обучающиеся в достаточной степени проявили навыки поиска информации с сети интернет. Когда у каждого из детей был готова часть общего проекта, они выходили к доске и на ватман, на котором были обозначены границы области и районов, приклеивали свой герб в нужное место и подписывали район. После того, как вся карта была заполнена, дети по очереди выходили и рассказывали каждый о своем районе. Обучающимися был отобран нужный материал и умело представили результаты своей деятельности, они с желанием выполняли проект, им было интересно узнать о каждом районе Белгородской области, для них это были новые знания. Ребят заинтересовало значение символов, изображенных на гербах. Дети с интересом участвовали в проектах, все были заинтересованы в результате. Каждый относился к своей части проекта внимательно и ответственно. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны были выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. В ходе проектной деятельности заметно повышается мотивация детей. В ходе каждого проекта идет формирование информационной культуры, за счет работы на компьютере в различных программах, а так же при нахождении нужной и подходящей информации в книгах, справочниках и поисковых системах, ее анализе, обработке. Обучающиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Таким образом, в ходе организации проектной деятельности можно увидеть, что метод проекта способствует формированию умений и навыков работы с информацией, что составляет компонент информационной культуры обучающихся.
| |
Просмотров: 384 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |