Четверг, 04:14 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Администратору ОУ, ДОУ

«Единые требования к учителю как участнику и организатору учебно-воспитательного процесса»
10.12.2013, 14:56
Выступление
на учебно-методическом семинаре
«Единые требования к учителю как участнику и организатору учебно-воспитательного процесса»
в рамках реализации методической темы центра образования
«Предупреждение второгодничества через создание системы учета и коррекции знаний учащихся»
учителя русского языка и литературы,
заместителя директора по УВР ГБОУ ЦО № 170
Колпинского района Санкт-Петербурга
Гавриловой Татьяны Михайловны

Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.
Выполнение этих задач происходит через обучение, основной формой и единицей которого остается урок.
Несмотря на то, что урок как организованная форма обучения существует не одно столетие, он не остается неизменным. Но урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. А качество обучения складывается из суммы результатов, полученных на каждом уроке. Но из уроков математики мы помним, что сумма может равняться нулю, а может быть отрицательной. В учебно-воспитательном процессе это происходит тогда, когда на качественно проведенный урок приходится один, два, три урока, проведенных некачественно.
Таким образом, возникает необходимость конструктивного разговора о единых требованиях к учителю как участнику учебно-воспитательного процесса.
На наших семинарах неоднократно возникал разговор об изменениях, происходящих в современном образовании. Напрямую эти изменения касаются урока. Современный урок - урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД), основными аспектами которого являются
 Мотивационно-целеполагающий
Цель урока должна быть конкретной и измеряемой, результат – приобретенные УУД, которые ученик может использовать в новой ситуации
 Деятельностный
Смысл урока в достижении цели урока через самостоятельную познавательную деятельность учащихся, где учитель на равных с учащимися ведет поиск и отбор научного знания, а ученик выступает как творец своего знания. В долгих разговорах о том, каким должен быть урок, мы стали забывать о том, что он, урок должен быть интересным, ибо «скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому».
Хочу напомнить, что сейчас мы реализуем ФГОСы второго поколения. Не нужно думать, что они еще не дошли до нас, т.к. внедрены в начальную школу в 2010 году, следовательно, нас это коснется только через несколько лет. Мы по этим стандартам уже работаем. И в образовании происходят качественные изменения. Результатом современного образования должна стать не сумма знаний по предмету (хотя и этот факт остается важным; фактуальное знание есть основа для формирования у учащихся критического и научного мышления), а Универсальные Учебные Действия (УУД), т.е. умения учиться всю жизнь.
Нельзя не согласиться с Александром Михайловичем Кондаковым, руководителем проекта по разработке ФГОСов: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения». Таким образом, цели нашего семинара можно сформулировать так:
• Осмыслить единые требования к учителю как участнику и организатору учебно-воспитательного процесса;
• Соотнести эти требования со своей педагогической деятельностью;
• Наметить направления конструктивного профессионального и личностного развития
Реализуя современные требования, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу, хочет он того или нет, каждый учитель решает для себя определенные задачи:
 Принятие основных идей ФГОСов;
 Адаптация к меняющимся условиям деятельности;
 Осмысление различных аспектов своей деятельности;
 Определение способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития
и с разной степенью глубины отвечает для себя на вопрос: «Каким же должен быть современный учитель»?
В данный момент идет разработка профессионального стандарта учителя, и хотя его пока еще нет, но в действующих стандартах сформулированы требования к современному учителю. Свою профессиональную готовность вы можете оценить, прибегнув к анкете
№ 1 (Приложение № 1).
В требованиях, предъявляемых сегодня к учителю, на первом месте стоят его общегражданские качества. И так получается, что в этой части наш разговор приобретает особую значимость и актуальность для нашего ОУ.
Итак, прежде всего учитель – это человек с активной жизненной позицией. Давайте задумаемся: применимо ли данное определение к каждому из нас. Увы! Практика показывает, что все чаще мы не видим и не слышим того, что должны видеть и слышать с тем, чтобы вовремя отреагировать на ситуацию.
Может, кто-то еще не знает о том, что воспитательная функция возвращена в школу и передана в руки учителю, по пунктам прописана во ФГОСах как составная часть деятельности педагога.
Второе место отдано качествам, определяющим специфику профессии учителя:
• Коммуникативные и речевые способности – способности к общению с людьми разных возрастов, различных социальных групп, умение установить с ними целесообразные отношения, умение говорить с ними на понятном для них языке, выражая свои мысли ясно, четко, логично и понятно. Оценить свои коммуникативные способности вы можете, прибегнув к анкете № 2 (Приложение № 2).
• Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир человека, ученика, психологическая наблюдательность, способность по незначительным признакам уловить различные психические состояния и их изменения.
• Организаторские способности – способность организовать ученический коллектив на решение важных задач, первоначально сплотив и воодушевив его; способность спланировать, реализовать и проанализировать свою работу.
• Способность к распределению внимания между несколькими видами деятельности: изложением материала, движением своей мысли и деятельностью учеников в целом и каждого в отдельности.
К специальным профессиональным качествам можно отнести педагогическое воображение, заключающееся в предвидении результатов своей деятельности, в проектировании личности учащегося, в прогнозировании тех и ли иных качеств личности учащегося.
Третье место отдано требованиям, связанным со специальными знаниями, умениями и навыками по предмету. Это способности к академической науке, знание предмета в объеме много шире школьной программы, свободное владение учебным материалом, умение вести исследовательскую работу.
Рамки одного семинара не могут вместить всей информации об облике современного учителя, профессиональный стандарт педагога разрабатывается, с макетами стандартов можно ознакомиться, обратившись к Приложению № 3.
Итак, кто же он, современный учитель?
Сознательный гражданин общества с активной жизненной позицией, профессионал, применяющий в работе развивающие технологии, обладающий информационной компетентностью, организующий процесс обучения, где ученик – активный деятель, а не пассивный слушатель.
Надеюсь, что сегодняшний разговор подвигнет вас на поиски ответа на вопрос «могу ли я назвать себя современным учителем», осознать, что бездействие и непрофессионализм только усугубляют неудовлетворенность от работы. И если мы не начнем действовать, не задумаемся над изменениями в своей деятельности, работа станет не только нежелательным, но и опасным мероприятием.

Приложение № 1
Тест № 1 на профессиональную готовность
1. Обычно у вас высокая работоспособность?
2. Вам легко сконцентрировать внимание на заданном объекте?
3. Обычно при работе у вас хорошее настроение?
4. После напряженного труда Вы быстро восстанавливаете силы?
5. Вам легко переключаться с одной деятельности на другую?
6. В Ваших руках любая работа спорится?
7. Обычно Вы действуете быстро и решительно?
8. Вам легко переключиться в новую ситуацию?
9. Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с Вами?
10. Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная?
11. О Вас говорят, что Вы наблюдательны и эмоциональны?
12. Вам легко заметить или почувствовать состояние другого человека?
13. Вы любите фантазировать, придумывать?
14. Вы сами стремитесь к общению с другими людьми?
15. Вы терпеливы и выдержаны по отношению к другим?
16. Вас считают человеком сообразительным и энергичным?
17. Сталкиваясь с трудностью, Ваша мысль работает интенсивнее?
18. Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана?
19. Вы полагаете, что у Вас развито чувство ритма и красоты?
20. Вы дорожите своим и чужим временем?
21. Вы человек эрудированный и с широким кругозором?
22. Вы всегда дисциплинированы и во всем ответственны?
23. У Вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим?
24. Вас считают человеком порядочным и счастливым?
25. О Вас говорят, что Вы внимательны к другим и тактичны?
26. Вам легко представить и поставить себя на место другого человека?
27. Вы человек самокритичный и справедливый?
28. Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее?
29. Вы любите детей и Вам интересно в их обществе?
30. Вы цените шутку и не обижаетесь, когда подшучивают над Вами?
31. Вы можете увлечь делом и повести за собой?
32. Вы любите свою специальность, по данным дисциплинам читаете дополнительную литературу?
33. Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека?
34. Вы любите предавать другим свои знания на понятном для них языке?
35. Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна?
36. Вопросы детей не вызывают у Вас раздражения и беспокойства?
37. Вы постоянно учитываете интересы и стремления других?
38. Вы умеете выбрать точный план действий и точный тон общения?
39. У Вас всегда хватает терпения убеждать других в том, что им не хочется, но надо делать?
40. Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением?

Приложение № 2
Тест № 2 на коммуникабельность
Варианты ответов: «да», «нет», «иногда»
1. Вам предстоит важная встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?
2. У Вас долго сохраняется в душе осадок от разного рода переживаний, возникающих при общении (досады, радости, печали)?
3. У Вас бывают подъемы и спады настроения?
4. Вы тяжело и долго переживаете критику в свой адрес?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Вас сильно утомляет шумная веселая компания?
7. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, сказать время и т.п.)?
8. В столовой Вам дали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
9. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым загорит он? Так ли это?
10. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?
11. Вам легче и приятнее узнать о чем-либо из книги, чем спросить об этом других?
12. Вызывает ли у Вас досаду чья-то просьба помочь разобраться в том или ином вопросе?
13. Вы часто испытываете желание отдохнуть в одиночку, побыть в тишине?
14. Вы долго подыскиваете нужные слова, когда вам приходится разговаривать?
15. Вы предпочитаете узкий круг постоянных знакомых широкому кругу новых знакомых?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Ключ к тесту № 1
Подсчитайте количество положительных ответов: 30-40 – свидетельство высокого профессионального уровня; 20-29 – уровень достаточно высокий; до 19 – уровень критический. При критическом уровне: возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу своих действий по развитию профессионального мастерства.

Ключ к тесту № 2
«Да» – 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» – 0 баллов. Затем общее число баллов суммируйте и определите, к какой категории людей вы относитесь.
30-32 балла. Вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее. Контролируйте себя.
25-29 балла. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новое место учебы, смена обстановки и необходимость новых контактов, если не ввергает Вас в панику, то надолго выводит Вас из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь этим неудовольствием, в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-то сильной увлеченности Вы приобретаете «вдруг» полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться
19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми Вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой много сарказма без всякого на то основание. Эти недостатки исправимы.
14-18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 баллов. Вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает – так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При, желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать.
4-8 баллов. Вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине знакомые относятся к Вам с некоторой опаской.
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко необъективны. Серьезная работа не для Вас. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям.

Приложение № 3

Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителяhttp://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071

Использованные ресурсы:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3. ПРОЕКТ концепции и содержания профессионального стандарта учителя http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071
4. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования. - С-Пб, Каро, 2007
5. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. - С-Пб, Каро, 2008
6. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., Центр «Педагогический поиск», 2000
7. Логико-информационный подход как методологическая основа процесса обучения Научно-методические материалы ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов С-ПБ АППО кафедра философии образования /под общей редакцией К.В.Романова, Н.Н.Тебеньковой. – СПб.:СПбАППО, 2012
8. Основы педагогического мастерства. Учебно-методическое пособие Государственного образовательногоучреждения среднего профессионального образования «Иркутский государственный педагогический колледж №11»http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d-3c0b65625a2ac78a5d43a88421216d37.html
Категория: Администратору ОУ, ДОУ | Добавил: tacha
Просмотров: 676 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА