Вход
Регистрация
Контакты
Буква Т. Электронное пособие + рабочие листы.
Рефлексия для дошкольников
Нейропсихологическая коррекция. Что включает в себя занятие и когда обращаться к нейропсихологу?
Деятельностный подход к обучению
Сколько сможете вы простоять на одной ноге и для чего это нужно?
Сегодня немного о работе дефектолога...
Слоговые рыбки!
Упражнения на развитие ВПФ
Формируем умение правильного захвата ручки...
Включение в занятие двигательной активности
Слоговые домики
5 шагов к красивому почерку
Чтение с карандашом для развития скорочтения
Ленивых детей не бывает
Если нет желания идти в школу или снова о низкой мотивации и что с этим делать...
Упражнения для рук
Полезные игры для дошкольников. Нейропсихологический анализ
Классный уголок из винила
Золото не носи, шубу не надевай, на моря не ездий или образ идеального учителя
Как изготовить стенд для детского сада или школы своими руками
Скоро в
школу
образовательное объединение
16+
Меню сайта
Главная
О нас
Наши новости
Материалы для развития
Публикации
Публикации педагогов
Публикации
Еще
Развивающие материалы
Обо всем на свете
Образовательные ресурсы
Обраная связь
Главная
» »
00:35
Основная задача школы – подготовить ребёнка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот риторический вопрос и стала востребовательность учителями здоровьесберегающих образовательных технологий.
В классификации образовательных технологий, можно выделить следующие группы. Это:
1) Технологии управленческой деятельности (технология программно-целевого планирования).
2) Технологии организации учебного процесса (технологии селективной дифференциации: профильные классы, классы с углубленным изучением предмета; технология УДЕ, технология перспективно - опережающего обучения С.Н. Лысенковой).
3) Технологии организации познавательной деятельности учащихся (технология развивающего обучения Эльконина, игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии коллективного способа обучения, программированного обучения).
4) Технологии организации воспитательного процесса (технология коллективная творческая деятельность, технология моделирования и проектирования).
5) Частнопредметные технологии (технологии интенсивного обучения иностранным языкам, технология совершенствования ОУУН, технология поэтапного обучения физике, технология обучения математике на основе решения задач, технология раннего обучения грамоте Зайцева, технология преподавания литературы (система Е.Н. Ильина)).
6) Коррекционные технологии (технологии адаптирующей педагогики, позволяющие догнать в развитии сверстников).
Среди перечисленных технологий отсутствует термин «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждении образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Если образовательные технологии отвечают на вопрос «Как учить?», то «здоровьесберегающие образовательные технологии» логично отвечают «так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов».
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приёмов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенству.
Мы только тогда можем сказать, что учебно-воспитательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Отсюда, цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
В работе каждого учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимально психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитания у него личным примером культуры здоровья.
Эта работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии стоят ряд задач:
1) объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью;
2) провести ревизию используемых в своей работе педагогических приёмов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
3) начать целенаправленную реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися.
Из этого можно сделать вывод, что главная задача педагогов в
реализации здоровьесберегающих образовательных технологий такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Многие учителя задают вопрос: Почему возложили на школу и учителя, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся?
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Именно в школе, под «присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами, в стенах образовательного учреждения.
В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. Задача школы – сохранить и укрепить здоровье учащихся – профилактическая. Поэтому главное действующее лицо, заботящееся о здоровье детей в образовательном учреждении – педагог.
Вместе с тем всё, чем занимаются врачи и средний медицинский персонал, необходимо и должно быть согласовано со здоровьесберегающей деятельностью каждого учителя.
В среднем 90% школьников имеют различные отклонения здоровья, а у 2/3 из них диагностируются те или иные хронические заболевания.
Каково же здоровье учащихся в нашей школе?
/таблица/
Статистика наглядно свидетельствует, что за 10 лет учёбы в школе здоровье детей только портится. Войдя в школу розовощёким, жизнерадостным ребёнком, в 1-а классе – 62%
1-б классе – 30% здоровых детей, то к окончанию школы осталось из
11-а – 27%
11-б – 30% здоровых детей.
Если в 1-ых классах нарушение органов зрения и слуха встречаются у 4%, то в 11 классах этими заболеваниями страдают уже 17% учащихся. Нарушения эндокринной системы прогрессируют с большей скоростью: прирост заболевания составляет 10%, по сравнению с 1-ым классом (если в 1-ом классе это увеличение щитовидной железы, то в 11 классе это заболевание – гиподинамия).
Число учащихся имеющих сердечно-сосудистые заболевания, увеличиваются к окончанию школы с 14% до 24%.
Причём каждый четвёртый нуждается в оздоровительных мероприятиях в связи с нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата. В образовательных учреждениях уровень двигательной активности в 2-3 раза ниже даже минимального необходимого. В школу в 1 класс пришло 21% учащихся с хроническими заболеваниями, а заканчивают её со многими болезнями с целым букетом новых недугов, или болезнями, перешедшими в хронические, это 70% учащихся. За время учёбы каждый третий зарабатывает проблемы с органами пищеварения.
Как их предотвратить?
В пословице «В здоровом теле – здоровый дух» существует и вторая часть «Здоровый дух определяет здоровое тело». Именно здоровый дух помогает человеку преодолеть самые тяжёлые физические недуги. Другими словами, если ребёнку неинтересно учится в школе, если уроки мало информационны и утомительны, они не только не дадут ученику знаний, но и принесут вред его здоровью. При планировании и проведении уроков учитель должен стремиться, чтобы ученикам было интересно, независимо от сложности и объёма изучаемого предмета и материала, чтобы было интересно каждому ученику. Учителю никогда не стоит забывать, что поощрение в педагогике считается рычагом воздействия на ребёнка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.
Трудно? Очень! Но для этого существует профессионализм и мастерство педагога.
В целях совершенствования знаний умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительные и образовательные программы. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы.
Для достижений целей здоровьесберегающих образовательных технологий учителю предлагают следующие группы средств, это:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
К средствам двигательной направленности относятся такие приёмы, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это: физические упражнения, физминутка; гимнастика (пальчиковая, кинезеологическая, дыхательная, корригирующая какое-то заболевание); самомассаж, массаж; психогимнастика.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это: проведение игр, уроков на свежем воздухе; ароматерапия; аудисопровождение уроков; спортивно-оздоровительные праздники здоровья, походы, экскурсии; использование в практике нестандартных уроков: уроки – концерты, уроки – соревнования, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-дискуссии.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма относятся: выполнение санитарно-гигиенических норм; проветривание и влажная уборка кабинетов; соблюдение общего режима дня, режима питания; режима двигательной активности.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающей образовательной технологии обучения.
Системное и комплексное применение на уроках всех групп средств ведет к достижению целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке, который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы, учит строить отношения с людьми, осмысливать ситуации, в которые попадает человек, и, самое главное, дети учатся сознательно, самостоятельно управлять жизненными процессами, « смягчая удары судьбы» и делая нужный выбор.
Уже 20 лет назад А. Пугачева пела о том, что «1 класс – вроде института». Проблема: многопредметность, большой объем и сложность учебного материала, стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, приоритет отметок порой приводит к состоянию предбоязни или появлению различных заболеваний не только сохранилась, но и усугубилась. Здоровьесберегающие технологии в образовании – это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учителей и учащихся. При этом речь не идет об избавлении от нагрузки вообще (без нее невозможно ни умственное, ни физическое развитие), но нагрузка должна быть индивидуализирована, рациональна, приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
частую смену позы, зевоту, закрывание глаз, подпирание руками головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, задержка с ответом, поглядывание на часы.
Сохранение здоровья ребёнка начинается с организации всего УВП, в частности- с расписания уроков.
Мы уменьшаем количество предметов в один день, то есть количество подготовок ученика к урокам за счёт спаренных уроков, которые позволяют учителю организовать « погружение» в предмет, а ученику избежать « стрессового калейдоскопа».
1) Все мы знаем, что продуктивные уроки – со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 5-го, 6-го уроков.
С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, это очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.
Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.
2) Здоровьюсбережению служат уроки учителей естественно-научного цикла. В соответствии с темой урока и использоваием валеологического аспекта, учителя закладывают, формируют, воспитывают основы здорового образа жизни.
3) Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки
физкультуры - пока единственный предмет в школьной программе, который каким-то образом может повлиять на здоровье.
Когда мы говорим о физкультуре - это значит мы говорим о новых методах проведения уроков или о работе спортивных секций, о школьных соревнованиях или походах.
4) Активно внедряют учителя начальных классов в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения. В игре работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Часто на уроках учителя используют элементы системы ТРИЗ, группу средств здоровьесберегающих образовательных технологий.
5) Однако, как показывает практика, проблема здоровьесбережения рассматривается только с точки зрения физического здоровья учащихся, оставляя без внимания необходимость заботы о психическом здоровье детей.
Именно психологическое здоровье, как составная часть психического, является важнейшим условием сохранения высокой учебной мотивации учащихся, позволяет добиться усвоения учебного материала на максимуме познавательных ресурсов ребёнка, способствует развитию и становлению личности ребёнка, обеспечивает детей необходимыми знаниями о себе, окружающем мире и способах взаимодействия с ним, помогает ребенку избавиться от заниженной самооценки.
(Об этом расскажет Журухина Н. А.)
По тематике педагогического совета учащимся 8-х и 10-х классов были предложены вопросы:
• на вопрос « Как по- твоему мнению влияет школа на здоровье учащихся?» 34% ответили: почти не влияет, 41 % ответили : не знаю
• на вопрос «Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках в школе?» 19% ответили: почти всегда, 36% ответили: достаточно часто и только 15%учащихся ответили, что не устают на уроках.
• на вопрос « Чувствуешь ли ты себя, возвращаясь домой, обычно уставшим после уроков?» 40% учащихся ответили: часто, 36% ответили -не очень часто.
• на вопрос « Помогает ли тебе школа заботится о своём здоровье?» немного помогает ответили-19% учащихся, совсем не помогает- ответили 41 % учащихся, не знаю-25% учащихся.
• на вопрос « Если бы ты переехал из другого города, то поступил бы в нашу школу?» лишь 70% учащихся отдали предпочтение своей школе. Учитывая сложившиеся к старшим классам приятельские связи и фактор привычки, то показатель можно расценивать как неблагоприятный для оценки привлекательности школы для учащихся. А школе каждый год необходимо набирать учащихся в 1-й класс, т.е. зарабатывать «очки» в микрорайоне.
• на вопрос «Если бы ты оказался директором школы, на что, в первую очередь, обратил бы внимание?» учащиеся отдали предпочтение 3-м вариантам:
1) на улучшение расписания, сокращение учебной нагрузки, количества уроков.
2) на улучшение материального обеспечения школы.
3) на улучшение психологического климата в классе и школе и замену учителей.
Итоги анкетирования учащихся показали, что здоровьесберегающие образовательные технологии надо рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
От того, как организован урок, в основном и зависит состояние школьников, их возможность сохранять умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременную усталость.
Перед вами критерии рациональной организации урока с позиции здоровьесбережения.
Оценка соблюдения гигиенических требований проводится по ряду позиций с использованием хронометража. При этом учитываются:
• плотность урока, т.е. % времени, затраченную детьми на учебную работу;
• виды учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т. д.)
• длительность каждого вида деятельности (в минутах) и частота их чередования;
• виды преподавания (словесное, наглядное, аудиовизуальное с помощью технических средств обучения, самостоятельная работа) и частота их чередования;
• наличие, своевременность, содержание и длительность физминуток.
Момент снижения учебной активности школьников - наступление усталости определяется по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений детей на уроке.
Определяются и фиксируются психологический климат на уроке (взаимоотношения), наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной дозы, её соответствие виду работы и чередование в течение урока.
Для предотвращения утомления школьников необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает «вхождение», то есть привыкание к учителю и предмету.
Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 минут для среднего звена, 25-30 минут для старшеклассников.
После этого на несколько минут наступает « предутомление», или неустойчивая работоспособность.
Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние усталости, при которой снижается интерес к происходящему в классе. А это сказывается на формирование функционального состояния сердечно-сосудистой системы, сложных зрительно-моторных реакций, формирование психоэмоционального состояния.
Если не устраивать физкультминуток, усталость от урока к уроку накапливается и наступает переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребёнком в школе даст желаемый результат, даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, т.е. поможет учащимся не только сохранить и укрепить, но и улучшить своё здоровье.
И еще одна важная мысль, которая должна стать лейтмотивом нашего педагогического совета: «Если мы хотим вырастить здоровое поколение, каждый взрослый: родители, учитель должен сначала позаботиться о своем здоровье». По данным исследования расстройство здоровья уже имеют 40% учителей в возрасте от 21 до 45 лет.
У учителей, прежде всего, страдают органы дыхания, сердечно-сосудистая и желудочно-кишечная системы. С увеличением стажа показатели здоровья ухудшаются.
По итогам проверки анкет педагогов, на вопросы которые вы отвечали, более чем у 60 % учителей большой риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе стенокардии. Этот тип людей ученые называют «стресс – коронарный тип».
Поэтому всем учителям необходимо научиться немедикаментозной помощи: для предупреждения возникновения стресса………………
Педагоги учатся помогать сами себе, а значит, и своим ученикам.
Обратите внимание на следующие приемы. Они очень просты, но очень полезны.
С вами их разучат учителя
Пользуйтесь этими приемами ежедневно сами и проводите их с учащимися.
Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, и в первую очередь связанных с образовательным процессом.
Лучше быть здоровым и малообразованным, чем образованным и больным. А если наши дети вырастут и здоровыми, и образованными, значит, мы не зря живем и работаем в школе.
1
2
3
4
5
Категория:
Администратору ОУ, ДОУ
|
Просмотров:
3233
|
Добавил:
роза
|
Теги:
ЗОЖ
,
школа
|
Рейтинг:
1.5
/
2
Всего комментариев:
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[
Регистрация
|
Вход
]