16+
«Химическое разоблачение современных блокбастеров» Аннотация Актуальность исследования: Современные блокбастеры это, в основном, боевики, комедии или фантастические фильмы. Главная их цель – кассовые сборы, то есть любыми современными кино технологиями добиться успеха у зрителя. Среди таких фильмов «Человек паук», «Халк», «Железный человек», мы смотрим эти фильмы и воспринимаем происходящее как должное. Дети с интересом воспринимают события этих фильмов и веруют в то, что там происходит. Ведь современные научные технологии, в их понимании, шагнули далеко вперед. В конечном итоге в их сознании мало-помалу стирается граница между реальностью и фантастикой. И уже мало кто задумывается о том, что процессы, описанные фильмах, не соответствуют реальным научным законам и процессам. Своим проектом я хочу привлечь внимание школьников к проблеме искажения современным кино естественнонаучной картины мира. Обратить их внимание к основам истинного научного знания и возможно заинтересовать их исследованиями в области естествознания. Цель исследования – изучить истории главных героев с точки зрения химических процессов, и опровергнуть их реальность. Объект исследования: естественно-научная картина мира 21 века. Предмет исследования – интерпретация химических процессов в современном кино. Методы исследования: изучение научной и художественной литературы по теме, работа с информацией Интернета, анализ, сопоставление, систематизация, обобщение. 1 глава Химия – наука о составе, строении и свойствах веществ. Химия изучает процесс превращения этих веществ, а также законы, по которым происходят эти превращения. Химической деятельностью человек начал заниматься задолго до нашей эры. Это произошло в то время, когда люди научились получать металлы. После началось производство керамики, стекла, дубление кож, крашение тканей, создание лекарственных средств, производство косметики. Ещё в 300 г. до нашей эры египтянин Зосима создал энциклопедию, которая включала в себя 28 томов. В этих томах были собраны сведения по взаимным превращениям веществ за последние 500-600 лет. Начальным этапом развития химии можно считать появление алхимии. В основе алхимии лежали представления древнегреческих философов Эмпедокла, Платона и Аристотеля об элементах природы и их взаимном превращении. Считалось, что существуют четыре первоначала: земля, вода, воздух и огонь. И они способны переходить друг в друга, так как каждое из них является одним из состояний единой первоматерии. А все вещества в конечном итоге образуются в результате сочетания этих первоначал. Алхимики превращали одни вещества в другие. Они считали, что подобным превращениям могут подвергаться и металлы. Многие учёные были заняты поисками «философского камня», который должен был превращать неблагородные металлы в золото. И во время этих поисков в своих лабораториях алхимики смогли получить щёлочи, многие соли, серную и азотную кислоты, этанол. С помощью этих веществ они могли воздействовать на другие вещества. В середине XIII столетия европейские алхимики получили порох. Следует сказать, что алхимия в Европе была под запретом. Заниматься алхимией запрещали как церковь, так и светские власти. Но, несмотря на это, алхимия была популярна вплоть до начала XVI века. В XVI веке ирландский учёный Бойль освободил химию от алхимии. Он предположил, что все вещества состоят из химических элементов, которые нельзя разложить на более простые части. Можно считать, что с этого времени химия стала отдельной наукой. В конце XVII – начале XVIII веков появляется теория немецкого химика Э.Г. Шталя, разъясняющая явления горения, окисления и восстановления металлов. Но эта теория была признана ошибочной в середине XVIII века французским физиком Лавуазье, установившим роль кислорода в этих процессах. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения массы вещества в химических процессах. C конца XVIII до середины XIX века был открыт целый ряд стехиометрических законов, устанавливающих количественные соотношения (массовые и объёмные) между реагирующими веществами и продуктами реакции. Закон Авогадро, законы сохранения массы, эквивалентов, постоянства состава, объёмных отношений, кратных отношений – это законы, лежащие в основе стехиометрии. Эти законы позволили создать правила составления химических уравнений и формул. Собственно после экспериментального подтверждения этих законов химия сформировалась как наука. Д.М. Менделеевым был открыт периодический закон. После того как в конце XIX века были открыты электрон и радиоактивность, в начале ХХ века была разработана теория гетерополярной (ионной) связи и теория гомеополярной (ковалентной) связи. В ХХ веке благодаря достижениям химической науки стало возможным получение веществ с заданными свойствами: синтетических антибиотиков, синтетических полимеров, пластмасс, всевозможных строительных материалов, тканей и т.п. Современная химия тесно сотрудничает с другими науками. В конечном итоге появились абсолютно новые разделы химии: биохимия, геохимия, коллоидная химия, химия высокомолекулярных соединений и др. Основным направлением современной химии является создание дешёвого топлива, создающего альтернативу основным современным источникам энергии – нефти и газу. Точные современные приборы и компьютеры значительно упростили исследования и математические расчёты в области химии, повысили их точность, скорость и уменьшили стоимость. Химия постоянно развивается как наука. И не только в теории. Сегодня химические открытия приобрели огромное практическое значение в самых разных сферах человеческой деятельности. Именно поэтому инновации в химической отрасли часто выступают не изолированно, а соотносятся с другими науками, другими областями знаний и практическими сферами: физикой, биологией, экологией, утилизацией отходов, альтернативной энергетикой. В этих областях открытия в химии обычно реализуются, получают свое практическое применение. 2 глава 1. Человек-паук Легенда: Жил в Америке ничем не примечательный выпускник колледжа Питер Паркер. Однажды на экскурсии в лаборатории по проведению опытов с пауками его укусил сбежавший из колбы радиоактивный паук. В результате укуса паука Питер Паркер получил необычайные сверхспособности, такие как: • крепкое телосложение; • способность ползать по стенам; • способность выпускать паутину из рук с большой скоростью; • способность прыгать на большие расстояния; Меня заинтересовал вопрос: может ли случиться вся эта история на самом деле, или это только фантазия создателей? По легенде о Человеке-пауке в момент укуса паук впрыснул слюну, и произошло встраивание специального вещества (ДНК) от паука к человеку. И поэтому Питер Паркер приобрел многие свойства паука. Конечно ни мне ни вам не приходилось встречать в жизни людей с паучьими способностями. Проверять эту легенду на живом человеке не гуманно. Получается, что практически подтвердить или опровергнуть эту легенду мы не можем, попробуем разбираться теоретически. Для этого мною была изучена литература, которая помогла узнать о способностях передачи информации от одного организма к другому. Всем хорошо известно, что живой организм состоит из органов: кожа, мышцы, кровь, сердце, мозг, легкие и так далее. Органы состоят из клеток. А уже в клетках содержится так называемая ДНК. Она хранит уникальную наследственную информацию о каждом живом организме. ДНК передается детям от их родителей по наследству. ДНК каждого живого организма уникальна и неповторима. Поэтому все живые существа разные. Вот эта самая ДНК и встроилась в клетки Питера Паркера, когда паук впрыснул слюну. Затем я выяснила, что такое слюна. Живые организмы в процессе своей жизнедеятельности вырабатывают несколько видов жидкости, называемые секретами: слюна, пот, слезы. Эти особые виды жидкости не содержат клеток, а значит, в них нет ДНК. Следовательно, встраиваться в клетку Питера Паркера было нечему. Предположим, что вместе со слюной от паука в человека попали какие-то частички от челюстей паука, содержащие клетки. Встраивание ДНК при этом тоже не могло произойти. Потому что любое встраивание ДНК в клетку человека может произойти только в особых, специально созданных в лаборатории условиях, проще говоря, в пробирке под микроскопом. Должен быть химический раствор, определенная температура и еще много других факторов. А ничего подобного в фильме показано не было. А теперь давайте предположим, что необходимые условия все-таки были созданы, но не показаны в фильме. Паук укусил героя фильма в руку. То есть, при укусе произошло внедрение ДНК в клетки кожи руки в месте укуса. Следовательно, изменения могли произойти только на небольшом участке руки Питера Паркера, а не во всем организме. Получается, что при укусе паука не могут передаваться его свойства человеку. 2. Железный человек Легенда: Миллиардер-изобретатель Тони Старк получает тяжёлое ранение: в его грудь попадают осколки от снаряда. От больших осколков удаётся избавиться, но самые мелкие по-прежнему могут попасть в сердце. Для того, чтобы выжить ему в грудь вставляют электромагнит, соединённый с аккумулятором, который оттягивает осколки от сердца. Далее взамен аккумулятору он изобретает реактор, питающий вставленный в грудь электромагнит. Палладий, являющийся топливом для реактора, спасающего ему жизнь, одновременно и убивает его. Но избавиться от реактора невозможно: оставшаяся в теле шрапнель, которой Старк был ранен в первом фильме, убьет Тони, подойдя к сердцу. А теперь давайте разберемся по порядку, как бы эта ситуация выглядела в реальности. 1. Почти любое инородное тело в организме вызывает воспалительную реакцию. Даже, если инородное тело стерильное и телом не отторгается, оно довольно быстро обрастает соединительной тканью и никуда уже не шевелится. Т.е. поменять в любое время и в домашних условиях невозможно. 2. Современная медицина продвинута настолько, что вынуть даже небольшие куски метало непроблематично. 3. Железо (из чего состоит шрапнель) притягивается магнитом и это знают все. Если положить Старка под портовый электромагнитный кран и включить его (кран)-как это было показано в фильме, всё лишнее железо быстро покинет организм по кратчайшей траектории. 4. Палладий, необходимый для реактора в реальной жизни действительно может быть токсичным, однако эффект воздействия его на организм не настолько сильный, как это показано в фильме. В настоящее время палладий используется в изготовлении ювелирных украшений, зубных протезов, химической посуды, автопроизводство. К тому же палладий в данной истории отравлять организм не может еще потому, что он вместе с реактором герметично отделен от тела металлической оболочкой в которую вставляется. 3. Халк Легенда: Брюс Беннер занимается генетикой в Институте Беркли, работая над неизвестным проектом. Они надеются достичь мгновенной регенерации клеток с помощью облучения низким уровнем гамма-лучей. Во время одного из экспериментов происходит технический сбой, и Брюс спасает своего коллегу, приняв на себя облучение гамма-лучами. Вследствие этого облучения при приступах гнева он превращается в зеленое существо (в Халка), обладающее суперсилой, в том числе и регенерацией клеток. Прежде чем опровергнуть нашу легенду нам необходимо изучить два вопроса: 1. Что такое регенерация 2. Гамма излучение. Влияние этого типа облучения на человека Начнем с первого вопроса. Регенера́ция (восстановление) — способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы. Выделяют два вида регенераций: 1. Физиологическая регенерация. К ней относится обновление наружного слоя кожу у человека, сбрасывание и отращивание перьев у птиц, листопад. 2. Репаративная регенерация. Она происходит после повреждения или утраты какой-либо части тела. К примеру утраченная часть замещается путём развития точно такой же части. Причиной утраты может быть внешнее воздействие (например, ампутация), или же животное специально отрывает часть своего тела (автотомия), как ящерица, обламывающая часть своего хвоста, спасаясь от врага. Или утраченная часть замещается структурой, отличающейся от первоначальной количественно или качественно. Способность к регенерации широко распространена среди животных. Низшие животные, как правило, чаще способны к регенерации, чем более сложные высокоорганизованные формы. Так, среди беспозвоночных гораздо больше видов, способных восстанавливать утраченные органы, чем среди позвоночных, но только у некоторых из них возможна регенерация целой особи из небольшого её фрагмента. У человека хорошо подвергается к регенерации эпидермис, а также его производные(например волос). Способностью к регенерации обладает также костная ткань (кости срастаются после переломов). Теперь перейдем ко второму вопросу. Давно известно, что рентгеновские, или гамма-лучи в определенной дозе подавляют регенерационную способность органов и тканей. Тем самым мы уже можем опровергнуть суть работы главного героя. Разного типа ткани и одна и та же ткань в разном возрасте различно реагируют на действие облучения. Особенно чувствительны к рентгеновскому облучению эмбриональные, или недифференцированные ткани и клетки, дифференцированные гораздо более радиоустойчивы. На основе этого закона применяется рентгеновское облучение для лечения злокачественных опухолей - рака и саркомы. Клетки этих опухолей подобны эмбриональным и после облучения погибают, тогда как соседние, здоровые, дифференцированные не разрушаются и сохраняются. Вместе с тем известно и другое: после облучения гамма-лучами здоровые дифференцированные ткани превращаются в злокачественные опухоли. Симптомы гамма-облучения : • пропадает аппетит; • отмечается тошнота и рвота; • выпадают волосы на голове и растительность на теле, в том числе, ресницы и брови; • появляется раздражительность, утомляемость, бессонница (или сонливость); • изменяется картина крови. То есть симптомы облучения в фильме и в реальности совершенно не совпадают. Мало того это симптомы характерные для небольшой дозы облучения. Если бы доза облучения соответствовала фильму, то главный герой просто бы не выжил. Выводы: в рассматриваемых нами фильмах с помощью химических процессов на экране рождаются новые герои – герои нашего времени для современного подрастающего поколения. Мы часто слышим по телевизору о все новых успехах в области естествознания, опыты и научные открытия приводят к странным модификациям человека, поэтому поверить в таких героев не так-то сложно. Но необразованность в области естествознания делает нынешнее поколение уязвимым в вопросе понимания, что реально, а что нет.