Понедельник, 02:25 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Разное

Негасимый свет письменности и знаний
05.01.2014, 19:43
Негасимый свет письменности и знаний
(общешкольное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры)
Цель: Привить детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории; способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.
Задача : Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и ее создателями.
Оборудование: На доске записаны слова: “Негасимый свет письменности”,портрет Кирилла и Мефодия, кириллица, азбука, алфавит, пословицы, загадки, мультимедийная презентация.
№ Ход мероприятия Оборудование
1 Орг. момент.
1. По широкой Руси – нашей матушке – Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2. Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
3. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
4. Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Страница первая: «Дорога к письменности».
1 –ый ведущий Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка: «Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».
- А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?
Сейчас мы поиграем в старинную русскую игру «Баранья голова».
Играющие становятся в круг, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например:
1-й—дом,
2-й—дом, улица,
3-й—дом, улица, хлеб и т. д.
Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем «баранья голова».
Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. Давайте посмотрим на примере таких рисунков и попробуем узнать, что люди донесли следующим поколениям. (дети пытаются расшифровать)
Фонограмма
(колокольный звон)

Фрагменты рисунков
2 2-ой ведущий. Попробуйте выполнить следующее задание
«Рисованное письмо». Каждой группе необходимо нарисовать по одной пословице. (Группам ребят раздаются карточки с пословицами. На листах бумаги дети пробуют нарисовать пословицы, а соперники должны разгадать их по рисунку.
. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать;
. Что написано пером , не вырубишь топором;
. Азбука – к мудрости наука.
. Век живи, век – учись.
1-ый ведущий. Ребята, а в современной жизни используются пиктограммы, то есть письмо-рисунок? (ответы детей) Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели.
2-ый ведущий. Известны и другие способы письма. Например, южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. А наши предки делали зарубки на палочке - нос. Отсюда и пошла поговорка – «Заруби на носу».
1-й ведущий. Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже
прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков, поэтому позже рисунки стали заменять их схемами
– так появились иероглифы.
Около пяти тыс. лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф означает слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-«, «=» можно прочитать по-разному: «+» и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-« - как минус, отнять, вычесть; знак «=» - как знак равенства, равняется, равно.
Страница вторая: «Бессмертный след Кирилла и Мефодия».
Какой праздник мы отмечаем 24 мая?
- ответы учащихся
24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры.
1-ый ведущий.
В России впервые этот день отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.
У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада- знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Чем же они заслужили такую честь? Почему же два тысячелетия помнят о них народы?
Вот и настало время, ребята, рассказать вам о Святой Руси, о далеких временах вам неведомых.
2-ой ведущий. Более 11.. лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.
Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.
1-й ведущий.
- Ну, а как же была придумана азбука славян? Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой—легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество.
2-й ведущий
В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. Не смогли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.
Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и вскоре скончался. С этим именем он прожил всего 50 дней и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: «Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…»
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней. Но на этом дело братьев не закончилось. Его продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую славянскую азбуку.
Вы знаете, как она называлась и почему? (ответы детей) Верно, кириллица, по имени одного из братьев. Посмотрите внимательно на эти буквы. Не напоминают ли они вам уже знакомые? (ответы детей)
1-й ведущий. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно эта азбука стала основой русской азбуки. А почему этот учебник получил такое название – азбука? (ответы детей). Прочтение названия некоторых букв из кириллицы, написанных на стенде преподавателем.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».
( показ отрывка видеофильма «Повесть о славянских письмах»)
Страница третья. Из жизни русского алфавита.
1- й ведущий. Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из нее некоторые буквы. Итог – современный алфавит. Сколько в нем букв? (ответы детей). Верно, 33 буквы. Предлагаю проверить ваши знания алфавита. На карточках написан ряд цифр. Вам необходимо угадать поговорку. Шифром служат буквы нашего алфавита, пронумерованы по порядку.
Задание «Расшифруй»
1 9 2 21 12 1 -
12
14 21 5 18 16 19 20 10
19 20 21 17 6 15 30 12 1
(Азбука – к мудрости ступенька)
2-ой ведущий. Ребята, вы выполняли все задания на листах бумаги. Вы читаете разные книги с бумажными страницами. А знаете ли вы, на чем писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки? (ответы детей)
Да. Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных (пергаменте), бересте, пальмовых листьях, тканях, металлах. Но самым великим изобретением для письма и книгопечатания стала бумага. Она была изобретена во 2-ом веке нашей эры китайцами. И теперь мы не перестаем любоваться красочно иллюстрированными книгами с лощеной бумагой. Вот он наш первый учебник, - современная азбука.
1–ый ведущий. Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениям человека, не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию на расстоянии. Давайте еще раз вспомним имена создателей первой азбуки. (ответы детей)
Страница четвертая. «День славянской письменности и культуры»
1-й Ведущий.
-Что такое праздник?
-День торжества, установленный в честь или память кого- либо или чего - либо. Какой праздник отмечает наша страна 24 мая?
Будем же как клятву повторять завещанные нам строки великого русского поэта Анны Ахматовой, написанные в феврале грозного 1942 года:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем навеки.
Страница пятая «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
1-й ведущий.
Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.
Игра «Собери пословицу»
(От каждого класса выходит по 3 человека, получают полоски бумаги с частью пословицы.)
Задание: составить целую пословицу.
Викторина «Знатоки истории русской письменности»
• Как называется пособие по обучению грамоте? (Букварь)
• Как звали монаха, создавшего славянскую азбуку? (Кирилл)
• Как называлась первая славянская азбука? (Кириллица)
• Как звали брата и помощника Кирилла? (Мефодий)
• Какой царь ввел новый гражданский шрифт, бытующий в России и сегодня? (Петр I.)
• Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных? (Пергамент)
• Назовите особый писчий материал, который изготавливался из тростника. (Папирус)
• Назовите материал, на котором писали люди в старину на Руси. (Береста)
• Как называется место, учреждение, которое организует сбор, хранение, общественное использование книг? (Библиотека)
• Где используется алфавитный порядок?
• Сколько букв имел славянский алфавит? (44-45)
• Сколько букв в современном алфавите? (33)
• Сколько гласны букв? согласны?
• Какие буквы звука не имеют?
• В каком году появился славянский алфавит? (В 863 году)
Загадки
• Тридцать три сестрички –
Ростом невелички,
Если знаешь их секрет,
Они покажут целый свет. (Алфавит)
• Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь впятеро умней. (Книга)
• Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешками.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
• Черные, кривые, от рождения немые.
Станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы)

1-ый ведущий. Молодцы, ребята! Вы очень много узнали в процессе своей работы.
2-й ведущий.
-Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа. Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.

Праздник завершается награждением самых активных ребят памятными сувенирами

«Рисованное письмо»

Знаки дорожного движения

Иероглифы

Слайд

Кириллица

Алфавит

Слайд

Пергамент, береста,
пальмовые листья

Азбука

Слайд

А. Ахматова

Игра

Викторина

Загадки
Категория: Разное | Добавил: ленуша
Просмотров: 597 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА