Среда, 10:26 
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Разное

Классный час: «Наши общие дела»
06.06.2017, 15:25

Цель: Определить стадии развития коллектива класса. Спланировать работу на год (полугодие).
Форма: Коллективное творческое дело с элементами игры.
Информация к размышлению:
Общение — это единственная роскошь, которая есть у человека.
Антуан де Сент-Экзюпери
Подготовительный этап. При подготовке к классному часу продумайте, каким должно быть оформление класса. Можно красочно оформить гирляндами, шарами. Предложите детям под¬готовить фотовыставку о проведенных летних каникулах.
Можно провести анкетирование «Мое мнение о классе» с целью выявления удовлетворенности учащихся своим классом. Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
• 4 — совершенно согласен;
• 3 — согласен;
• 2 — трудно сказать;
• 1 — не согласен;
• 0 — совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью.
2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.
3. Мне нравится наш классный руководитель.
4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом.
5. У меня есть любимый учитель.
6. У меня есть любимый предмет.
7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей.
9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.
Обработка полученных данных
В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 — о средней удовлетво¬ренности, если показатель меньше 2 — это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.

Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Учитель поздравит учащихся с новым учебным годом, определит задачи коллектива на предстоя¬щий год.
«Прежде чем двигаться дальше, мы должны от¬ветить на вопросы: «Какой у нас коллектив?», «На каком этапе развития он находится?». Известный педагог А.Н. Лутошкин выделил несколько вершин, которых могут достичь ребята, живущие и работа¬ющие, как и мы, в одном коллективе».Формирование и сплочение коллектива — это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый коллективом.
Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллекти¬вом (хотя в жизни мы часто называем коллекти-вом любую группу людей), а оказавшейся на вер¬шине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Давайте условно обозначим эти стан¬ции — ступени.
У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного пере¬хода — «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Даль¬ше дорога круче, и приводит она к «Алому пару¬су». Еще один рывок, правда, самый сложный, и вершина — «Горящий факел».
Чтобы было понятно, что означают эти ступени, дадим каждой из них более подробную характерис¬тику. А вы попытайтесь одновременно сопоставить описание с уровнем развития вашего класса.

«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то
«сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина — материал, ко¬торый сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть организатор дела, этот материал превраща¬ется в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилия. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного че¬ловека, она может принять самые неопределен¬ные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, замет¬ны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим звеном здесь еще является фор¬мальная дисциплина и требования старших. Отно¬шения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на по¬мощь друг другу. Существуют замкнутые приятель¬ские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать."Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному и начинаю¬щему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преоб¬ладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть, на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, — организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает труд¬но до конца собрать свою волю, найти во всем об¬щий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться кол¬лективным требованиям у некоторых членов груп¬пы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»
Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «Один — за всех, все — за одного».
Дружеское участие и заинтересованность дела¬ми друг друга сочетаются с принципиальностью и
взаимной требовательностью. Командный состав па¬русника — знающие и надежные организаторы, ав¬торитетные товарищи. К ним идут за советом, об¬ращаются за помощью, и они бескорыстно оказы¬вают ее.
У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все пережива¬ют горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя группа и сплочена, но бывают такие мо¬менты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение мо¬жет быть исправлено.
«Горящий факел»
Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, еди¬ная воля, отличное взаимопонимание, деловое со¬трудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все.
Светить можно и для себя, пробиваясь сквозь за¬росли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувство¬вать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно леген¬дарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим. (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981)Учитель обращает внимание учащихся на дос¬ку, где вывешивается плакат со схемой стадий раз¬вития коллектива в виде горы, подробно характе¬ризует каждую из них.



Задание № 1 (выполняется в микрогруппах по 5 человек)
Учащимся необходимо обсудить, какой верши¬ны уже достигли (стадии развития коллектива). Каждая микрогруппа высказывает и аргументиру¬ет свое мнение.
После общего обсуждения определяется верши¬на, которая соответствует стадии развития коллек¬тива, — она отмечается на плакате.
«Ребята, наш коллектив — как отряд альпинис¬тов, все в одной связке, продвигающиеся к верши¬не, восхождение на которую нелегко. На пути встре¬чается много преград.
Какие преграды мы встретили на своем пути? Что нам мешает подняться выше (обсуждение в микрогруппах)».
Свое мнение ребята высказывают после обсуж¬дения.
Учитель подводит итог обсуждения проблем в клас¬се. Они могут быть записаны на доске или плакате.

Задание № 2
Каждой группе раздаются вырезанные из бума¬ги флажки, на которых ребятам предлагается записать по 2—3 совместных дела, которые помогут прожить предстоящий год интересно и полезно для всего коллектива.
Учитель организует обсуждение предложенных учащимися коллективных дел, лучшие прикрепля¬ются к доске или записываются на листе ватмана в графу «Дело» таблицы:

Дело Кто организует Когда проводим


Мини-итоги
В заключение классного часа учитель подводит итоги, благодарит ребят за участие в классном часе: «Дружба и взаимовыручка помогут нам пре¬одолеть все преграды, достигнуть новой вершины. Мы должны помогать друг другу. Быть единой командой. И наш успех зави¬сит от вклада каждого члена коллектива».
Для того чтобы приучить детей к осмыслению своих жизненных планов, предложите им дома от¬ветить на вопросы анкеты, которую можно красоч¬но оформить и поместить в личный дневник:
• Чего я хочу добиться в этом учебном году.
• Чему хочу научиться.
• О чем мне бы хотелось узнать.
• О чем я мечтаю...
• В чем мне нужна помощь со стороны родите¬лей, учи

Категория: Разное | Добавил: amtomasova27
Просмотров: 92 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА