Пятница, 04:46 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Русский язык, литература

Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном"
[ Скачать с сервера (765.6Kb) ] 23.11.2013, 12:35
Назарова Светлана Алексеевна
607719Нижегородская обл, Шатковский р-н, сКрасный бор, ул Свободы, д 42 Муниципальное образовательное учреждение
Красноборская средняя общеобразовательная школа

Разработка урока на тему:

«Обобщение знаний об имени существительном как части речи
на материале устного народного творчества»

Разработала учитель
русского языка и литературы
Назарова Светлана Алексеевна

2013 год

2. Психолого – педагогическая характеристика класса

Всего в 5 классе 12 человек: 7 мальчиков (1 обучается индивидуально) и 5 девочек.
По результатам диагностики классного коллектива учебная мотивация: высокая - 36%, средняя -27 %, низкая - 27 %.
Требования классного руководителя, учителей-предметников ребята выполняют не полностью в силу своей невнимательности и рассеянности. На уроках и переменах ребята не всегда дисциплинированны. Часто отвлекаются по причине неустойчивого внимания и быстрой утомляемости. Работоспособность низкая. Наблюдается отсутствие самоконтроля со стороны некоторых ребят. Пубертатный возраст принес свои проблемы. Успеваемость снизилась.
По своему развитию дети делятся на несколько групп.
4 человека – уравновешенные, быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Они любознательны, у них развиты познавательные процессы. Это дети с высоким уровнем обучения.
3 человека – дети, у которых наблюдается преобладание процесса торможения над процессом возбуждения. Они не сразу усваивают программный материал, требуют внимания учителя. Это дети со средним уровнем обучения.
3 человека – дети, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Речь у этих ребят развита слабо, они плохо читают, затрудняются в пересказе прочитанного. Они нуждаются в постоянном напоминании, индивидуальной помощи, контроле со стороны учителя. Ребята этой группы не умеют обобщать и делать выводы. Это дети с низким уровнем развития.
У ребят быстрая утомляемость, внимание рассеянно, интеллект снижен, присутствует повышенная возбудимость. В учебной деятельности ребята малоуспешны. Наполняемость класса – средняя. Большое количество детей группы риска. Родители уделяют не достаточное количество времени своим детям. Не могут оказать помощь при подготовке домашних заданий. Уровень мыслительной деятельности низкий (29%) и очень низкий (50%) .
С другой стороны у 80% ребят наблюдается положительная динамика изменения силы и выносливости. Они хорошо физически развиты, любят уроки физической культуры, технологии, посещают спортивные секции, с удовольствием откликаются на предложение остаться после уроков поиграть в подвижные игры. В начале учебного года у 90 % учащихся появилась потребность посещения не одного кружка или секции, а двух и более. Это может говорить о повышении познавательной активности.
Дети охотно общаются между собой, помогают и выручают друг друга. Многие общаются и во внеурочное время.
В классе организовано и активно функционирует ученическое самоуправление. Ребята вносят предложения по внеурочной деятельности, осуществляют дежурство, оказывают существенную помощь классному руководителю в мониторинге успеваемости и творческих дел класса.
Творческая активность в классе средняя. Лишь некоторые лидеры могут с первого раза включиться в творческие дела класса. Остальные – по мере заинтересованности, но в итоге, как правило, все и всегда.
.

Проект урока русского языка.

…На войне одной минутки не прожить без прибаутки…
А. Твардовский
3. Класс: 5
4. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи на материале устного народного творчества.
5. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
6. Содержание: Имена существительные в устном народном творчестве, УНТ в Великую Отечественную войну.
7. Цели урока:
Обучающие:
1. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Имя существительное как часть речи»
2. Способствовать закреплению знаний об имени существительном как части речи.
Развивающие:
1. Развитие мыслительных умений и навыков (анализа, сравнения, синтеза)
2. Развитие общеучебных умений: морфологические признаки имени существительного, синтаксическая роль.
Воспитательные:
1. Способствовать развитию общеучебной и предметной мотивации (через использование материалов устного народного творчества)
2. Продолжить развитие коммуникативных умений в процессе коллективной работы.
8. Метод обучения: репродуктивный.
9. Форма организации урока: индивидуально-групповая.
10. Средства обучения:
• учебники, дидактические карточки для проведения работы в группах, мультимедийный комплекс;
• презентация, заготовки солнышек и тучек по количеству учеников.
11. Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
11. Хронометраж урока:
 Организационный этап 2 мин.
 Подготовка к основному этапу занятия – 5 мин.
 Обобщение и систематизация ранее изученного – 20мин.
 Контроль и самопроверка знаний – 10 мин.
 Информация о домашнем задании – 5 мин.
 Подведение итогов урока – 3 мин.
12. Содержание и ход урока.
№ Этапы урока Цель этапа урока Формирование субъект-субъектных отношений
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 Организа-ция начала занятия Подготовить учащихся к работе на занятии. Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Организация работы, контроль.

Готовность класса к работе.

Подготовка к основному этапу занятия Вспомнить определение устного народного творчества, его составляющих. Подготовить к восприятию нового материала, выявлению неизвестного. Подтверждение успешности ученика в познавательной деятельности. Сегодня на уроке мы постараемся обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Имя существительное». Работать будем на материале устного народного творчества, созданного в годы Великой Отечественной войны, посвящённого военной тематике.
- Ребята, а что такое устное народное творчество?

- Что мы относим к устному народному творчеству? Повторение сведений об устном народном творчестве, его составляющих.
Запись даты, темы урока
(слайд № 1)

-УНТ – это всё то, что люди передают из уст в уста на протяжении веков.
- К устному народному творчеству мы относим пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, песни, прибаутки, частушки, потешки, былинки. (слайд №2)
2 Создать проблемную ситуацию, позволяющую убедиться в необходимости изучения новой темы.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Создание проблемной ситуации.

- Что же такое война? (слайд №3)

- А что помогает человеку в трудные минуты? (слайд № 4)
-А уместны ли шутки на войне? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос содержанием нашего урока. А вместе с этим обобщим и систематизируем знания об имени существительном. Эпиграфом нашего урока будут слова А.Твардовского: «На войне одной минутки не прожить без прибаутки…» Наблюдение, сравнение, формулировка цели и темы урока.
- Война – это смерть, искалеченные судьбы детей, взрослых. Прежде всего, это постоянное, часто предельное напряжение всех моральных и физических сил человека.
- Это юмор, шутки, смех, моральная поддержка.
3 Обобщение
и система-тизация ранее изученного Вспомнить
определения основных понятий устного народного творчества. Обобщить и систематизиро-вать знания, полученные при изучении темы «Имя существительное». Обеспечение
восприятия, осмысления и запоминания морфологичес-ких признаков имени существитель-ного. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. Демонстрация языкового материала
для наблюдения. Организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

Пословицей принято считать изречение в сжатой форме, употребляемое в прямом или переносном смысле, которое является «полно выраженным суждением».
Поговорка – устойчивое выражение, намекающее на вывод, но не делающее его.
«Гимнастикой ума» называют отгадывание загадок.
Загадка – жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдалённо сходными. (слайд №5)

Задание: записать в тетрадях отгадки.
1. Здесь пушки, танки, автоматы, и генералы, и солдаты. (Армия)
2. В каждой части есть оно – боевое полотно. (Знамя)
3. Вот полки идут солдат,
Вслед за ними танки в ряд,
Пушки движутся, ракеты.
Что обозначает это? (Парад)
4. Если бой жестокий там идёт и тут,
На чём санитары раненых несут? (Носилки)
5. Какая страна вам, ребята, родней? Я верю, сердца ваши отданы ей,
И знаю, кого ни спроси я –
Ответит мне гордо… (Россия)
6. Он в наушниках сидит
И за рацией следит. (Радист)
7. Головной убор военный
Для солдата непременный,
Чем-то шлем напоминает,
Голову оберегает. (Каска)
8. Этот транспорт современный,
Есть гражданский, есть военный.
Думаю, все отгадают,
Кто же по небу летает? (Самолёт)

- Ребята, что можно сказать о записанных словах?
- Что называем именем существительным?

- Как изменяются имена существительные?

Задание: из данных пословиц выписать имя существительное Родина, определить падеж.
1. Для Родины (Р. п.) своей ни сил, ни времени не жалей.
2. Кто Родине (Т. п.) служит верно, тот долг исполняет примерно.
3. При солнце тепло, при Родине (П. п.) добро.
4. Родина (И. п.) – мать, умей за неё постоять.
5. В бою за Родину ( В.п.) и смерть красна.
6. Родиной да матерью – не шутят. (слайд № 7)

- Какие ещё морфологические признаки имени существительного вы знаете?

- Что мы знаем о роде имён существительных?

Какие имена существительные мы относим к 1 склонению?

Ко второму склонению относятся имена существительные …

К третьему склонению мы относим …

«Доскажи словечко»
Задание: закончите пословицу, слова, которыми будете заканчивать пословицы, запишите в 3 столбика.

1. Легка дорожка, если есть … (гармошка).
2. Шутки и пение – на войне… (спасение).
3. В бою успех – после боя шутки и … (смех).
4. Наша армия не одна – с нею вся … (страна).
5. В каждом деле честность творит… (известность).
6. Москва – всем городам … (мать).
7. Если фашистам не рад – вступай в партизанский … (отряд).
8. Откроет сапёр ворота – пройдут танки и … (пехота).
9. Если по-русски скроен, и один в поле … (воин).
10. Стрелять могут все, да не все попадают в … (цель).
11. Хвастуну грош за красную …(ложь).
12. С миру по нитке – фашисту … (петля). Актуализация знаний об УНТ,
включение в работу логического мышления и воображения, мыслительных ОУУН сопоставления, анализа.

Армия, знамя, парад, носилки, Россия, радист, каска, самолёт.
(слайд № 6)

- Имена существительные.

Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
(слайд №6)
Наблюдение над изменением имени существительного по падежам, запись в тетрадь. Один ученик работает у доски. (Слайд № 7)
Для Родины – Р.п., Родине – Д.п., при Родине – П.п., Родина – И.п., за Родину – В.п., Родиной - Т.п.

Склонение, род, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. (слайд № 8)

Имена существительные бывают мужского, женского, среднего рода. (слайд № 9)

Имена существительные мужского, женского рода с окончаниями – а, - я.
Мужского рода, оканчивающиеся на согласный и среднего рода с окончаниями - о, -е.
Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце.
(слайд № 10)
Распределение имён существительных по столбикам в зависимости от того, к какому склонению они относятся, позволяет вспомнить на практике отличительные черты каждого из склонений. Запись в тетрадь.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Гармошка
Страна
Пехота
Петля Спасение
Смех
Отряд
Воин Ложь
Известность
Мать
Цель

(слайд № 10)
4 Контроль и само-проверка знаний Понаблюдать за языковым материалом.

Установить правильность и осознанность учащимися изучаемого материала, обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изучаемого материала, глубины усвоения. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Отработка логики в применении изученного материала, использование полученных выводов и знаний в работе над языковым материалом. Организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся в группах.
Так как у большинства учащихся слабо развиты мыслительные ОУУН, есть проблема с концентрацией и устойчивостью внимания (без чего невозможно хорошее усвоение материала), то считаю уместным использование игровой формы обобщения полученных знаний.
В классе большинство визуалов, и они лучше вспоминают, если «видят», и, следовательно, лучше работают и усваивают материал. По этой же причине урок сопровождается презентацией.

Класс делится на две команды.
При делении на команды следует учесть степень обученности учащихся, чтобы уровень команд был примерно одинаков.
При таком подходе к формированию групп происходит снижение степени тревожности у учащихся с низкой степенью обученности, так как они рассчитывают на сильных учеников.

Команды получают карточки с заданием: закончить пословицы и поговорки, поставить имена существительные в начальную форму, записать в столбик, подобрать им. сущ. либо единственного, либо множественного числа.
1 команда – карточка №1
1. Русская мина долетит до …(Берлина).
2. Не щади врага – сбережёшь … (друга).
3. Заполнить кроссворд, вписав ответы к загадкам.
1) Пасть поднимет, огонь метнёт, всех фашистов перебьёт.
2) Своих глаз нет, а врага видеть помогает.
3) Ответ на загадку отыщет любой,
Что может ещё быть похожим на бой?
4) И воды просит, и ленты носит, и фашистов косит.
5) Он с экспедицией идёт
И свой прибор с собой несёт,
Не зря морзянку изучал.
Кто связным в отряде стал?
6) Перевёрнутый котелок человека защитить помог.
1

Б И Н О К Л Ь
3
П У Л Е М Ё Т
5
К А С К А

2 команда – карточка №2
1. Победу даёт отличная выучка и взаимная … (выручка).
2. Барабанщик может быть молчаливым, не молчал бы его …(барабан).
3. Заполнить кроссворд, вписав ответы к загадкам.
1) Пасть поднимет, огонь метнёт, всех фашистов перебьёт.
2) Своих глаз нет, а врага видеть помогает.
3) Ответ на загадку отыщет любой,
Что может ещё быть похожим на бой?
4) И воды просит, и ленты носит, и фашистов косит.
5) Он с экспедицией идёт
И свой прибор с собой несёт,
Не зря морзянку изучал.
Кто связным в отряде стал?
6) Перевёрнутый котелок человека защитить помог.
П У Ш К А

Б И Т В А

Р А Д И С Т

После завершения работы ребята могут прочитать в вертикальном ряду выделенное цветом слово «ПОБЕДА». (слайд № 11)

Экспресс – опрос с целью напоминания о морфологических признаках имени существительного.

- К одушевлённым относятся имена существительные, отвечающие на вопрос…
- А на вопрос что? отвечают…

- Какие имена существительные называются собственными?
(слайд № 13)
- Какие - нарицательными?

Организация деятельности учащихся
Задание: подберите к именам существительным нарицательным – собственные, связанные с судьбой юной ленинградки.
Имя – Таня, фамилия – Савичева, город – Ленинград, река – Нева, озеро – Ладожское.

Организация деятельности учащихся
Задание: выполнить морфологический разбор имени существительного победу.. На войне грустить – победу упустить. (1 ученик у доски)
Победа - сущ., предмет.
I. (Что?) победу. Н.ф. – победа.
II. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл.;
непост. - в в.п., в ед.ч.
III. Упустить (что?) победу.
Организация проверки работ учащихся. Работа учащихся в группах.

Запись в тетрадь.
Берлин – только форма ед.ч.
Друг – друзья

Пушка, битва, радист.

Запись в тетрадь.
Выручка – только форма ед.ч.
Барабан – барабаны.

Бинокль, пулемёт, каска.

Ребята, отвечая на вопросы , аудиально (слышат) и визуально (слайд) вспоминают изученный материал.
Кто? (слайд № 12)

неодушевлённые имена существительные.
название отдельных лиц, единичных предметов.

Общее название для всех однородных предметов и явлений

Работа в тетрадях.
Имя – Таня, фамилия – Савичева, город – Ленинград, река – Нева, озеро – Ладожское.

5 Информа-
ция о домашнем задании, инструктаж по его выполне-
нию. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения, мотивация к выполнению домашнего задания, инструктаж по выполнению домашнего задания. Предоставление возможности выбора задания по своему желанию и по степени сложности. Организация дифференцированного домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Проверка записей в дневниках.
Регина, Вова, Коля С., Вика сочиняют сказку об имени существительном.
Юля, Кристина, Дима составляют кроссворд по теме «Имя существительное»
Коля А., Лиза, Рома, Никита подбирают загадки, пословицы и поговорки по теме «Имя существительное»

Формирование позитивной мотивации на выполнение домашнего задания
Выбор задания по интересу, запись в дневнике.

6 Подведение итогов урока Проверить уровень усвоения материала по теме урока, дать качественную оценку работ отдельных учеников, групп, класс в целом. Одобрение деятельности отдельных учащихся, класса, стимулирование интереса к предмету. - О чем мы сегодня говорили на уроке?
- На основе какого материала мы на уроке работали?
- Так как же мы ответим на вопрос, поставленный в начале урока: нужны ли шутки на войне, уместны ли они?

А ещё я прошу вас оценить этот урок и, уходя, оставить на столе одно из солнышек или тучку. Получают возможность оценить и свою работу, и работу учителя.

Мне понравилось, было интересно.

Обычный урок.

Мне не понравилось.

Спасибо за работу на уроке.
На уроке мы говорили об имени существительном, его признаках.

На основе УНТ.
Шутки нужны, чтобы поднять боевой дух бойцов, укрепить веру в Победу.

Учащиеся получают удовлетворение оттого, что их мнение об уроке интересует учителя. Формирование положительной мотивации на предмет и всю учебную деятельность.

Приложение
1 команда – карточка №1
1. Русская мина долетит до …(Берлина).
2. Не щади врага – сбережёшь … (друга).
3. Заполнить кроссворд, вписав ответы к загадкам.
7) Пасть поднимет, огонь метнёт, всех фашистов перебьёт.
8) Своих глаз нет, а врага видеть помогает.
9) Ответ на загадку отыщет любой,
Что может ещё быть похожим на бой?
10) И воды просит, и ленты носит, и фашистов косит.
11) Он с экспедицией идёт
И свой прибор с собой несёт,
Не зря морзянку изучал.
Кто связным в отряде стал?
12) Перевёрнутый котелок человека защитить помог.
1

Б И Н О К Л Ь
3
П У Л Е М Ё Т
5
К А С К А

2 команда – карточка №2
1. Победу даёт отличная выучка и взаимная … (выручка).
2. Барабанщик может быть молчаливым, не молчал бы его …(барабан).
3. Заполнить кроссворд, вписав ответы к загадкам.
1) Пасть поднимет, огонь метнёт, всех фашистов перебьёт.
2) Своих глаз нет, а врага видеть помогает.
3) Ответ на загадку отыщет любой,
Что может ещё быть похожим на бой?
4) И воды просит, и ленты носит, и фашистов косит.
5) Он с экспедицией идёт
И свой прибор с собой несёт,
Не зря морзянку изучал.
Кто связным в отряде стал?
6) Перевёрнутый котелок человека защитить помог.

П У Ш К А

2
Б И Т В А
4
Р А Д И С Т
6

Использованные ресурсы:
http://voyna1941-1945.narod.ru/
http://victory.rusarchives.ru/
http://9may.ru/
http://www.1418.ru/
http://nyurenbergxxl.narod.ru/photoalbum.html
http://philparade.narod.ru/
http://www.kadashnikov.ru/publ/12
http://maikkorsarrus.ucoz.ru/news/2010-01-19-100
http://www.samufps.ru/press_center/news/190/
http://www.nmansurcino.ucoz.ru/
http://www.fotodelo.ru/archive/gi/6456.4-@session@.gif
http://sovetskiepesni.narod.ru/bernes/index.htm
http://www.stihi.ru/2008/02/20/1115
http:www.images.google.ru
http:www.wikipedia.ru
http//www.gifchik.ru

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1995.
Даль В.И. «Пословицы русского народа» в 2 томах М., «Художественная литература»1984
БЭ КиМ 2006г.
Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург: АРГО, 1996.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: лана0412 | Теги: УНТ, русский язык
Просмотров: 1914 | Загрузок: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА