Вход
Регистрация
Контакты
Буква Т. Электронное пособие + рабочие листы.
Рефлексия для дошкольников
Нейропсихологическая коррекция. Что включает в себя занятие и когда обращаться к нейропсихологу?
Деятельностный подход к обучению
Сколько сможете вы простоять на одной ноге и для чего это нужно?
Сегодня немного о работе дефектолога...
Слоговые рыбки!
Упражнения на развитие ВПФ
Формируем умение правильного захвата ручки...
Включение в занятие двигательной активности
Слоговые домики
5 шагов к красивому почерку
Чтение с карандашом для развития скорочтения
Ленивых детей не бывает
Если нет желания идти в школу или снова о низкой мотивации и что с этим делать...
Упражнения для рук
Полезные игры для дошкольников. Нейропсихологический анализ
Классный уголок из винила
Золото не носи, шубу не надевай, на моря не ездий или образ идеального учителя
Как изготовить стенд для детского сада или школы своими руками
Скоро в
школу
образовательное объединение
16+
Меню сайта
Главная
О нас
Наши новости
Материалы для развития
Публикации
Публикации педагогов
Публикации
Еще
Развивающие материалы
Обо всем на свете
Образовательные ресурсы
Обраная связь
Главная
» »
20:56
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
Сегодня наш урок посвящен описанию внешности человека. По ходу урока мы выясним, насколько вы наблюдательны и внимательны к окружающим вас людям, умеете ли вы описывать своих близких. Вы узнаете, что через внешность можно узнать о характере человека, его внутреннем мире, настроении. Для этого мы сейчас вместе с вами проанализируем текст «Необычный пацан» (текст распечатан для каждого ученика).
II. Работа с текстом «Необычный пацан».
1.Чтение текста учителем.
Необычный пацан
Приятели нагнали пацана, который шел почему-то по мостовой, прямо по ее середине, где просторнее всего и жарче. Пацан был необычный, и ребята некоторое время шли вровень, чтобы получше разглядеть.
Лет ему, наверное, шесть. Лицо крепкое, смуглое, а на нем, как окна настежь, большие глаза ясно-серого цвета. Не толстый, но походка развалистая, из-за кривых ног, вокруг которых болтаются выцветшие трусики, до того широкие, что похожи на юбочку. Белая рубаха тоже, видно, перешита – нагрудный карманчик приходится почти на животе.
Ничего во всем этом чрезвычайного не было, но пацан шел так, будто он в центре, а вся вселенная где-то по краям! Одной рукой машет – она у него зажата в кулак. Другую завел за спину. Затылок выдается назад, хотя голову он держит прямо. А главное, чешет серединой улицы по такой жаре. На них с Костей даже не взглянул.
/По Р.Достян/
2. Анализ текста:
- Каким стилем речи написан отрывок из повести Р.Достян «Тревога»? (Художественным).
- Нет ли в тексте элементов, свойственных другому стилю? (Есть. Разговорному стилю).
- Докажите это. (Использование слов чешет, вместо идет, шагает, пацан).
- Чем можно объяснить использование в тексте элементов разговорного стиля? (Описание дается от лица мальчиков).
- А какой тип речи использован? (Описание).
- Правильно. Обратите внимание, что описание внешности строится как описание предмета (лица). А теперь скажите, как построен текст? Из чего он состоит? (Из вводной части и основной).
- Какой тип речи используется во второй части? (Повествование).
- Где она (вводная часть) заканчивается и почему? (I-й абзац; из-за желания ребят получше разглядеть пацана).
- В каком времени употреблен глагол в 1-ом предложении? Какого он вида? (Нагнали – прошедшее время, совершенный вид). А во 2-ом предложении? (Некоторое время шли – несовершенный вид). Как вы думаете, почему во 2-ом предложении используется глагол несовершенного вида? (Для передачи длительности действия).
- Как вы думаете, в каких словах заключена основная мысль текста? Чем обусловлено введение описания? (Пацан был необычный).
- Что заключает в себе слово н е о б ы ч н ы й? (Оценку).
- Основная часть отрывка – это какой тип речи? (Описание, описание внешнего вида мальчика).
- В исходной части предложения (в «данном») называется описываемое лицо – пацан, или детали его наружности, одежды (лицо, рука, затылок, рубаха), а в основном («новом») – признаки, характеризующие внешний вид мальчика.
Исходная часть (указание на лицо) в предложениях одна и та же (он, у него, его лицо и т.д.), «новым» являются признаки.
- Какими способами они обозначаются? (При помощи прилагательных: крепкое, смуглое (лицо), большие, ясно-серого цвета (глаза); существительных, кратких причастий, глаголов: выцветшие трусики, похожи на юбочку, перешита (рубаха) и т.д.).
Описание представлено в два приема:
1) Первая часть описания как бы заключается мыслью, сформулированной в начале 2-го абзаца: Ничего во всем этом чрезвычайного не было…
Но тем не менее мальчики продолжают разглядывать паренька. Вот почему вторая часть той же фразы у автора начинается с но.
2) Вторая часть описания показывает те детали внешности, походки, поведения, в которых заключена «необычность» мальчика, его характер. Какой? (Независимость, самостоятельность, достоинство, выносливость).
- Эти качества названы автором? (Нет, мы их «выводим» из описания)
- Какова же основная мысль 2-го абзаца? (И все-таки он – необычный).
- Соотносится ли вывод с главной мыслью текста? (Да).
3. Составление плана (работа на доске и в тетрадях).
План
1. Встреча.
2. Ничего особенного в нем нет (описание мальчика).
3. И все-таки он необычный.
4. Словарная работа (на доске и в тетрадях).
Для описания той или иной части лица вы должны иметь определенный лексический материал. Давайте сейчас подберем слова, которые вы могли бы использовать для описания лица, глаз и т.д.
Лицо – крепкое, смуглое, белое, овальное;
Глаза – большие, ясно-серого цвета, как окна настежь;
Походка – развалистая, быстрая, подпрыгивающая и т.д.
Руки – зажаты в кулак, заведены за спину, в карманах, болтаются;
Голова – держит прямо, затылок выдается назад, наклонена вперед, высоко поднята.
Мы с вами подобрали много слов. А теперь скажите, всем ли подойдут эти слова? (Нет, не всем).
Сделайте вывод.
ВЫВОД (делается учащимися): для описания определенной личности (человека) необходимы слова, которые отражали бы ее внутренний мир, характер, настроение. Именно через внешность мы можем судить о человеке. Чтобы точнее описать внешность человека, надо найти неповторимое в его облике, то, что отличает каждую личность.
III. Викторина.
А сейчас мы проведем небольшую викторину: вы должны определить, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках.
1. У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры…
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
(«Вольга и Минула Селянинович». Былина).
2. … Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
(А.С.Пушкин. «Полтава»).
3. Женщина эта необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!... Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.
(Х.К.Андерсен. «Снежная королева»).
- Какие элементы внешности использованы авторами при описании героев?
- Что сразу бросается в глаза?
IV. Обучение описанию внешности человека.
1. Глаза – это зеркало души.
Л.Н.Толстой.
А теперь скажите, пожалуйста, без чего не обходится ни одно описание внешности человека? (Без описания глаз).
Не зря Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – это зеркало души». Не будем сомневаться в словах великого писателя, ибо он еще был и прекрасным психологом, он хорошо разбирался в человеческих душах.
Действительно, без описания глаз не обходится ни одно описание внешности человека, потому что глаза – самая выразительная деталь на лице. Но цвет и форма обычно интересуют нас, а их глубинная наполненность, их выражение. М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»:
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
- Прочитав этот отрывок, еще не зная о судьбе героя, можете вы догадаться, что пережил этот человек в жизни? (На его долю выпало много испытаний, которые лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза).
2. Лексическая работа:
а) сейчас я зачитаю слова-определения глаз, а вы должны их распределить в два столбика в зависимости от того, какие эмоции (сильные чувства) – положительные или отрицательные – они вызывают:
наглые, бегающие, пустые, искрометные (определить лексическое значение), лукавые, озорные, гневные, скорбные (определить лексическое значение), ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые.
б) а теперь посмотрите на доску. Перед вами три портрета:
1. В.Тропинин. Портрет Арсения, сына художника.
2. Питер Пауль Рубенс. Голова францисканского монаха.
3. Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы.
- Опишите глаза этих людей.
в) а теперь посмотрите на репродукцию картины Ф.Рокотова «Портрет Струйской» и послушайте стихотворение Н.Заболоцкого.
Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глава – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Посмотрите, как удивительно точно сочетаются слова Заболоцкого с тем, что изобразил Рокотов. Ведь описать внешность человека одинаково трудно и художнику, и писателю, ибо описание внешности – один из самых трудных видов описания. Чтобы доказать это – вот вам задание: опишите самих себя.
(3-4 человека описывают себя. Их описания похожи одно на другое. Они с удивлением замечают, что никогда раньше не смотрели на себя «со стороны», что кроме цвета глаз, длины волос, формы носа, ничего сказать не могут).
- Ребята, вы обратили внимание на то, что выступления ваших товарищей очень похожи. Вы пока еще не можете отмечать особые приметы, не можете отыскать неповторимую деталь внешности, вот почему ваши описания похожи, как если бы описывали братьев, а на ваших лицах появилась у л ы б к а.
3. Вот вам еще одна очень важная деталь в описании внешности человека – у л ы б к а. Обычно вы упускаете эту деталь. А ведь Л.Н.Толстой писал: «Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красив ли – все покажет».
Доброжелательное, озаренное улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».
Улыбка Джоконды
Летел в ее улыбку камень,
Вонзали нож по рукоять.
Посмотрит темными зрачками –
И улыбается опять.
Из Лувра выкрали. И даже
На Пикассо упала тень,
Но вновь она на вернисаже
Улыбкою встречает день.
Смеялись флейты, пели скрипки
На всех сеансах год подряд,
Чтоб вызвать этот миг улыбки,
Непостижимый этот взгляд.
Умолкло все,
Все притаилось
На всех ветвях, на всех кустах,
Когда улыбка появилась
У Моны Лизы на устах.
Постичь до дна улыбку надо,
Чтоб увидать в ее венце Измученного Леонардо
С улыбкой на худом лице.
Левша, он сам сработал раму,
Сам врезал в раму вензеля.
С тех пор улыбкой этой самой
Интересуется земля.
Джоконда властно и коварно
Сквозь линзы стекол четырех
Глядит с улыбкой лучезарной
Равно на умниц и дурех.
Смеется флейта, плачет скрипка –
Не расставались будто с ней,
А легендарная улыбка
Меж тем с годами все ясней.
Не меркнет и не угасает,
Светлее дня, сильнее тьмы.
Джоконда, видно, что-то знает,
Чего еще не знаем мы.
М.Лисянский
4. И последнее. Думаю, что описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса», - гласит народная мудрость.
Сейчас мы с вами прослушаем песни в исполнении Игоря Талькова. (Звучат два-три куплета из разных песен Талькова). Его низкий, чуть с хрипотцой голос гармонически сочетается с его песнями, его глаза полны трагизма, печали. Если вы вслушаетесь в содержание песен, вы поймете, откуда этот трагизм и печаль.
V. Подведение итогов урока.
В заключение нашего урока мне бы хотелось, чтобы вы сделали вывод о том, что необходимо для того, чтобы как можно точнее описать того или иного человека?
ВЫВОД (делается совместными усилиями): надо описать не только черты лица человека, его глаза, нос, улыбку, волосы и т.д., но постараться найти в его облике что-то такое, что отличало бы этого человека от других. Для этого надо быть наблюдательным и внимательным к окружающим людям. Но главное, надо уметь через внешность описать характер человека, его настроение, попробовать догадаться о его внутреннем мире: чем он интересуется, что его волнует, что ему нравится и т.д.
Домашнее задание:
дома вы должны будете написать сочинение-миниатюру (на основе личных наблюдений) «Мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)», используя следующие пословицы:
1. Коль очи светятся – душа чиста
2. Улыбка на лице, что солнце в окне.
3. Что в сердце варится, на лице не утаится.
4. По когтям да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать.
(Пословицы записываются в тетради).
Для скачивания необходимо
зарегистрироваться
!
1
2
3
4
5
Категория:
Русский язык, литература
|
Просмотров:
9357
|
Добавил:
гречка
|
Рейтинг:
1.0
/
1
Всего комментариев:
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[
Регистрация
|
Вход
]