Четверг, 23:38 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Русский язык, литература

Национально-региональный компонент
[ Скачать с сервера (110.2Kb) ] 16.05.2013, 15:22
Реализация национально-регионального компонента

языкового и литературного образования: из опыта работы.

Корзиной Ирины Фёдоровны(учитель русского языка и литературы )

Общие положения.

Цели, функции, подходы к разработке национально-регионального компонента.

Содержание национально-регионального компонента в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Как известно, Государственный стандарт общего образования по русскому языку и литературе включает три компонента:

2слайд-по 5слайд

- федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;

- региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;

- компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

В Федеральном базисном учебном плане определено соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения. Региональный компонент составляет не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных предметов.

В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану указывается, что «часы регионального (национально-регионального) компонента могут быть использованы в основной школе для углублённого изучения учебных предметов, факультативов дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

В 9-х классах часы регионального (национально-регионального) компонента рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.

Региональный (национально-региональный) компонент для 10-11 классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение».

Именно такое место определяют документы региональному (национально- региональному) компоненту в Государственном стандарте по русскому язык; и литературе.

Каково же назначение НРК? Как подчёркивается в документах Министерства образования РФ, «национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона». Подобная трактовка НРК общего образования делает целесообразным использование при его разработке культурологического подхода.

Данный подход позволит построить содержание и структур} НРК так, чтобы, не впадая в традиционное краеведение, помочь ученикам осмыслить особенности российской культуры как культуры стыковой, пограничной, где, по словам Н. Бердяева, «столкнулись и смешались два потока мировой истории - восточной и западной», где в течение многих веков осуществлялся синтез различных культурных начал.

Особое положение нашего региона на границе Европы и Азии определяет региональное своеобразие как выражение общенациональной специфики. Эта общенациональная специфика проявляется даже ярче, чем, предположим, в других крупных городах. Ведь провинциальные регионы как раз и выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, уклад жизни, ценности и установки; они являются хранилищами культурной специфики всей страны, всей нации. А следовательно, проблема культурологического содержания НРК для нас более актуальна, чем для других городов.

Каким же должно быть содержание НРК и как это содержание реализовать в учебном процессе?

На основе Федерального базисного учебного плана спроектирован областной базисный учебный план; он призван стать инструментом региональной образовательной политики; позволяет сохранить единство образовательного пространства и реализовать НРК государственного образовательного стандарта.

6слайд

Содержание образования НРК усиливает образовательную область «Филология». Внимательно изучив нормативные и инструктивно-методические материалы, обеспечивающие реализацию НРК образовательной области «Филология», мы определили содержание регионального компонента языкового и литературного образования, которое может быть реализовано в следующих направлениях:

- Русская словесность;

- Риторика;

- Лингвистическое краеведение;

- Литературное краеведение;

- Лингвистический анализ текста;

- Модульный курс «Вокруг тебя - Мир...».

Усиление внимания к формированию культуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене; представления о связях языка с национальными традициями народа; осознание учащимися красоты и выразительности родной речи всё это стало важным моментом в определении в содержания НРК языкового образования. А усиление нравственно-этического и культурно-эстетического аспекта, повышенное внимание к формированию культуры устной и письменной речи - всё это стало определяющими направлениями в реализации регионального компонента литературного образования.

В инструктивно-методическом письме Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО) «О преподавании учебных предметов «Русский язык » и «Литература» в 20012-2013 учебном году» сказано, что «содержание регионального компонента литературного образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона». Замечено также, что «преподавание литературы в 5-9, 10-11 классах рекомендуется дополнить спецкурсами по выбору (или модульными курсами):

13слайд

1. «Литература России. Южный Урал» на основе учебного пособия «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9,10-11 классов»

2. «Вокруг тебя - Мир...» (на основе УМК «Вокруг тебя - Мир...») В нашей школе реализуются оба направления. Причём, на модульный курс «Вокруг тебя - Мир...» из школен ого компонента выделено по одному часу в 5-6-7 классах. И в рамках уроков литературы реализация этого модульного курса осуществляется в 8 классе. Эта преемственность в вариативном компоненте учебного плана сохраняется на протяжении питии лег. На уроках по УМК «Вокруг тебя - Мир...» наряду с решением задач литературного образования учащиеся имеют возможность обсуждать проблемы, связанные с понятиями «гуманность», «деятельное сострадание», «уважение человеческого достоинства», «ответственность за свои поступки» и др.

В методических рекомендациях лаборатории филологических дисциплин ЧИППКРО определено соотношение между содержанием, разделами учебных программ по литературе; (в данном случае это программа Кутузова А.Г.) и содержанием, темами модульного курса «Вокруг тебя — Мир...» Данные методические рекомендации и методические пособия по курсу («Книга для учителя») помогают спланировать работу, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, уровню их подготовки в области знаний о международном гуманитарном праве. В наших методических материалах вы найдёте выстроенную систему занятий по УМК «Вокруг тебя - Мир...» для 5-6-7-8 классов, сохраняющих преемственность в изучении норм международного гуманитарного права.

Преподаватели разработали содержание занятий по русскому языку и литературе с учётом НРК на основе учебной хрестоматии «Литература России. Южный Урал». 5-9 кл., 10-11 кл./ Составители Капитонова Н.А., Крохалева Т.В., Соловьёва Т.В.

В аннотационной и вступительной статьях к этому учебном пособию нас привлекли слова: «Материал, представленный в издании, позволяет полностью реализовать НРК областного учебного плана» и «Учитель литературы самостоятельно решит, как распределить по классам и темам представленные в хрестоматии материалы».

Если использование этого пособия на уроках литературы является вполне органичным, то каким образом можно реализовать региональный компонент языкового образования на основе хрестоматии по литературе? Не является ли данное направление нашей работы обыкновенной самодеятельностью? Нет, не является.

Во-первых, она соответствует целям языкового образования:

- воспитанию гражданственности и патриотизма;

- развитию и совершенствованию речевой деятельности, коммуникативных умений;

- формированию умений анализировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, соответствия: сфере и ситуации общения;

- применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Во-вторых, содержание регионального компонента языкового образования с использованием учебной хрестоматии «Литература России. Южный Урал» представлено в виде системы, обеспечивающей взаимосвязь коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенции.

В-третьих, реализация содержания регионального компонента с использованием учебной хрестоматии «Литература России. Южный Урал» отвечает деятельностному подходу к обучению родному языку, который предполагает смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

Приоритетными направлениями в методике преподавания русского языка с учётом НРК стали:

1. Усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения; в рамках этого направления содержание таких тем НРК: - Употребление глаголов в речи. Текстообразующая роль глаголов в стихотворении В.В. Сорокина «Над Челябинском дождь» (5 класс);

- Особенности использования вводных слов в стихотворении Н. Годины «Окликаю по имени рощу» (8 класс).

2. Формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья; в рамках этого направления содержание таких тем НРК:

- Стилистические возможности лексики в повести В. Черноземцева «Ухари» (11 класс);

- Анализ поэтического текста со стороны эстетической функции звуков (К. Скворцов «Голуби», А, Павлов «Пощади себя и землю, человек») (10 класс);

- Роль инверсии в стихотворных текстах (на примере стихотворения В.А. Суслова «Златоуст») (8 класс).

3. Формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национального достояния русского народа; в рамках этого направления содержание таких тем НРК:

- Функциональная нагрузка обращений в стихотворных текстах (на примере) стихотворения И. Банникова «Сияй, сияй, моя Россия» (8 класс);

- Использование внутрисловного переноса как игровой приём, акцентирующий дробность картины мира в стихотворении Д. Кондрашова «Мы тонем» (11 класс).

Методические разработки представляют собой выборку из тематического планирования уроков русского языка и литературы с учётом НРК. Для любой учебной параллели методические разработки составлены по единой форме: (скачать разработки)

- название раздела программы по русскому языку или по литературе;

- № НРК;

- № урока;

- тема урока;

- тема и содержание НРК;

- литература.

Возрастание роли регионального компонента в структуре гуманитарных знаний становится характерной приметой сегодняшнего времени. Обучать, обращаясь к региональному материалу, формируя бережное отношение учащихся к национально-культурным ценностям, в полной мере этому отвечает работа с учебной хрестоматией «Литература России. Южный Урал».

Из опыта работы.
Сдвоенный урок внеклассного чтения по теме
«А.В.Столяров и его книги.»
Оборудование: книги писателя, «После дождя», Мы живы, пацаны!» его биография, фото,вопросы
Ход урока( см. вдеозапись)

Предлагаю программу
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 – 9 КЛАССЫ

Программа может быть использована в качестве факультативного или элективного курса

Р.И.Альбеткова
Основы русской словесности
От слова к словесности
Для 5 – 9 классов*
2. Брошюрка литература для (5-11 кл.) полностью разработана

Примерная программа

по учебному предмету «Литература Южного Урала»

(5-8 классы)

Пояснительная записка

Примерная программа по учебному предмету «Литература Южного Урала» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Челябинской области.

Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Учебный предмет «Литература Южного Урала. Челябинская область» на ступени основного общего образования изучается в течение четырех лет обучения, с 5 по 8 класс.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Литература Красноярского края» на ступени основного общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, отведено 68 часов: по 17 часов в каждом классе.

Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» обеспечивает преемственность в изучении учебного материала на ступени начального общего и основного общего образования.

Изучение учебного предмета «Литература Южного Урала .Челябинская область» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к творчеству писателей и поэтов Красноярского края;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; потребности в самостоятельном чтении художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края; устной и письменной речи учащихся;

освоение произведений устного народного творчества народов, проживающих на территории Челябинскойо бласти, художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края в единстве формы и содержания;

формирование представления о литературном наследии Красноярского края, его своеобразии и неразрывной связи с классической и современной русской литературой, его вкладе в развитие русской литературы;

осознание языка и речи как формы выражения национальной культуры и культуры Красноярского края.

Изучение учебного предмета «Литература Южного Урала Челябинской области» на ступени основного общего образования способствует решению следующих задач:

обогащению духовного мира обучающихся путем приобщения их к произведениям устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края;

формированию навыков понимания и эстетического восприятия произведений писателей и поэтов Челябинской области.

Приоритетом регионального литературного образования на cтупени основного общего образования является формирование системы ценностей обучающихся.

Общеучебные навыки, формируемые в процессе изучения учебного предмета «Литература Южного Урала Челябинской области», рассматриваются как основа для саморазвития личности.

Предполагаемый результат – становление личности обучающегося, знающего традиции и культурные ценности Красноярского края, нашедшие свое отражение в литературном творчестве, способствующего их сохранению и дальнейшему развитию, отличающегося активной гражданской позицией и имеющего навыки жизни в природном, социально-экономическом и культурном пространстве своей малой родины.

Ограниченное количество учебного времени требует особой систематизации курса. С этой целью предлагается следующая логика освоения учебного материала: 1 час в каждом классе отводится на введение в предмет, 16 часов – на изучение регионального литературного материала.

Концептуальными идеями курса являются:

в 5 классе – уральская природа, уральцы на своей земле;

в 6 классе – уральская семья, этика сибиряка;

в 7 классе – многоаспектность личности сибиряка: чувство ответственности и долга; мастера и умельцы родной земли;

в 8 классе – человек – род – память. Современный мир и проблема нравственного самоопределения в творчестве писателей Красноярского края.

В процессе изучения учебного предмета «Литература Южного Урала. Челябинской области» осуществляется формирование и совершенствование следующих видов деятельности:

чтения:

выразительное чтение художественного текста, в том числе по ролям,

правильное, беглое, сознательное чтение текстов других стилей, представленных в курсе,

ознакомительное, просмотровое (поисковое), аналитическое (изучающее) чтение;

аналитической работы с текстом:

определение темы и основной мысли (проблематики) текста,

нахождение ключевых эпизодов, анализ причинно-следственных связей между эпизодами,

выявление в тексте материала, необходимого для характеристики персонажа, для определении авторского отношения к изображаемому,

ответ на вопрос с привлечением и без привлечения цитат,

анализ авторской правки текста художественного произведения, разных вариантов одного и того же текста,

нахождение языковых средств выразительности, определение их роли,

овладение словами-терминами (в объеме программы),

пользование справочным аппаратом читаемой книги,

самостоятельная постановка вопросов в связи с анализом прочитанного произведения,

рисование иллюстраций к произведению, адекватно его отражающих;

устной речи:

монологическая речь (пересказ подробный или сжатый, выразительное чтение наизусть, выражение впечатлений, вызванных чтением произведений, выступление (с вопросом, презентацией, отчетом о проделанной работе),

диалогическая речь (диалог – обмен мнениями: своя и чужая точка зрения, согласие (несогласие), аргументация, инсценирование произведений);

письменной речи:

написание сочинений различных жанров,

написание сочинений различного объема (с ограниченным объемом до 4-6 предложений, без ограничения объема),

создание творческих работ (сказки, стихи, рассказы и т.п.),

совершенствование написанного,

заполнение анкеты,

ведение читательского дневника, записной книжки, специальной тетради, использование их при подготовке к сочинению, выступлению и т.п.;

поиск информации:

поиск нужной информации в словаре, энциклопедии, в периодических изданиях, интернете;

составление библиографии.

Программа может быть реализована в полном объеме при условии грамотной соотнесенности ее с программами по литературе, реализуемыми в рамках федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования. Соотнесенность возможна по тематическому или жанровому принципу. Кроме того, программа ориентирует учителя и обучающихся на овладение разными видами чтения: ознакомительного, просмотрового (поискового), аналитического (изучающего). Владение разными видами чтения в соответствии с поставленной целью основано на потребностях современного информационного общества.

Реализация программы предполагает обязательный выход из классно-урочной системы организации занятий. Библиотека, музей, экскурсия по памятным местам, театр – то образовательное пространство, которое необходимо для изучения литературы Красноярского края.

В результате изучения учебного предмета «Литература Южного Урала. Челябинская область» обучающийся должен:

знать и понимать содержание изученных произведений;

знать основные факты жизни и творчества В.П. Астафьева;

знать и понимать изученные теоретико-литературные понятия;

уметь воспринимать и анализировать художественный текст;

уметь выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

уметь определять род и жанр литературного произведения;

уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;

уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

уметь определять особенности языка и речи народов, проживающих на территории Красноярского края, на примере литературных произведений;

уметь сопоставлять тематически близкие произведения народов, проживающих на территории Красноярского края, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

уметь выявлять авторскую позицию;

уметь выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

уметь применять разные виды чтения и способы предъявления информации об изученном литературном материале;

уметь владеть различными видами пересказа;

уметь строить устные и письменные высказывания (отзывы) в связи с изученным произведением;

уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, использовать основные приемы аргументации и способы устранения речевой агрессии;

уметь создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров.

Содержание программы

(68 часов)

5 класс (17 часов)

Введение (1 час)

Знакомство с понятием «региональная литература». Структура курса. Диалог писателя и читателя. Ученик читающий, слушающий, говорящий.

Теория. Литература мировая, отечественная и региональная.

Фольклор Красноярского края (4 часа)

Отражение в произведениях устного народного творчества традиций, быта, языка народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Сказки народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: «Сотворение Земли», «Почему огонь очага священный», «Дедушка-медведь» (волшебные); «Охотник Кирэвуль и Огненный соболь», «Бабушка и парень-сирота», «Два парня – умный и хитрый» (социально-бытовые); «Почему олень быстро бегает», «Как лиса и волк вместе охотились», «Белый медведь и бурый медведь» (о животных).

Сибирский сказ «Камень Шамана». Неоднозначность подходов к бытованию жанра сказа на территории Красноярского края.

Легенды (топонимические), пословицы, поговорки, загадки, песни.

Народный календарь.

Своеобразие бытования русского фольклора в Сибири.

Сказки-мифы как отражение самобытности национальной культуры, нравственных основ бытия, национального самосознания народов Севера.

Условность деления сказок на волшебные, социально-бытовые и сказки о животных.

Взаимоотношение человека и природы – сквозная тема словесного искусства народов Севера.

Литературный пересказ произведений устного народного творчества.

Теория. Жанры фольклора. Сюжет сказки и реальная жизнь. Лаконизм малых фольклорных жанров.

Авторские произведения (12 часов)

Зорий Яковлевич Яхнин. «Легенда о Ховеко».

Фольклорная основа легенды, отражение в ней обычаев, верований и нравственных идеалов эвенкийского народа. Представления героев о добре и зле, совести, чести, человеческом достоинстве. Фольклорные темы и образы легенды. Главный герой легенды Ховеко и две его победы: над злым и жадным Бамбином и самим собой. Умение главного героя признавать и исправлять свои ошибки. Авторское отношение к героям. Особенности языка легенды, использование в ней художественных средств, характерных для эвенкийского фольклора.

Теория. Литературная сказка и фольклор.

Поэты Красноярского края о родной природе.

Владлен Николаевич Белкин. «Белые леса», «Едва прикрыта ветошью ветвей…», «Весна в тайге», «Отчаяннее и грозней…», «Лето».

Николай Викторович Гайдук. «В борах и раздольях».

Казимир Леонидович Лисовский. «Березка».

Игнатий Дмитриевич Рождественский. «С лугов приносишь Енисея…», «Полярный мак», «Цветы тундры», «Осень».

Зорий Яковлевич Яхнин. «Карликовая березка», «Цветы подо льдом», «Воробей».

Чувство привязанности к миру природы, окружающему человека. Четыре времени года.

Теория. Развитие понятий об олицетворении, сравнении, эпитете.

Николай Станиславович Устинович. «Ради жизни», «Лебединая дружба», «Волк» (из цикла «На охотничьих тропах»), «След человека», «Пуд соли» (из цикла «След человека»).

Н. С. Устинович – тонкий знаток жизни тайги и сибирского леса.

Тема красоты земли, изображение «удивительного мира зверей и птиц» в его многообразии и многозвучии.

Человек и природа, их неразрывная связь. Разумное отношение к природе. Драматизм во взаимоотношениях человека и природы.

Гуманизм рассказов, нравственные ценности и утверждение мудрого, доброго отношения к природе.

Раздумья о человеческой жизни. Роль суровой северной природы в формировании особого склада характера сибиряка, «верного таежным традициям товарищества и взаимной выручки».

Мастерство писателя-пейзажиста: «мягкие линии, полутона», «художественная сдержанность», сжатость, точность, простота языка, юмор.

Теория. Роль пейзажа в литературном произведении. Животные как герои литературного произведения.

Виктор Петрович Астафьев. «Белогрудка», «Гуси в полынье».

Природа и человек. Образ живой природы: тайга, белогрудая куница и ее котята, гусыня и гусята. Мир людей: взрослые и дети. Поступок и его последствия, ответственность за поступки. Автор и его отношение к миру природы и к миру людей.

Теория. Тема, идея, проблематика, сюжет и герои литературного произведения.

6 класс (17 часов)

Введение (1 час)

Автор и читатель, их сотворчество. Возможность реализации своих читательских интересов и предпочтений.

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края

(16 часов)

Роман Харисович Солнцев. «Воробьи», «Дядя Сеня», «Бродим по лесу, толпа пересмешников».

Человек и природа, их родство. Тревога поэта об утрате человеком чувства родственной связи с природой.

Теория. Композиция лирического текста.

Николай Иванович Волокитин. «На реке да на Кети» (отрывок), «Светка – синяя беретка» (отрывок).

Величие сибирской природы, быт коренных жителей. Человек и природа. Творческое начало в человеке.

Изображение детского характера. Утверждение идеи человеческого великодушия.

Теория. Литературный герой.

Борис Михайлович Петров. «Формула белого гриба», «Лерка-манерка», «Стрелок», «Друг человека».

«Природоведение» Б.М. Петрова. Прием контраста в рассказе «Формула белого гриба» (Роман Петрович и Игорь). Поэтика описаний осеннего леса, выразительность пейзажных зарисовок. Этический смысл понятия «грибная охота».

Традиционность темы дружбы человека с собакой. Ответственность за воспитание охотничьей собаки. Мастерство описания поведения и повадок собаки Лерки. Драматизм финала повествования. Проблема «вины и ответственности» в рассказе.

Теория. Психологизм рассказов. Персонификация образа тайги. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.

Виктор Петрович Астафьев. «Ангел-хранитель» (из повести «Последний поклон»).

Автобиографическое произведение писателя о детских годах. Семья как главная опора в жизни человека. Бабушка Катерина Петровна – ангел-хранитель дома. Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Юмор в рассказе.

Теория. Автобиографические произведения.

Иван Иванович Пантелеев. «Голубые звезды».

И.И. Пантелеев – мастер лирического повествования.

Николка – главный герой рассказа «Голубые звезды», его друзья и враги. Отношение мальчика к миру природы, ее защитникам и расхитителям. Отец Николки, его сила и слабость. Понятие о сибирском характере. Любовь мальчика к отцу, отвага и мужество в сопротивлении обстоятельствам жизни. Смысл названия рассказа.

Теория. Роль пейзажа в произведении. Название произведения как ключ к его смыслу.

Поэтическая летопись края.

Владлен Николаевич Белкин. «Начало», «Таежная улица», «Два города в судьбе моей…», «Дивногорск – 1961», «Каменные кони», «В потоке железного гула…».

Радость созидания и тревога за завтрашний день природы.

Теория. Автор и лирический герой в поэзии. Элементарные вопросы стихосложения (ритм, строфа, стопа и другое).

7 класс (17 часов)

Введение (1час)

Автор и художественное произведение. Способы выражения авторского отношения к событиям, героям. Индивидуально-авторские средства выразительности.

Рождение музея. Этапы создания музея. Музейная экскурсия.

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края

(16 часов)

Алитет Николаевич Немтушкин. Стихотворения «Мой аркан забыл оленьи рога», «Мой край родной! Мне не забыть о том…», «Удаляется детство куда-то…», «Догнала старость деда…». Повесть «Мне снятся небесные олени».

Проблема изучения и сохранения культуры малых народов Красноярского края.

Тема малой родины, отчего дома в повести. Бытовая культура эвенков, их традиции и уклад жизни. Мифы, предания, сказки, легенды эвенкийского эпоса. Природа как живая стихия.

Характеры главных героев повести: бабушки Огдо-Эко и мальчика Амарчи, их друзей и соплеменников. Проблемы чести и бесчестия, добра и зла. Лирическое и драматическое в повести.

Теория. Индивидуально-авторские средства выразительности.

Виктор Петрович Астафьев. «Бабушкин праздник», «Мальчик в белой рубахе» (из повести «Последний поклон»), «Над древним покоем» (из сборника лирических миниатюр «Затеси»).

Жизнь сибирской деревни. Образ женщины – хранительницы семейного очага. Память как духовная опора в жизни человека.

Теория. Вечные образы, «сквозные» темы и мотивы в русской литературе.

Иван Иванович Пантелеев. «Чужой».

Тема Дома в повести. Судьба Леньки Сизова. Одиночество среди людей. Слабость и сила детской души.

Теория. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Способы выражения авторского отношения в художественном произведении.

Поэтическое слово (темы и авторы по выбору учителя и обучающихся).

История и люди края. Мир природы. О поэте и поэзии. Философские мотивы. Любовь и дружба.

Игнатий Дмитриевич Рождественский. «Мой край», «Саяны», «Сибиряки», «Снежница», «Север».

Казимир Леонидович Лисовский. «Основатели», «На часовенной горке», «Мальчик».

Николай Николаевич Еремин. «Тайна творчества – жизни тайна…», «Учитель», «Женское сердце», «Стихи о попугае», «Мы не умеем слушать стариков…».

Стихи из книги «Сибирский венок Пушкину – красноярцы» Красноярск, 1999:

Владлен Николаевич Белкин. «Сочинение», «Сначала было слово».

Николай Викторович Гайдук. «Отзвук и отблеск прекрасного прошлого…».

Станислав Петрович Иконников. «Зачем, возница, ты коней в то утро гнал?!».

Анатолий Иванович Третьяков. «В Михайловском снега так много…».

Александр Илларионович Щербаков. «Последняя просьба».

Теория. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства поэтической речи.

Эдуард Иванович Русаков. «Часики и эскимо».

Сложность и противоречивость человеческих чувств. Облагораживающая сила любви. Любовь – чувство, проверяющее человека, обнаруживающее в нем качества, о которых он и не подозревал.

Теория. Рассказ-притча.

8 класс (17 часов)

Введение (1час)

Искусство и жизнь. Отражение национальных ценностей и традиций в художественных произведениях писателей и поэтов Красноярского края.

Место литературного наследия Красноярского края в культуре России.

Виртуальный музей как система сохранения культурных ценностей в информационно насыщенной среде.

Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края

(16 часов)

Виктор Петрович Астафьев. «Ода русскому огороду».

В.П. Астафьев – философ, гуманист, мастер языка. Человек – род – память. Тема памяти: воспоминания о детстве как источник душевных сил. Образ земли-кормилицы. Портреты тружеников земли. Обретения и утраты на жизненном пути. Обретение героем чувства родства с миром. Трагедия и поэзия народной жизни.

Теория. Автор-повествователь. Способы выражения авторского отношения к событиям и героям.

Александр Илларионович Щербаков. Стихотворения «Таежник», «Иван-чай», «День Победы». Рассказы «Лазоревая Бабка»; «Душа мастера», «Каждой Зине – по корзине» (из цикла «Деревянный всадник»).

Патриотический пафос стихов.

Человек и его дело. Талант и мастерство русского человека.

Светлая душа деревенского человека. Бескорыстие Лазоревой Бабки.

Теория. Деталь и символ.

Георгий Кузьмич Суворов. «Еще утрами черный дым клубится…», «Хоть день один», «Мы тоскуем и скорбим», «Есть в русском офицере обаянье».

Г.К. Суворов – поэт-воин. Образ Рядового Истории в лирике поэта. Основные мотивы: беспощадная реальность войны, память о довоенной жизни, вера в победу, мысль о возможной гибели накануне победного торжества.

Теория. Художественный образ.

Роман Харисович Солнцев. «Было все – и король-самодур…», «Так ли живу, как надо?», «Женщина плачет в вагонном окне…», «Я вспоминаю темный лог…», «Недвижен лес в блестящей паутине…».

Философский взгляд поэта на жизнь и человека.

Теория. Лирический герой.

Зорий Яковлевич Яхнин. Стихотворения «Не спрашивая, сколько платят…», «Я нажил себе сто рублей…», «Не гневайтесь…», «Страна Свояси», «Я жду тебя. Уже прошло сто лет…», «А мы не рядом…», «Воспоминание», «Суриков в Красноярске».

Красноярск – вторая родина поэта, его «центр земли». Доверительный разговор с читателем о жизни, о любви, о вечных человеческих ценностях.

«Поэма умерших деревьев».

Человек и природа, их единство и неразрывная связь. Отношение человека к природе как мерило его нравственной и духовной зрелости. Мотив ответственности за свою малую родину, свою страну.

Публицистичность поэмы. Роль формы поэмы (венок сонетов) в раскрытии ее идейного содержания.

Теория. Сонет. Венок сонетов.

Олег Сергеевич Корабельников. «Башня птиц».

Научная фантастика как один из методов художественного исследования действительности. «Фантастический реализм». Проверка реальных ценностей жизни остротой нереальных обстоятельств. Человек и природа, человек и Вселенная: экологическое сознание.

Теория. Научная фантастика как жанр. Фантастика и фэнтези.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: korzina
Просмотров: 4942 | Загрузок: 448 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА