Суббота, 10:55 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Русский язык, литература

«Формы устного народного творчества». 5 класс
[ Скачать с сервера (477.1Kb) ] 01.02.2014, 18:04
«Формы устного народного творчества». 5 класс
Цели: - закрепить знания, полученные по теме «Устное народное
творчество»;
- развивать внимание, память, образное и абстрактное мышление;
- воспитывать умение работать в команде, ответственность.

Условия игры: представлены 5 категорий вопросов, каждая из которых делится на 10 ячеек. Каждая ячейка содержит вопрос и количество очков. Дети делятся на команды, выбирают литературное название команды и девиз. Право выбора принадлежит правильно давшей ответ команде. Очки суммируются. При неверном ответе отнимается количество очко, соответствующих ячейке. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. В каждой категории имеется ячейка «Кот в мешке» - выбравший её передает право выбора категории своим соперникам.

Ход занятия:
I. Оргмомент.
II. Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами поиграем и повторим то, что узнали об устном народном творчестве. Разделитесь на команды, придумайте название, девиз. Право первого хода будет у того, кто верно назовёт 2 признака УНТ (существует в устной форме, передавалось из поколения в поколение и создавалось народом).
III. Игра.

Категория 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
В тридевятом царстве… 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 -
Добрая пословица к слову молвится 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 -
Загадай-отгадай 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100
Споём 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100
Грядка на грядке 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100


I. «В тридевятом царстве…»
100 – Героиня сказки, благодаря силе которой удалось выдернуть гигантский огородный овощ. (Мышка из «Репки»).
200 – Сказка о царевне, которая никогда не смеялась. («Царевна-Несмеяна»).
300 – Героиня сказки, которой принадлежат слова: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» («Маша и медведь»).
400 – Сказка о торопливости домашней птицы при еде, чуть не стоившей ему жизни. («Петушок и бобовое зёрнышко»).
500 – Сказка о земноводном животном, которое благодаря своей мудрости превратилось в царевну. («Царевна-лягушка»).
600 – Героям какой сказки могла принадлежать следующая телеграмма: «Спасите, нас съел серый волк, а брат остался за печкой». («Волк и семеро козлят»).
700 – Продукт из сказки, от уничтожения которого зависела жизнь одного сказочного героя. (Кощей Бессмертный, яйцо).
800 – Лесное построение, в котором обитали животные и которое сломал медведь. («Теремок»).
900 – Сказка о сметливом мужике, перехитрившем медведя при посадке репы и пшеницы. («Вершки и корешки»).
1000 – Сказка, в которой утверждается, что построение из дерева прочнее, чем изо льда. («Лиса, заяц и петух»).

II. «Добрая пословица к слову молвится»
100 – Какой день недели, согласно пословице, бывает 7 раз в неделю? (пятница)
200 – Путём подбора антонимов восстановите известные пословицы: Счастье всегда приходит вместе. (Беда никогда не бывает одна).
300 – Путём подбора антонимов восстановите известные пословицы: Хорошая война хуже злого мира. (Худой мир лучше доброй ссоры.)
400 - Путём подбора антонимов восстановите известные пословицы: Безделье лентяя не страшится. (Дело мастера боится.)
500 - Путём подбора антонимов восстановите известные пословицы: Радостна ночь до утра, коли работы много. (Скучен день до вечера, когда делать нечего.)
600 – Как при замене одной буквы можно восстановить пословицу: Знает мошка, чьё мясо съела. (Знает кошка, чьё мясо съела.)
700 – Закончите поговорку: Обед не обед, коли … (хлеба нет).
800 – Инструмент, который не может спрятаться в мешке. (шило)
900 – Беседа коротает беседу, а что коротает работу? (песня)
1000 - Путём подбора антонимов восстановите известные пословицы: У смелости глазёнки маленькие. (У страха глаза велики).

III. «Загадай-отгадай»
100 – Зимой спит, летом – ульи ворошит. (Медведь)
200 – Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом. (Книга)
300 – Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом пройдёт – там заметку кладёт. (Карандаш)
400 – С веточки на веточку прыгает, резвится, ловкая, проворная, а не птица. (Белка)
500 – Голубой платок, алый колобок
По платку катается,
Людям улыбается. (Солнце, небо)
600 – Доят, а не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерёт, а лаптей не плетет. (Коза)
700 – Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
800 – На белых полянках девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках. (Берёзы)
900 – В тёмной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы. (Пчёлы в улье).
1000 – Кто в дом ни идёт,
Меня за руку берёт. (Дверь)
1100 – Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы).

IV. «Споём»
100 – Пространство, на котором в песне стоит национально-русское кудрявое дерево. («Во поле берёзка стояла…»)
200 – Песня о пожелании вместо хождения по морозу к возлюбленной заняться делом – подшить зимнюю обувь. («Валенки да валенки…»)
300 – Песня о желании отдать всё богатство своей коробушки за любовь девушки. («Ой, полным-полна моя коробушка…»)
400 – Песня о многократном призыве к действию с удвоенной силой. («Э-эх, ухнем…»)
500 – Русская народная песня молодой девушки о невозможности выразить свои чувства возлюбленному во время цветения этого дерева. («Ой, цветёт калина»)
600 – Песня о желании качающегося дерева перебраться через дорогу к сильному дереву. («Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»)
700 – Песня о толковании сна догадливым есаулом в сумеречное время суток. («Ой, то не вечер, то не вечер…»)
800 – Песня о невозможности уснуть, когда слышишь гуляние и пение молодых девок. («Выйду на улицу, гляну на село…»)
900 – Национальность героя песни, который, разгуливаясь по Дону, встречается с плачущей девой. («По Дону гуляет казак молодой…»)
1000 – Природное явление, от которого зависит возвращение героя и его коня домой к жене. («Ой, мороз, мороз…»)
1100 – В какой русской народной песне возлюбленную известного исторического лица бросают в волны одной из самых больших рек России? («Из-за острова на стрежень…». О Стеньке Разине.)

V. «С грядки на грядку…»
100 – Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
200 – Не шит, не кроен,
А весь в рубцах.
Семьдесят одёжек и все без застёжек. (Капуста)
300 – Сидит баба на грядках
Вся в заплатках.
Кто ни взглянет,
Тот заплачет. (Луковица)
400 – Стоит жёлтый городок:
Сколько чёрненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
500 – Малые детки сидят на поветке,
Как подрастут – на землю спрыгнут. (Орехи)
600 – В Древней Руси этот овощ давали поклевать петухам перед петушиными боями, чтобы они дрались задорнее. Этот овощ врачи советуют есть, чтобы не заболеть гриппом. (Чеснок)
700 – Этот овощ делает чай сладким. Когда в Древней Руси не было румян, розовый цвет щекам можно было придать, натерев их этим овощем. (Свёкла)
800 – У неё едят и вершки, и корешки. Так звали куклу-маленького мальчика на Руси. (Петрушка)
900 – Плод этого растения использовали на Руси для засола огурцов, так как крупные плоды могут достигать веса до 100 кг. (Тыква)
1000 – Растение жёлтого, красного, зелёного цветов прибыло на Русь из Америки. Его используют и для приправы блюд. (Перец)
1100 – Этот овощ за свою жизнь три раза меняет имя: чернушка, севок, репка. С перьями, а не птица, в чешуе, а не рыба. (Лук).

IV. Подведение итогов.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: NeTa | Теги: Литература. Устное народное творчес
Просмотров: 554 | Загрузок: 77 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА