Вторник, 21:55 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Русский язык, литература

Доклад "Развитие устной и письменной коммуникации учащихся на уроках письма и развития речи через написание изложения и сочинения"
[ Скачать с сервера (33.4Kb) ] 26.01.2014, 21:31
Доклад
Савельевой Елены Ивановны, учителя русского языка и литературы ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Вязники»
Развитие устной и письменной коммуникации учащихся на уроках письма и развития речи
через написание изложения и сочинения

Основная задача коррекционной школы VIII вида – научить ребенка адаптироваться в современных условиях жизни, поэтому главное свое назначение я, как учитель, вижу в подготовке своих воспитанников к самостоятельной жизни. Мне очень важно, чтобы выпускник, выйдя за порог школы-интерната, где его любили и опекали, не растерялся в этой сложной жизни, мог самостоятельно реализовать себя.
Одна из причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарь. Речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и другие. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.
Поэтому передо мной стоит главная задача (слайд 2) - обеспечить ученика знаниями, выполняющими развивающую функцию, способствующую коррекции его личности на всех этапах обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Цель: обеспечить подготовку учащихся к самостоятельной жизни в обществе; формировать речевую культуру детей с нарушением интеллектуальной сферы через систему целенаправленной работы по развитию, совершенствованию и обогащению коммуникативной стороны речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из основных принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип развития коммуникативной стороны речи.
Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.
Вопросами развития речи занимались известные педагоги и психологи: Г.М. Дульнев, М.Ф. Гнездинская, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова, В.А. Лапшин, С.Н. Комская, Е.А. Гордиенко, Н.В. Тарасенко и другие. (слайд 3)

Меня, учителя коррекционной школы, волнует практическая сторона – как организовать работу по овладению учащимися норм развитой речи, какие виды упражнений дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы, применяемые в общеобразовательной школе, возможно использовать в коррекционной; как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно отсталых учащихся.
В практике своей работы на уроках русского языка я использую практически все методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнения, практические и самостоятельные работы. В последнее время особое внимание мною уделяется урокам развития связной письменной речи. (слайд 4)
Работа по развитию письменной речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - обогащение словарного запаса путем написания изложений или сочинений.
Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений обучающихся с нарушением интеллекта осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации учащихся. Основным вопросом урока является обучение построению речевого высказывания, как в устной, так и в письменной форме .
Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития умственно отсталых детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Она не только выражает уже готовую мысль, но и включается в процесс становления мышления. И в этом ее существенное значение для умственного развития и коррекции психических процессов аномально развивающихся детей.
Навыки связной письменной речи школьники приобретают на уроках развития речи при написании изложений и сочинений. (слайд 5) Эта форма речевой деятельности предполагает более полную сформированность психических процессов, так как ученик должен распределять внимание в нескольких направлениях. Он должен следить не только за написанием слов, но и за содержанием, и последовательностью передачи мыслей, за построением предложений. У учащихся специальной (коррекционной) школы нарушены многие психические функции. В их письменных работах обнаруживается большое количество ошибок: логических, лексических, орфографических, пунктуационных. Поэтому написание изложений и сочинений в коррекционной школе носит обучающий характер.
Работая над написанием изложения или сочинения, школьники учатся выделять главное, производить логический анализ текста и составлять план. Эти умения самым тесным образом связаны с речевыми навыками учащихся. Овладение ими важно и для учебной работы и для будущей практической деятельности.
При проведении урока развития связной речи я ставлю определенные цели задачи: (слайд 6)
. Корригировать и развивать связную устную речь(пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса и др.) через выполнение …

. Корригировать и развивать связную письменную речь через работу над
изложением; сочинением.

. Корригировать и развивать мыслительную деятельность (анализ, синтез,
обобщение и др.) через выделение главной мысли.

. Корригировать и развивать личностные качества учащихся через выражение
своих чувств.

Работа, проводимая мною, над написанием изложения и сочинения (слайд 7)
 Беседа по теме;
 Выделение главного;
 Логический анализ текста;
 Составление плана;
 Запись текста в тетрадь.
Огромную помощь в этой работе оказывает учебник «Русский язык» под редакцией Н. Г. Галунчиковой и Э. В. Якубовской.

Приведу ряд примеров работы по написанию изложения; сочинения.( 8-9 слайд)

Подводя итог, хотелось бы заметить, что выбор темы сочинения на уроках письма и развития речи может и должен совпадать с интересами не только учителя, но и учеников. Часто в глазах учеников при упоминании сочинения можно увидеть растерянность, неудовольствие, а то и страх. Страх возникает при неумении связно излагать мысли, незнание предмета, о котором нужно написать сочинение. Моя задача помочь ребятам, пробудить в них душу, способность к творческой активности, открытыми глазами чистым сердцем посмотреть на этот мир, сделать так, чтобы вместо страха, неуверенности в глазах ученика светились радость, уверенность и доброта.
В заключение позвольте процитировать:

Язык – орудие мышления. Русский язык в умелых руках и
Обращаться с языком кое-как – значит опытных устах красив, певуч,
И мыслить кое-как: неточно, неверно. выразителен, ловок, послушен.
А. Толстой А. Куприн
Категория: Русский язык, литература | Добавил: ленуша
Просмотров: 1171 | Загрузок: 107 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА