Воскресенье, 06:12 
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Русский язык, литература

Анализ формулировки темы лингвистического сочинения в 9 классе
[ Скачать с сервера (733.0Kb) ] 11.12.2013, 23:26
Анализ формулировки темы лингвистического сочинения в 9 классе (Первый этап работы над сочинением на ГИА )
Ермолаева Г.Н.
Учитель русского языка и литературы
МОУ КСОШ №2 г. Кувшиново
Цель
Формирование лингвистической компетенции и коммуникативных умений учащихся.

Коммуникативные умения:
желание общаться
умение слушать
умение ориентироваться в ситуации (кому, зачем и что говорю)
умение планировать и реализовывать высказывание
умение осуществлять контроль за речью, корректировать себя

Задачи
помочь ученику осознать основной круг вопросов, которые нужно раскрывать в лингвистическом сочинении

определить основную мысль (идею) будущего текста

спланировать ход аргументации
1. Тема сочинения
Темы сочинений могут быть представлены:
в виде простых предложений разной структуры
в виде сложных предложений, в том числе сложных синтаксических конструкций
текстовых фрагментов

Высказывание может быть построено на антитезе с акцентом на вторую часть высказывания:

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано»

Размышляя над этим высказыванием, важно определить:
«что сказано» – предмет речи,
«как сказано» – какие языковые средства выбрал автор
синонимы
антонимы
эпитеты
синтаксическая синонимия для точного выражения мысли
Тема сочинения
1. В высказываниях вторая часть бессоюзного сложного предложения может раскрывать, пояснять мысль, представленную в первой части:
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

2. Использование парцелляции также позволяет акцентировать внимание на второй части высказывания:
«Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

3. Высказывание может быть построено при помощи вопросно-ответной формы:
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

4. Развернутая метафора в первой части высказывания может находить свое объяснение-расшифровку во второй части:
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу»

Компоненты темы сочинения
Обязательный компонент – основная часть формулировки, называющая предмет речи и/ или его признак:
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”»
В первом же предложении указан предмет речи – местоименные слова, местоимения, названа их особенность – вторичные слова и их функция в речи – слова-заместители

К необязательным (факультативным) компонентам формулировки темы сочинения могут относиться:
ограничитель того материала, который должен стать основой будущего сочинения, например: «Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса»
важно отметить в работе именно синтаксические особенности, с помощью которых передан диалог, реплики персонажей. Речь в сочинении может идти о неполных предложениях, использовании простых неосложненных предложений
указание на автора цитаты, которая является заголовком сочинения, актуализирует фоновые знания учащегося об авторе цитаты и может влиять на содержание будущего сочинения, например: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Д.С. Лихачёв)

Подготовка сочинению
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (А.А. Реформатский)
Содержательные элементы сочинения
местоимение как часть речи: самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их

грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте

функции местоимений в предложении и тексте:
устранение лексического повтора
средство связи
выражение дополнительного оценочного значения

Местоимения как средство связи предложений
Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее широко распространены:
личные местоимения он, она, оно, они
притяжательные его, ее, их
В любом тексте если не второе, то третье, четвертое предложение обязательно связывается с предыдущим при помощи этих местоимений.

Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц.
И потом он встречал ее в городском саду и на сквере по нескольку раз в день. Она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она, и называли ее просто так: дама с собачкой.

Местоимения как средство связи предложений (продолжение)
В качестве средств межфразовой связи используются и другие местоимения. Так, указательное местоимение это может
соединять и два предложения, и два семантико-синтаксических целых
относиться и ко всему тексту, особенно если им начинается произведение

На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н.
Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика.
Местоимения как средство связи предложений (продолжение)
Местоимение в речи говорящего может быть главной, определяющей его характеристикой:
употребление неопределенных или отрицательных местоимений говорит о неуверенности говорящего или о стремлении все отрицать
местоимение может дать представление о стиле автора, иногда авторское использование местоимений того или иного разряда позволяет выразить главную мысль текста

И если Ахматова знает только местоимение ты, обращаемое женщиной к возлюбленному, и еще другое ты, обращенное к Богу, то Маяковский непрестанно горланит «эй вы», «вы, которые» «вы, вы, вы…»
Задание 1
Прочитайте текст. Может ли предложение «Зиму простояла она безжизненной…» стать первым в тексте? Подчеркните использованные местоимения, определите их разряд.

(1) Изба осталась сиротой, наследников у Агафьи не оказалось. (2) Зиму простояла она безжизненной – ни дымка, ни огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая, безуходная, холодная, скорбная. (3) Снег завалил ее снизу и сверху, только ставнями и чернела она, уткнувшись в сумет. (4) Люди отводили от нее глаза и, избегая ненужных размышлений, торопились пройти мимо.(5) Ходило над нею холодное солнце, выли метели, с грохотом проносились по улице лесовозы, звучали голоса ребятишек, возвращающихся из школы…
(Фрагмент рассказа В. Распутина «Изба»)
Задание 2
Прочитайте фрагмент, определите способ и средства связи предложений.

(1) Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (2) Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя.(3) Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. (4) Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. (5) Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
(А.П. Чехов)
Задание 3
Задание 4
Прочитайте фрагмент сказки Л. Петрушевской «Самовар». Используя этот текст, напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.А. Реформатского «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или прибегайте к цитированию.

Текст задания в раздаточном материале.
Категория: Русский язык, литература | Добавил: ермолайка
Просмотров: 1752 | Загрузок: 259 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 4
+1   Спам
4 irina33   (30.12.2013 00:20)
Считаю, что сочинение на лингвистическую тему - самая сложная часть ГИА по русскому языку в 9 классе. Учителю необходима слаженная система работы в подготовке учащихся. Презентация Галины Николаевны очень поможет мне в этом.

+2   Спам
3 тверичанка57   (15.12.2013 20:49)
Актуальная тема, очень важные задачи. Работа призвана облегчить школьнику понимание того, что подразумевает формулировка темы лингвистического сочинения, как с ней работать. А ведь с анализа формулировки темы и начинается собственно плодотворная работа над сочинением. А ведь именно формулировка, ее недостаточное понимание зачастую вызывают у девятиклассника растерянность. Считаю, что данный материал имеет практическую направленность и полезен учителям-филологам.

+2   Спам
2 yula22   (15.12.2013 20:11)
Cпасибо за презентацию!очень нужная и своевременная,буду использовать!

+2   Спам
1 iral   (15.12.2013 19:54)
Ознакомилась с материалом "Анализ формулировки темы лингвистического сочинения в 9 классе (Первый этап работы над сочинением на ГИА ) " учителя русского языка и литературы МОУ КСОШ №2 г. Кувшиново Ермолаевой Г.Н.
Задачи данного урока:
помочь ученику осознать основной круг вопросов, которые нужно раскрывать в лингвистическом сочинении
определить основную мысль (идею) будущего текста. Считаю, данные задачи очень актуальными, так как во многих случаях учащиеся сталкиваются с трудностями в данном вопросе. Мы, учителя, должны научить учащихся определять круг вопросов, которые нужно раскрыть в лингвистическом сочинении, научить определять основную мысль текста.
Данная разработка педагога Ермолаевой Г.Н очень может нам, учителям, в подготовке к уроке по данной теме. Обязательно буду использовать в своей работе! Спасибо за материал!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА