Вторник, 04:38 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Начальные классы

Устное народное творчество
[ Скачать с сервера (28.3Kb) ] 12.02.2013, 23:09
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27
с углубленным изучением отдельных предметов»
Саратовской области

Устное народное творчество

Работу подготовила
учитель начальных классов
Борисова Галина Дмитриевна

г. Балаково
2013г.
Формирование детского круга чтения
Одной из основных задач обучения младших школьников является обучение чтению. В программах по литературному чтению достаточно четко сформулированы требования к навыку чтения, которыми учащиеся должны овладеть на определенном отрезке времени в каждом классе.
В начальной школе особенно важно уделять внимание осознанности читаемого. Ребенок должен изначально понимать, о чем он читает, понимать смысл слова, словосочетания, предложения, текста в целом. Необходимо добиваться правильности, безошибочности чтения. Правильное, осознанное чтение позволит ребенку с первых дней грамотно писать на уроках русского языка. В дальнейшем отработка умения читать целыми словами поможет ученику быстро набрать темп чтения.
Программный круг чтения должен объединять в себе и чередовать «легкие», «любимые» и «трудные» произведения. Это поможет создать условия для гармоничного развития личности ребенка.
Главным принципом формирования круга чтения является тематическое и видожанровое многообразие читаемого. Учащиеся знакомятся с самыми разными литературными жанрами: сказками (народными и авторскими), рассказами (историческими, научно-художественными, нравоучительными, юмористическими), стихами, песнями (потешными, колыбельными, календарными), баснями, былинами, легендами, повестями, малыми жанрами фольклора (частушками, пословицами и поговорками, загадками), а также с такими жанрами, как очерк, статья, заметка.

Род и жанр
художественного произведения
Любое литературное произведение может быть отнесено к одному из трех основных родов литературы.

Роды литературы

Эпос Лирика Драма
Каждый литературный род включает в себя различные жанры. Жанр (от фр.genre – род, вид) – исторически сложившийся вид художественного произведения.
Фольклорные жанры Эпические жанры Лирические жанры Драматические жанры
Пословица, поговорка, загадка, прибаутка, былина, сказка и др. Рассказ, очерк, новелла, повесть, роман и др. Стихотворение, ода, элегия и др. Комедия, трагедия, драма, водевиль и др.

Более подробно остановлюсь на фольклорном жанре.
Фольклор (анг.folk-lore<folk – народ + lore – знания) – это устное народное творчество, произведения, создаваемые народом и живущие в нем.
Фольклор ведет свое начало из глубокой древности, когда люди не умели писать. Этим объясняется форма изложения народных произведений. И именно по этому фольклор – прежде всего искусство слова.
Кто в детстве не засыпал под «Баю – баюшки – баю», кто не водил пальчиком по ладони, приговаривая: «Сорока – белобока, кашку варила»?
Несомненно, каждый слышал и что – то знает о фольклоре. Но детский фольклор – что это? Удивительное явление, «маленький островок» устных словесных произведений, хранимых и любимых детьми и мамами многих поколений. Особое направление русской фольклористики, полное разнообразных жанров и видов, действительно достойное пристального внимания не только ученых, но и всех тех, кто проживает вместе с ребенком радостные минуты взросления.
Существует «Игровой фольклор» (голосянки, молчанки, сечки, считалки, мирилки, скороговорки ит.д.)
«Сатирические жанры» (дразнилки, отговорки, поддёвки) будут расцвечивать не только сам процесс игры, но и воспитывать у ребенка чувство юмора, «Страшилки и антистрашилки» помогут преодолеть страх перед неизвестностью, а «Загадки» - это попытка помочь детям воспринимать окружающий мир образно, поэтически, развивать смекалку.

Детский фольклор

Игровой Сатирический Календарный Страшилки и загадки
антистрашилки
голосянки дразнилки заклички
молчанки отговорки приговорки
сечки поддевки
считалки
мирилки
скороговорки
Детский фольклор не только отражает историю, он постоянно развивается и обновляется.
Почему дети любят эти маленькие шедевры?
1. Маленькие по объему.
2. Ритм и мера переплетаются с «мелодичностью» речи.
3. Живость, задор и неизменное ощущение радости от происходящего.
Раньше всего дети знакомятся с потешками. Потешка, песенка или стишок, сопровождающие игры с пальчиками: «Сорока – белобока кашу варила…»
Прибаутка – остроумная рифмованная поговорка, часто суточного содержания. По определению В.И.Даля это «короткий смешной рассказец, анекдот», небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом.

Хлоп – хлоп, тра – та – та,
Кошка выгнала кота,
Ножкою топнула,
Дверь за ним захлопнула!

Особой разновидностью прибауток принято считать небылицы – перевертыши – песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. Термины «перевертыши» ввел К.И.Чуковский. Он утверждал, что небылицы признаны не только развлекать, они созданы, чтобы стимулировать умственные силы ребенка и воспитывать в ребенке юмор.

Дам кусок молока
И кувшин пирога.

Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым – бело –
Лето красное пришло!

Молчанки и голосянки родились непосредственно в процессе игры. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто – нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим. Голосянки считаются очень полезными физическими упражнениями для легких.

Дождик лей, лей, лей,
Ты водицы не жалей,
Землю нашу поливай,
Будет славным урожай!
Не боимся хрипоты,
Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы.

Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание.

Мы бежим,
Бежим, бежим,
Добежали и молчим!
Кто начнет говорить,
Тому и водить!

Первый скажет и молчит,
А второй – все говорит!
Кто нарушит наказ,
Съест лягушек целый таз!

Один из самых редких и древних жанров детского фольклора – сечки. У сечек очень интересное происхождение: они связаны с процессом обучения счету. Сечки – это своеобразные словесные игры, которыми сопровождается процесс нанесения зарубок, или «сечек» - отсюда и название

15 «сечек»
сек У – сек У – сЕч – кУ
нА пустОм местЕч – кЕ,
чЕсть – пЕре – чЕсть –
пЯт – нАд – цАть – Есть!

Считалка – рифмованные стихи со строгим соблюдением ритма. С их помощью дети распределяют роли и очередность в играх:

Сказки – сказки – мультики,
Мы взяли в руки пультики!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кнопки нажимать:
Ты – принцесса, ты – король,
Ты – злодей ужасный, Тролль,
Ты – веселый Покемон,
Выходи из круга вон!

Внучка, бабка, дедка
Посадили репку,
Выросла их репка
Сладкая и крепкая!
Посадили огурец,
Вот и вышел молодец!

Если считалки открывают игру, то игровые приговоры сопровождают разные стадии или события игры. Например, если в игре кто – то обманывает, то ему можно адресовать следующие стишки.
Слушай, слушай, а не ври,
Только правду говори!
Не берем в игру врунов,
Будешь знать – закон таков!

Первое слово – золотое,
А серебряное – второе!

Первого слова
Будь всегда достоин –
Оно, запомни,
Дорого стоит!

На случай ссоры придуманы приговоры – мирилки.

Раз поссорился – мирись,
Больше с другом не дерись!
Дай мне руку, дай мне пять –
Будем вместе мы опять!

Мы дрались и обзывались,
Обижались и ругались,
Но решили помириться,
Нам не трудно извиниться!
Руку дай, мирись, мирись,
Друг, прости и улыбнись!

Мирись, мирись!
Не ругайся, не дерись!

Самый распространенный жанр – заклички, песенные обращения к силам природы – солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с обрядами: рождественскими колядками, песнями – веснянками, новогодним пожеланиями.
Речка – красавица,
Чиста водица!
Пусти нас остудиться,
Поплавать, помыться!

Уж ты радуга – дуга!
Убери свои рога!
После дождичка грибного
Ждем мы солнышка родного!

К закличкам примыкают приговорки – короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

Рожь и пшеница,
Хотим вам поклониться!
До земли поклоны бить,
Чтобы сытно, с хлебом жить!

Есть в детском фольклоре и весьма своеобразные жанры, отражающие не только детский быт или отношение к окружающему миру, но и взаимоотношения между детьми, детскую психологию. Это так называемые сатирические жанры: дразнилки и поддевки.
Дразнилки - это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а бывают и беспричинные дразнилки.

Лиза-подлиза,
Кланяйся до низа!
Подлизывайся, улыбайся –
И одна оставайся!

Красавица – красавица,
Издалека всем нравиться,
А ближе подойдешь –
От страха упадешь!

Жадина – жадина,
Руки напомадены!
Кушай, кушай поскорей,
Но смотри, не растолстей!

Болтун, болтай,
Да меру знай!
Болтай, болтай,
Язык не потеряй!

Впрочем, на всякую дразнилку – обзывалку и отговорка – отвечалка.

Обзывайся, обзывайся!
Сдачи дам, не сомневайся!

Кто как обзовется,
К тому так и вернется!

Обзывайся, хоть охрипни,
Ничего ко мне не липнет!

На твою на обзывалку
У меня есть отвечалка!

А вот еще одна форма словесной детской игры. Она основана на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Это поддевки.

-Скажи: «Лань»!
-Лань!
-Отвяжись, отстань!

-Скажи: «Огурец»!
-Огурец!
-Ты молодец!

-Скажи: «Береза»!
- Береза!
-Вытри слезы!

-Скажи: «Жора»!
-Жора!
-Хватит есть, обжора!

Детский фольклор – живое, постоянно обновляющееся явление, и в нем наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки. Это небольшие истории с напряженным сюжетом и пугающим финалом.

Ночью страхи страшные
По квартире шастают,
Смотрят, смотрят, кто не спит,
Притворяется лежит!
Вот на тех наводят страх,
Что мороз по коже…Ах!

По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки – антистрашилки. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается просто смехотворным.
Я лежу – не шевелюсь,
Буку страшную боюсь!
Под кровать спустила руку
И сказала: «Здравствуй, Бука!»
Мне никто не дал ответ,
Потому что Буки НЕТ!

Одним из самых древних и самых поэтических фольклорных форм является загадка. Она содержит в себе остатки древних представлений, когда люди одушевляли явления природы и предметы быта. Тогда загадка имела магическое значение: чтобы избежать нежелательных действий со стороны враждебных природных сил, люди придумали условные названия орудий труда, зверей, птиц, действий, явлений. Так сложилась иносказательная тайная речь, ставшая основой загадки. Вместо того чтобы прямо назвать предмет, она в поэтической форме описывает его свойства, происхождение, назначение.

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так,
Как ковер, ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто…
(листопад)

Малые жанры детского фольклора – яркий пример того, как фольклор меняется вслед за самой действительностью. Одно остается неизменным. Это их огромное воспитательное значение. Благодаря им, можно организовывать игру, помириться, отучиться от вредной привычки, разрешить любой конфликт. Они развивают речь детей, учат меткому употреблению слова, возрождают интерес к русской речевой и культурной традиции, воспитывают у ребенка чувство юмора.

Литература
Гераськина Г.В. «Развитие техники чтения» - М. :Издательство «Экзамен», 2011.
Ларионова О.Е. «Проверяем технику и скорость чтения». – СПб. :Издательский Дом «Литера,»2011.
Майданик Н.С. «Расскажу вам интерес!...» - Новосибирск :Сибирское университетское издательство, 2008
Страхова Л.Л. «Справочник школьника по чтению». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
Категория: Начальные классы | Добавил: galina08031959 | Теги: Страшилки, голосянки, мочанки, антистрашилки, отговорки, загадки, поддевки, сечки, приговорки, считалки
Просмотров: 4114 | Загрузок: 370 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА