Суббота, 05:50 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Начальные классы

Личностно – ориентированная технология в обучении младших школьников
13.12.2013, 17:21
Вступление.
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Образование во всём мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека. Цель образования, структура технологии зависит от главных способностей начинающего столетия.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества была направлена на развитие личности учащегося, на создание условий его самоопределения и самореализации. В школах учатся перспективные и обычные дети, а также нуждающиеся в специализированной помощи. А воплотить в жизнь данную стратегию в школах, и применением личностно – ориентированной технологии, где учатся учащиеся с разными уровнями способностей. Такая среда признана способствовать тому , чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учётом своих психофизиологических способностей и учебных возможностей.
Условия возникновения, становления опыта

Формирование опыта происходило в классах начальной школы. Где обучаются дети, имеющие разные учебные возможности, разное психическое и физическое развитие. Становление опыта проходило на основе изучения теоретической и методической литературы: публикаций в журналах – Начальная школа (2006-2007 годы), опыта работы Якиманской И.С.
Новизна опыта: если организовать работу с использованием личностно- ориентированной технологией, то это даст возможность каждому ребёнку самореализоваться и саморазвиваться

Цель опыта: создание образовательной среды обеспечивающих саморазвитие каждого ученика.
Задачи опыта:
 Удовлетворение образовательных потребностей учащихся и родителей на основе построения личностно – ориентированного учебного процесса.
 Создание оптимальных психолого – педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ребёнка.
 Формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.
 Создание образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранение его индивидуальности.
Теоретическая база опыта.
Личностно – ориентированную технологию применяю на уроках и во внеклассной работе. Личностный подход помогает учащимся мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска её решения. Ведущим в составе личностного подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной и Ю.К. Бабанским.

Технология опыта.
Процесс обновления образования ориентирует учителей на активный поиск содержания образования, изменения приоритетов обучения. В настоящее время имеют место две парадигмы образования: личностно-отчужденная и личностно-ориентированная. В рамках личностно ориентированной парадигмы отношения между учителем и учеником носят диалоговый, субъект-субъектный характер, что связано со стремлением обеспечить максимально полную самореализацию воспитанником своего потенциала при взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс не авторитарно, максимально учитывая уровень наличного развития ребенка, доминирующие мотивы его поступков, интересы, способности и потребности. Под руководством педагога происходит формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности, самостоятельно и осознанно делающего свои большие и малые жизненные выборы.
Таким образом, глубокое понимание современных задач начального образования предполагает перенесение акцентов в обучении любому предмету с формирования предметных знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка через становление его как субъекта учебной деятельности. При этом предметные знания, умения и навыки выступают условием и средством достижения приоритетной цели обучения – развития личности школьника.
Я думаю, личностно ориентированное обучение позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Личностно –ориентированное обучение ориентировано на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития. Именно развитие ребенка позволит ученику учиться самостоятельно добывать знания, вырабатывать умения и навыки, которые превращаются в условиях свободной творческой деятельности в способности. Принцип «Растить ребенка» - значит развивать обучая и воспитывая.
Образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора постановки целей задания, урока, возможности сформулировать свой авторский вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым извне нормам совместной жизни, способу решения той или иной задачи, приобретать опыт волевого напряжения при достижении цели, рефлексии, самовыражения и самореализации. Полнота представленности названных функции определяет меру решения основной задачи начального образования -развитие личности каждого ребенка. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой- либо отвлеченной цели.

Как заинтересовать ребенка учебным предметом? Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал? Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы? Эти волнующие вопросы стоят передо мной ежедневно, ежеурочно. Решение их помогает мне на практике реализовать идеи развивающего обучения путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой и исследовательской деятельности.
На протяжении ряда лет осуществлять “учение с увлечением” мне помогает методика нового образования ЖФЕН, основанная французским педагогом Селестеном Френе. Именно ему принадлежат слова о том, что ребенок не пустой сосуд, который надо заполнять знаниями, а сосуд, который надо освободить от ненужного.
Именно эта методика позволяет ответить на самый жгучий вопрос нашей действительности: почему дети не хотят учиться? Да потому, что по существующей традиционной методике обучения ребенок пассивен, он является именно тем сосудом, который “наполняют” знаниями изо дня в день. Главным же принципом методики С.Френе является не передача знаний от учителя ученику, а поиск – исследование, поиск индивидуальный и коллективный. Таким образом, формируется личность с новым менталитетом: ученик раскрепощен, верит в себя и свои способности, учится свободно и критично мыслит .Я, как учитель отношусь к ученику как к равному – на уроке царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.
Обучение строю так, что успеха добивается каждый в меру способностей и возможностей. Шанс дается самым неуверенным учащимся. В начальных классах воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путем творческого поиска решений и открытий, активное использование самостоятельно составленных учебных карточек, игровых словариков, карточек - самоконтроля.
В своей работе также внедряю технологию И. С. Якиманской. Примечательным в ней является то, что она отводит ребёнку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром, имеющего определённый субъектный опыт, границы возможного, свою среду социализации. Такое взаимодействие включает все этапы активной деятельности учащегося: целеполагание, планирование и организацию целей, выбор ходов и инструментария по их достижению, анализ результатов по фрагментам и в целом на уровне осознанной рефлексии, предусматривает уровень субъектно-субъектных отношений между учителем и учащимся (как равнозначных, взаимонеобходимых участников учебно-воспитательного процесса).
Исходя из названых положений, свои уроки в начальных классах строю на основе конкретного ученического коллектива, его состава, изучаемой проблемы, состояния готовности и уровня субъектного опыта детей по ней.
Особенности проведения личностно ориентированного урока в начальной школе:
- оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока (эмоциональных – радость, досада, веселость и др.; психофизических- бодрость, усталость, возбужденность и др.; интеллектуальных- сомнение, сосредоточенность и др.);
- поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приема смещения мотива на цель; организация диалога, позволяющего выявить личностный смысл изучения темы урока;
- выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме; подача нового материала с учетом психолого-педагогической характеристики класса;
- использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
- построение учебной деятельности каждого ученика с учетом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;
- применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный (внешкольный) опыт;
- отказ от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы; использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений учащихся (уделяя на первых этапах большое внимание распределению ролей и функций в группах и парах, закладывая нравственную и технологическую основу коммуникативных умений);
- использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения; показ различных методов и способов обработки материала, предложенных учащимися; использование критических ситуаций на уроке для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися;
-обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки;
-создание условий для формирования у каждого ученика высокой самооценки, уверенности в своих силах, волевой регуляции учебной деятельности;
- использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: самостоятельность выполнения, оригинальность, стремление ученика к отысканию нестандартных способов решения,. использование альтернативных источников информации;
- проведение с детьми рефлексии урока (что понравилось, что узнали, что хотелось бы изменить и т. п.)
Исходя из данных требований, сформулирован алгоритм проектирования личностно ориентированного урока в начальной школе:
1 Формулировка цели урока
2 Анализ психолого-педагогической характеристики класса, включающей в себя данные о каждом учащемся.
3 Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних
творческих заданий.
4 Конкретизация цели урока с учетом результатов предыдущего анализа (пункты2-3).
5 Разбивка урока на этапы. Подчиненные единой цели. И конкретизация этой цели на каждом этапе.
6 Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
7 Выбор способа презентации нового материала.
8 Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока
9 Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.
10 Проектирование учебного диалога (или иных методов), позволяющего выявить и «окультурить» субъектный опыт учащихся (опережающий анализ вероятных версий)
11 Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока
12 Проектирование вероятных изменений в ходе урока и их коррекция
13 Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование субъектного опыта ученика
14 Проектирование форм рефлексии проведенного урока
(Приложение1)
На уроке каждый ученик ясно видит для себя проблему, оценивает её и находит оптимальные средства решения, аргументирует свой выбор, поэтапно объективно отслеживает результаты, оценивает свой труд, рефлексивно определяет уровень выполнения поставленной задачи. Дети сами определяют цели и задачи урока, планируют его этапы в виде лесенки поступательного продвижения по вновь изучаемой теме. В ходе эвристической беседы выделяют необходимые компоненты деятельности. Тем самым вырабатывается не только мотивация деятельности, но и адекватно возможностям, выстраивается цепочка действий, позволяющая каждому участнику творческого пути познания достичь своего уровня успеха.
Выстраивание гипотез при погружении в новую тему, решении задач, анализе научно-популярного текста, помогает детям через аргументацию действий и логические цепочки исключать ложные версии и более продуктивно работать самостоятельно, в парах, группах.
В конце урока учащиеся подводят итог, воспроизводя его в обратном порядке, оценивают каждый этап:
– какая цель была поставлена;
– решена ли она;
– верно ли данное решение;
– какие способы достижения были наиболее результативны, а от каких необходимо отказаться;
– что помогло нам дальше продвинуться по теме?
Такой вариант рефлексии помогает видеть не только эффективность избираемых детьми шагов, но и результативность своего труда, динамику развития товарищей по классу, оценить свой успех по шкале:

– “отлично работал и усвоил материал” (яркое, весёлое солнце);
– “хорошо работал, но ещё имеются небольшие проблемы ” (солнце просыпается);
– “плохо, результата пока не достиг” (солнышко спит)

Урок с использованием ЛОО существенно меняет свои функции и формы организации. Например, обычный урок сообщения и проверки знаний превращается в урок выявления опыта ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию.
Потребность в учебной деятельности (мотив) зависит от характера этой деятельности.
Задачами ЛОО являются: личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося; интеллектуальное развитие учащегося; формирование в его сознании целостной картины мира
Почему же ЛОО не вошло широко в практику работы школы, а особенно начальной? Я считаю, что это связано с отсутствием методик.
Цель учителя, работающего в системе ЛОО:
• создание условий для проявления познавательной активности учеников.
• . Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
• Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
• . Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
• Использование проблемных творческих заданий.
• Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
• Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
• Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
• Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
• При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Средства достижения:
• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся.
• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
• Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
• Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи) анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для развития индивидуальной личности каждого ученика использую следующие виды работы.
1. Задание на создание возможностей самопознания (позиции учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»):
- содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
- анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, образности, личностности плана сочинения.)
- оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»);
- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);
- включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания);
- «Зеркальные задания» - обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием (богаче всего для этого конечно, литература), или внесенными в урок диагностическими моделями (например, описательные портреты различных типов учеников с предложение прикинуть на себя).
2. Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику – «Выбирай себя!»):
– аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.);
– выбор заданий качественной различной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической синтезирующей направленности и т. п);
– задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;
– задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
– выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.);
– задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;
– задание на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.
3. Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):
- требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный уровень и т.п.);
- требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по образцу постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);
- выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.);
- задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (эрудит, автор, критик);
- задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений, в «маске», в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля как элемента изучаемого процесса и д.т.);
- проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полдезной.
Кроме того. Возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание типа рецензии, мнений, анализа, важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включенность, проявление своих творческих задатков.
4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно!»):
- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;
- «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии – по истории и т.д.):
- творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель «лаборант», «оформитель», экспорт-контролер и пр. – (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и представляет возможности для творческих проявлений);
- творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и индивидуальных);
- задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты по измерению свойств своей нервной системы – по биологии или совместные задания типа интервью на иностранном языке с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением);
- совместный анализ результата и процесса работы (в этом случае акцентировка не на взаимопонимание личностных и индивидуальных особенностей, а деятельных, учебных, в том числе качества совместной работы, например, совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.);
- задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы (например, совместная разработка плана осуществление индивидуальных лабораторных работ с последующим самостоятельным, индивидуальным ее осуществлением или совместная проработка уровня ответа на зачете и индивидуальных планов подготовки к такому зачету);
- стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителям, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы: подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.
5. Задание и группа приемов организации совместной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать («Меняй себя ради себя!»):
- задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома решить задачи или сделать какую-то другую учебную работу);
- проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание);
- после серии решения тренировочных (например, математических) задач по выбору, на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок;
- задания на проработку своих учебных перспектив (пример такой проработки – планирование результатов учебной работы в четверти или в году или построение индивидуального плана учебной работы: планирование количества форм, сроков, уравнений, учебных заданий и пр.);
- широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления различных качеств; терпение, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т.д.,

Таким образом, в конце урока каждый ученик наполняет домашнее задание личными вариантами, которые следует отработать дополнительно. Те же, кто работал отлично и полностью усвоил новый объём ЗУНов (знаний, умений и навыков) по желанию получают на выбор индивидуальные задания повышенной сложности, по желанию выполняют роль консультантов тех, у кого “солнышко не проснулось”.
Каждый ученик в индивидуальном состоянии поиска, работе в группах, в парах чувствует свою значимость и персональную ответственность в коммуникациях, возникающих в ходе поиска “истины”, в достижениях труда всего коллектива. Такое сочетание реализации в деятельности личностных особенностей, мотивации поведенческих действий и сохранение коллективных начал позволяет растить социально активного гражданина.
Неотъемлемым условием своих уроков считаю свободное общение детей, “проба” организовать себя в учебном процессе без внешнего вмешательства, только на основе собственных мотиваций. Достоинством “вольного поведения” становится овладение умением слушать и слышать друг друга, отсутствие боязни неверного ответа, вывода, ошибки, определённая раскрепощённость в творчестве. Это создаёт комфортную среду и продуктивную деятельность, что, в принципе, и есть сотворчество в самом широком смысле. Отсутствие давления, авторитарных приёмов и методов, искренняя эмоциональность учителя, соучастие в учебном труде позволяют создать для ученика обстановку близкую к идеальной.
Учитель на таком уроке гид в путешествии по миру знаний, “капитан, первый среди равных по званию”, играет роль консультанта, комментатора, иногда судьи-арбитра.
Систематически веду дневник, в котором составляю диагностическую карту урока, тему, раздел, отслеживаю динамику продвижения учащихся, фиксирую рост мыслительной деятельности. Помечаю, у кого ЗУНы превращаются в УМы (убеждения и мнения), основанные не только на субъектном опыте, но и на теоретических знаниях, которые переводятся в новый субъектный опыт ребёнка, позволяют ему самому “добывать” знания. По итогам каждой четверти реально можно отследить степень обученности каждого, всего класса, проанализировать результаты своего труда (формула определения СОУ была опубликована в опыте учителей Московской области).
Некоторую напряжённость вызывает постоянное доминирование на уроке эвристических и версионных вариантов работы, смена индивидуальной, групповой деятельности, работы в парах, обеспечивающие функциональные переключения детей. Тем не менее, значительные учительские “трудозатраты” сторицей окупаются результатами детских успехов. Дети быстро формируют свой дружный коллектив, в котором уважительно относятся к успехам и неудачам, где “гении” и “аутсайдеры” – одна семья, где открыт широкий простор творчеству.
Я разработала систему личностно – ориентированного образования, которая состоит из следующих подсистем:
 Мониторинг процесса личностно – ориентированного развития каждого ученика. Систематическая диагностика и коррекция личностного развития каждого ученика начинается с момента поступления в школу.
 Классно – урочные занятия. Любой изучаемый материал представляется в виде систем задач, различным образом связанных с жизненно – смысловой сферой учащегося.
 Включение в домашнее задание вопросов, требующих самостоятельного изучения учебного материала.
 Введение в учебный план кружков по самым разным направлениям « Риторика».
 Проведение интеллектуальных игр.
 Трудовая деятельность учащихся.
Учащиеся моего класса активно участвуют в интеллектуальных марафонах по предметам, интеллектуальных играх, конкурсах разного уровня
Данная система позволяет создать ситуацию успеха для каждого учащегося, обеспечивает возможность для творчества «неуспешных» учеников, побуждает каждого к поиску альтернативных решений.
Результативность.
Личностный подход позволил научить учащихся использовать речевые обороты при ответа на уроках «по моему мнению…», «я думаю, что…», «я считаю, что…». Учащиеся научились мыслить, рассуждать, анализировать, видеть проблему и находить способы для поиска её решения. На уроках, внеклассных мероприятиях они раскрепощены, свободны, не боятся высказать своё мнение. Повысилась мотивация к учению , школьник хочет учиться, проявляет интерес к учебной деятельности и её процессу. Это позволило им добиться следующих результатов.

По окончанию первого класса уровень обученности учащихся повысился.

Во втором классе прослеживается динамика роста успеваемости .

Учащиеся моего класса активно участвуют в интеллектуальных марафонах по предметам, интеллектуальных играх, конкурсах разного уровня

С каждым годом число участников растёт, повышается качество выполненных работ. Для формирования познавательной активности учащихся включила их в поисковую деятельность, подготовили для научно – практической конференции исследовательские работы:
«Собака – друг человека»
«Умна ли ваша кошка»
Данная система позволяет создать ситуацию успеха для каждого учащегося, обеспечивает возможность для творчества «неуспешных» учеников, побуждает каждого к поиску альтернативных решений.
III. Вывод
Мои воспитанники отличаются большой инициативностью, самостоятельностью и во внеклассных, внешкольных делах, в выборе увлечений. Девочек сдружила книга, они активнейшие читатели сельской библиотеки. Мальчики увлекаются спортом , стараются быть хорошими защитниками. Вместе им не составляет большого труда организовать и разработать утренник, конкурсы, в которых непременно каждый будет участником и попробует свои силы в новом качестве.(Приложение 4). Это позволяет всем детям выстраивать активную жизненную позицию, быть личностями, достойными уважения.
Таким образом, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании занимает основное место в практике моей работы , позволяет достичь весомых результатов. Учащиеся становятся более самостоятельными, уверенными , способными принимать решения, анализировать и сопоставлять.
Категория: Начальные классы | Добавил: Верунчик | Теги: начальная школа, Личностно – ориентированная техноло
Просмотров: 2515 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА