Вторник, 19:31 
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Начальные классы

Экологическое воспитание в начальной школе.
[ Скачать с сервера (14.9Kb) ] 03.03.2017, 20:13

Экологическое воспитание в начальной школе.

Природа – единственная книга, содержание
которой одинаково значительно на всех страницах.
В. Гете.

Заложить основы экологического образования на материале, понятном и доступном детям младшего школьного возраста, - одна из главных задач курса окружающий мир в начальных классах.
Понятие экологическое образование включает в себя:
- систему знаний о природе;
- понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание взаимовлияния природы на человека и человека на природу;
- формирование у детей положительного отношения к природе;
- желание беречь и охранять природу
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».
Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Места, в которых мы живём, богаты историческими, этнографическими памятниками. Флора и фауна помогают развернуть с детьми краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Мы, взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожать природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Моя задача – донести до ума и сердец малышей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.
Мои ученики очень любят экскурсии в природу. Каждая новая встреча с природой вызывает чувство радости и удивления.
На первой экскурсии, расположившись полукругом на лужке возле колодца, ребята узнают о том, что давным-давно на этот месте был большой родник с вкусной ключевой водой. Воды в нём было много, поэтому приходили за этой чистой водой жители нашего посёлка и соседних сёл. В то время не было водопровода и родник был единственным источником питьевой воды. Односельчане очень бережно относились к нему, и чтобы родник не растекался по земле, чтобы вода была чистой, выложили небольшой колодец, накрыли, дабы мусор не попадал, и проложили трубу. Сделали это наши прадеды
Вторая экскурсия была посвящена ивушкам, растущим у реки. Посадили их много лет назад наши деды и бабушки. Окружающие реку картины природы надолго остаются в памяти человека. Узнают ребята и том, что в России произрастает более ста видом ив, которые достигают в высоту тридцати метров. А какую мебель, какие прекрасные корзины плетут из лозы ив! В старину лошадиные дуги гнули только из ветлы (ива белая), для чего её специально выращивали.
Третью экскурсию мы проводим на Зелёный остров рядом с рекой. Вначале дети обходят Зелёный остров, внимательно вглядываясь в окружающие их растения. Наш Зелёный остров словно Красная книга, по страницам которой осторожно идут ребята. Они всматриваются и угадывают мать-и-мачеху, одуванчик, ромашку, душицу.
Многие из того, что увидят и услышат дети сейчас, они со временем забудут. Но я уверена, придя когда-нибудь сюда снова, они вспомнят свои детские ощущения от встреч с природой.
В заключение этих экскурсий дети отвечают на вопросы: что дало нам общение с природой; чему она нас научила; стали ли мы духовно богаче; какую помощь способны оказать.
В экологическом направлении прошёл также цикл занятий экологического кружка «Как прекрасен этот мир». Занятия кружка проходили и в классе, и во время экскурсий, некоторые занятия носили исследовательский характер.
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать то, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
С первых дней пребывания детей в школе не упускаю ни одной возможности на любом уроке, чтобы использовать её для воспитания любви и бережного отношения к природе. Давая первые знания о разумном природопользовании, считаю, что воспитываю человека-гражданина, ведь экологическое образование – элемент общего образования.
По словам В.А. Сухомлинского, чувство хозяина родной земли – важнейшее патриотическое чувство, которое нам надо утверждать в юных сердцах… Общественное станет для ребёнка глубоко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей…
Совершая экскурсию в первый день пребывания первоклассников в школе, обращаю их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям надо относится бережно, говорю о том, что их старшие товарищи затратили много труда, чтобы школьный двор стал таким красивым, что теперь и они будут заботиться о красоте школьного двора, охранять всё, что уже сделано, выращивать цветы и деревья, ухаживать за ними. И в нашем классе много комнатных растений, которые украшают его. Напоминаю, что за цветами надо тщательно ухаживать.
Хочется верить, что большая работа, проведённая по охране природы не пропадёт даром.
Для меня природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Сейчас, когда появилось какое-то безразличие к земле, остро встаёт вопрос об экологическом воспитании. Но эта тема безгранична. Я же хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за малую реку, берега которой превращены в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу – не будет и России!

Категория: Начальные классы | Добавил: ТАТЬЯНАГРИГОРЬЕВНА
Просмотров: 154 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА