Понедельник, 07:11 
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » История, обществознание

История в символах и знаках. Геральдика- наука о гербах
[ Скачать с сервера (23.5Kb) ] 14.01.2015, 07:53

Тема: История в символах и знаках. Геральдика – наука о гербах.
Цель: Сформировать представление о гербе, как отличительном знаке любого человеческого сообщества.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с исторической наукой – геральдикой, историей возникновения, правилами составления и символами используемых на гербах.
Коррекционно-развивающие: Учить отвечать полным ответом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Развить творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление, внимание, память. Обогащать словарный запас.
Воспитательные: Воспитать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.
Оборудование: Компьютер, гимн России, Герб РФ, схемы «Виды Гербов», «Типы гербов»,формы гербов, гербы городов: Москвы, Ярославля, Казани, Санкт-Петербурга, Полтавы, Смоленска, Тулы, Костромы, Владивостока, цветные карандаши, клей, заготовки к составлению герба, чистые листы бумаги.

Ход урока

1. Оргмомент.
2. Сообщение темы урока.
Звучит Гимн России (ученики встают).
Учитель: Ребята, что за музыка сейчас звучит.
Ученики: Это Гимн России.
Учитель: А что такое Гимн?
Ученики: Это символ нашей страны.
Учитель: А какие ещё государственные символы вы знаете?
Ученики: Герб, флаг.
Учитель: Сегодня урок будет посвящен «гербу», а точнее сказать «геральдике». Тема нашего урока: «История в символах и знаках. Геральдика – наука о гербах».
3.Словарная работа.
ТОТЕМИЧЕСКИЕ (ТОТЕМНЫЕ) ЗНАКИ – изображение символа рода.
ТОТЕМ – у первобытных народов: обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предками рода. Его имя носил род. Если это животное, его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
ГЕРБ – это «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах.
ГЕРОЛЬД – в Средневековье – знаток гербов и устроитель рыцарских турниров.
ГЕРОЛЬДИЯ – учреждения, ведавшие геральдикой.
ГЕРАЛЬДИКА – наука о гербах.
4. Новая тема.
Учитель: Сегодня на уроке присутствуют историк (ученик) и герольд (ученик). Они будут помогать нам знакомиться с интересной наукой – геральдикой, расскажут о возникновении и истории гербов, о составлении их и символике герба. Помогут разобрать гербы старинных городов и может быть составить новый.
Работа с классом.
Учитель: Ребята вспомните, как выглядит герб Российской Федерации?
Ученики: На гербе Российской Федерации изображен двуглавый орел с тремя коронами; всадник, колющий змея на груди орла; держава и скипетр в лапах орла.
Демонстрация изображения герба РФ.
Историк: Предшественники современных гербов появились очень давно. Еще у древних племен были свои особые родовые знаки – тотемы. Это могли быть изображения зверей, рыб, насекомых или мифических существ. Все члены племени считали себя потомками изображенного на тотеме существа, и что они находятся под его покровительством.(Во время рассказа демонстрация изображений тотемов индейцов Северной Америки). Когда появились первые древние государства, их правители или династии выражали свою власть какой-либо эмблемой. Во многих государствах популярной эмблемой стал орел, лев. Эти эмблемы изображались, например, на монетах.
В Европе в эпоху рыцарей гербы получили очень большое распространение. В те времена большинство население было неграмотным и им легко запомнить символы своего феодала, государства. Гербы изображались не только на монетах, но и на одеждах, доспехах и щитах рыцарей, а также на стенах городов и замков. Знатоками гербов были герольды и дальше он поведет рассказ.
Демонстрация изображения средневекового и современного герольда.
Герольд: Немного о себе. Слово «Герольд», если перевести с латинского означает «глашатай». Герольды происходили из военного сословия, проходили обучение грамоте (что не входило в круг рыцарского образования). Вели родовые записи, знали иностранные языки, были поэтами. В военное время герольды, решали, за кем осталась победа в сражении. Первыми гербами ведали герольды. Они разрабатывали правила составления гербов. В большинстве случаев герольды были приближенными короля или другого крупного феодала, например герцога. Им поручали организацию рыцарских турниров. Они должны знать по имени всех рыцарей, особенно их знаки – гербы. Герольды умели «прочесть» герб и сказать, из какого рода, семьи и т.д. Позднее появились Герольдии - учреждения, ведавшие геральдикой. Так появилась наука о гербах, которая стала называться геральдика.
Физминутка.
Учитель: Гербы имели не только правители, но и отдельные знатные роды, а также и города. Свой герб могли иметь даже объединения купцов или ремесленников. Итак гербы бываю разные. Посмотрите на схему во время рассказа составляется схема ):

Гербы бывают государственные, корпоративные (принадлежащие объединениям людей – ремесленным цехам, купеческим гильдиям, университетам, церковным братствам и т.д.), личные, родовые (принадлежащие дворянским родам или отдельным семействам). Свои гербы имеют города, и отдельные территории, входящие в состав государства.
Историк: В отличие от Европы, в России появился вначале государственный герб. И только позднее были созданы гербы для городов и земель, а затем появились родовые.
Герольд: Гербы создавались по четким правилам. Были строго установлены формы щита. Их несколько видов: треугольный, квадратный с округлениями внизу, четырехугольный с заострением внизу, фигурный, вырезной формы, с удлинением верхнего края и небольшим выступом. Ограничены были и цвета цветов, которые использовались в гербах: алый пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Очень редко коричневый. Черный цвет соответствовал земле и холоду; означал скромность, образцовость, печаль. Белый – воде, влажности; означал чистоту. Голубой – воздуху, небу; означал величие, красоту, ясность. Красный – огню, теплу; означал храбрость, мужество. Зеленый означал надежду, изобилие.
Учитель: (вывешивает рисунки гербов русских городов) Рассмотрите, ребята и установите, соответствуют ли эти гербы общим правилам создания гербов. Помните ребята, что в русской геральдике существовали собственные правила. Герб должен был отражать историю города, его географическое положение, экономику, традиции. В 1730 году вышел специальный указ, который утвердил 88 городских гербов. Условно можно изображения на гербах подразделить на легендарное прошлое, героическое прошлое, экономическую жизнь.
Герольд: Совершенно верно. А теперь я предлагаю разобрать несколько гербов городов.
Ученики читают описание гербов городов, находят их на доске в конце компануют их по видам).
Легендарное прошлое.
Москва – на гербе изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьем змея. Многие ученые считают, что это изображение символизирует победу русских дружин над Золотой Ордой. Ещё до того, как Москва стала столицей русского государства, Георгий Победоносец во многих княжествах считался покровителем воинов, а затем его стали считать защитником от всякого зла. Георгий Победоносец считался покровителем Юрия Долгорукого, и поэтому совершенно естественно, что он вошел в герб Москвы.
Ярославль – на гербе изображен стоящий медведь, держащий в лапах золотую секиру. По существующей легенде, русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиною, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из-за оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить её топором. В память об этом случае Ярослав построил на месте новый город – Ярославль, в гербе которого и появился медведь.
Казань – на гербе изображен крылатый дракон. Появление дракона на гербе объясняется легендою: дракон держал всех в страхе, и тогда люди обратились к колдуну за помощью. Он собрал всех змей, очертил вокруг них круг, и они потеряли зловещую силу. Только один крылатый дракон улетел на гору и долго ещё вёл поединок с колдуном. С тех пор гора, на которую улетел дракон, называется Змеиной.
Героическое прошлое.
Петербург – на гербе на красном поле стоит золотой скипетр с государственным орлом. Крест-накрест два серебряных якоря, один морской, другой – речной. Над щитом золотая императорская корона.
Полтава – на гербе скрещенные шпаги, пальма и пирамида, как изображение вечности, и змея держащая в пасти свой хвост, как символ печали о погибших в сражении 1709 года.
Смоленск – на гербе изображена черная пушка на золотом лафете, на ней сидит райская птичка – это символ города, бывшего западным форпостом России. Он всегда первым встречал врага и принимал на себя самые жестокие удары.
Экономическая жизнь.
Тула – имела в своем гербе набор оружия, что свидетельствовало о главном ремесле горожан.
Кострома – в ее гербе на голубом щите серебряная вода, золотая галера с орлиной головой и крылами на носовой части, парусом, флагом и семью гребцами – это говорит о развитии судоходства.
Учитель совместно с учениками разбирает герб города Владивостока.
5. Закрепление.
Учитель: На уроке мы познакомились с новыми словами и вам предлагается найти их в этих зашифрованных словах.
КАСТОТМУРКС
УМОКГЕРБОКС
СУРГЕРОЛЬДАКО
ЯРОГИЕЛЬД
КАГЕДИЛЬРА
Учитель: Сейчас я предлагаю вам составить герб школы или класса. Для начала выберите щит, цвет и эмблемы которые я вам выдам.
Ученикам выдаются комплекты. Слабым ученикам выдается Герб РФ, который необходимо раскрасить по образцу.

6. Подведение итогов. Оценки.

Категория: История, обществознание | Добавил: Илио
Просмотров: 681 | Загрузок: 43 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА