Пятница, 04:36 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » История, обществознание

Алексей Гаврилович Венецианов
[ Скачать с сервера (1.40Mb) ] 30.10.2013, 18:43
Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 7 февраля 1780 г. в семье купца второй гильдии Гаврилы Юрьевича Венецианова. Семья проживала в Замоскворечье. Соседями Венециановых была семья Милюковых, будущих соседей Алексея Гавриловича по имению. Отец художника торговал саженцами плодовых деревьев и картинами, написанными пастелью. Уже в детстве Венецианов любил рисовать, более всего своих товарищей. В 1801-1802 г.г. он переезжает в Санкт-Петербург. Три года художник служил чертёжником, а затем помощником землемера. Всё свободное время Венецианов посвящает художественной работе над частными заказами, посещает Эрмитаж, изучает живопись , копирует старых мастеров.
В сентябре 1811 г. Алексей Гаврилович становится академиком живописи. В 1815 г. , женившись на Марфе Афанасьевне Азарьевой, он купил на её деньги имения Трониха и Сафонково в Дубровском приходе на севере Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Вместе с землёй он выкупает 33 « дворовых людей и крестьян мужского пола». Спустя 4 года Венецианов уходит в отставку с государственной службы. Лето семья проводит преимущественно в деревне. Центр прихода-с. Дубровское находился в 80 верстах от Вышнего Волочка. В селе располагался храм Спаса Нерукотворного, через село протекает речка Ворожба. Во времена Венецианова в приходе проживало около 1500 человек, в том числе 4-5 помещичьих семей.
Земля Сафонкова кормила семью Венецианова в прямом и буквальном смысле слова. Она же и ее жители питали творчество художника. Практически все его жанровые картины родились здесь, среди округлых холмов и густых лесов, на берегу тихой речки с почти символическим названием Ворожба.
Картина "гумно" открывала целую серию произведений на крестьянские темы. Русские крестьяне в изображении Венецианова - это люди, преисполненные душевной красоты и благородства, моральной чистоты и внутренней цельности.
В стремлении к поэтизации русского человека, к утверждению его высокого достоинства художник несколько идеализировал труд и быт крестьян, не показывал подлинных тягот крепостного труда. Венецианов, как никто другой из художников первой половины XIX века, смело и убежденно, с необычной последовательностью утверждал в искусстве право на изображение простых крестьян.
Подлинный расцвет его творческого дарования падает на двадцатые–тридцатые годы. «Вершиной зрелого творчества художника являются две картины: "на пашне. Весна" и "на жатве. Лето". Они проникнуты просветленным лирическим чувством. Очарование образа крестьянки матери слито в них с поэтическим восприятием русского пейзажа. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.
В 1824 году на выставке в Петербурге были представлены картины Венецианова, вызвавшие восторженный отклик передовой русской общественности. "Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и к нашему...", - Писал п. П. Свиньин, создатель "русского музеума" в Петербурге. Каждую из его работ объединяет стремление художника воплотить новые представления о прекрасном в искусстве, о народной красоте, одухотворенной и благородной.
Однако эти полотна не принесли Венецианову признания в официальных кругах. Академия художеств не скрывала неприязненного отношения к художнику, тяготевшему ко всему "низменному, простонародному". Венецианов мечтал о месте преподавателя академии художеств, ему страстно хотелось передать свои знания, опыт молодежи. "Однако на получение какой-нибудь обязанности в самой академии художеств мне совершенно отказано навсегда...", - С горечью писал он. Его стремление обучать "тысячи жаждущих" осуществилось лишь когда он создал на собственные средства художественную школу для крепостных крестьян в селе Сафонково. Венецианов сумел открыть и воспитать таких талантливых и своеобразных художников, как Н. Крылов, А. Тыранов, С.Зарянко, сорока и многих других. Некоторые из них его стараниями были освобождены от крепостной зависимости. Ученики Венецианова расширили и во многом углубили темы и образы своего учителя, обогатив жанровую живопись новым содержанием.
В Сафонкове Алексей Гаврилович наладил маленькое, но образцовое хозяйство. Умело применяя агрономические рекомендации, добился регулярных, достаточно обильных урожаев. Скотный двор, небольшой конный завод, молочная ферма и прочие «обзаведения» снабжали семейство и учеников художника всем необходимым. Заботился Венецианов, впрочем, отнюдь не только о собственных нуждах. Стараниями хозяина имения был устроен мирской склад - «магазин» хлеба. В случае необходимости крестьянин мог брать там зерно, а осенью возвращал без каких-либо процентов. Самыми же главными диковинами Венециановского имения считались школа и маленькая больничка. Такие «затеи» соседи-помещики считали «баловством».
Темы труда, материнской любви, душевной чистоты народа, мирного величия родины сочетаются у Венецианова в неразрывном единстве.
Работающие крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства.
К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок". Спокойные плавные ритмы равнин, пологие склоны холмов, поросшие тонкими деревцами, одиноко стоящие ели, речка с низкими берегами - все эти бесконечно знакомые, близкие мотивы найдены художником в родной природе. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче построения, в решении образа.

Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его замечательный портрет Захарки. Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и основательность. Также девочка, по бабьи повязанная платком, со своей лукавой остроглазой физиономией выглядит уже хозяйкой, степенной маленькой крестьянкой.
Жизнь его оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года .В творчестве А. Г. Венецианова русская живопись сделала громадный шаг вперед в художественном освоении национального и народного. Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства.
Категория: История, обществознание | Добавил: ЛарисаПетренко1048
Просмотров: 1013 | Загрузок: 155 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА