Вход
Регистрация
Контакты
Упражнения для рук
Полезные игры для дошкольников. Нейропсихологический анализ
Классный уголок из винила
Золото не носи, шубу не надевай, на моря не ездий или образ идеального учителя
Как изготовить стенд для детского сада или школы своими руками
Еще одна игра для развития скорочтения...
Игры, которые позволяют развивать скорочтение
Как добиться осознанного понимания прочитанного?
Что еще следует учитывать при организации занятий скорочтения?
Измеряем технику чтения
Программа упражнений по развитию быстрочтения
Тибетская тренировка развития периферического зрения
Упражнение 13 "Лабиринт"
Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит"
Упражнение 10 "Трапеция"
Как сделать цветы из поролона своими руками?
Онлайн платформа для развития ребенка с раннего возраста
Автоадвокат. Юридическая помощь при ДТП. Юристы по ДТП
Английский по скайпу
Вокал для всех желающих
Скоро в
школу
образовательное объединение
16+
Меню сайта
Главная
О нас
Наши новости
Материалы для развития
Публикации
Публикации педагогов
Публикации
Еще
Развивающие материалы
Обо всем на свете
Образовательные ресурсы
Обраная связь
Главная
» »
23:09
Технология сотрудничества на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС
Принцип обучения в сотрудничестве был детально разработан тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния.
Основной идеей этой технологии является создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Обучающиеся объединяются в группы по 3-4 человека, получают одно задание, при этом оговаривается роль каждого ребенка. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому неуспевающие учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно и трудно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые поняли задание и разобрались, что конкретно от них требуется.
Обучающиеся все разные, они различаются по уровню сформированности умений и навыков слушания, чтения, письма, коммуникативным умениям, по своему творческому потенциалу, но если каждый несет какую-либо ответственность за результат всей группы, то и работа его будет направлена на ликвидацию возможных пробелов при изучении материала. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
Цель данной технологии:
развитие интеллектуальных, духовных и физических потребностей, интересов и мотивов ученика.
Движущими силами обучения являются радость творчества, ощущение собственного роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе.
Идея обучения в сотрудничестве:
Учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять
Учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
Методы работы – это совместная деятельность, поиск, сотрудничество учителя и ученика путем обучения в коллективе, взаимооценке и работе в малых группах.
Варианты обучения в сотрудничестве:
Student team learning (STL) обучение в команде(разработан в университете Миннесота в 1987 году.)
Уделяется особое внимание "групповым целям" (team goals) и успеху всей группы (team success) . Задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Можно сказать, что STL сводится к трем основным принципам:
a
"награды" (team rewards) - команды (группы) получают одну на всех в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и других видов оценки их совместной деятельности. Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" и время на ее достижение;
b
"индивидуальная" (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
c
равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов, что (как показали исследования в J.Hopkins University, R.Slavin) позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку".
Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать:1. индивидуально-групповую работу (Student-Teams - Achievement Divisions - STAD) + индивидуальная работа в команде. 2. командно-игровую (Teams-Games-Tournament - TGT).
Суть:
1. В первом случае ученики разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали.
=>ориентировочная основа действий (для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.
Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде (Team Assisted Individualization - TAI). Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе. В принципе разные команды могут работать над разными заданиями. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каждого члена команды.
Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы и оцениваются самими учениками (специально выделенными в группе оценщиками). Каждую неделю учитель отмечает количество тем, заданий по программе и планам уроков, выполненных каждой командой, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи. Такая работа особенно хороша для уроков математики.
2. Командно-игровая деятельность. Учитель также, как и в предыдущем случае объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются "турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Это особенно рекомендуется для уроков математики, естественно-научных дисциплин. Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от "планки" стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.
Jigsaw («Ажурная пила») разработан профессором Э. Аронсоном в 1978 году
Учащиеся разбиваются на группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда работает над одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему, для тщательного изучения и становится в ней экспертом. Далее проводятся встречи экспертов разных групп. Каждый из экспертов затем докладывает в своей группе о проделанной работе. Необходимо всем участникам слушать друг друга внимательно, делать записи. На завершающем этапе учитель может задать любому ученику из группы вопрос по теме, или же учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивает их работу. Результаты всех суммируются, команда, набравшая большее количество баллов, награждается.
В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии
«Jigsaw-2» («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась.
Learning Together (учимся вместе)
разработан в университете штата Миннесота в 1987 г(David Johnson, Roger Johnson)
Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
Этот метод является базисным при разработке проекта. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Основные принципы:
награды - всей команде
индивидуальный подход
равные возможности - работают и здесь.
По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для:
выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание)
отслеживания
мониторинга
активности каждого члена группы в решении общей задачи
культуры общения внутри группы.
Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Исследовательская работа учащихся в группах (Шломо Шаран, Университет Тель - Авива, 1976 г.).
Главным принципом этого метода выступает самостоятельная деятельность учащихся. Они могут работать индивидуально или в группах до шести человек, выбирают подтему общей темы, намеченной для изучения всем классом. Далее эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Совместно составляется общий доклад, который учащиеся презентуют перед всем классом.
Проблемные зоны в технологии: Трудно учесть, чтобы у каждого ученика была возможность внести свой вклад в процесс обучения, поэтому необходимо, чтобы учитель четко контролировал процесс.
Трудность для учителя: нужно прописывать алгоритмы действия каждому ученику.
Для достижения положительного результата при использовании метода обучения в сотрудничестве надо придерживаться следующих требований:
Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо сказать об их ответственности за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.
Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно, как совместные усилия, так и индивидуальные.
Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется помощь.
Организация учебного сотрудничества позволяет достичь следующих образовательных результатов, обозначенных в ФГОС:
Улучшение понимания учебного материала;
Сокращение времени на формирование полноценных понятий, умений , навыков по сравнению с фронтальным обучением;
Увеличение количества детей, включенных в работу;
Рост познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся;
Изменение характера взаимоотношений между детьми в классе;
Появление у школьников самокритичности, способности точно оценивать свою работу;
Приобретение учениками таких навыков, как ответственность за свои слова и действия, умение действовать с учетом позиций других людей; умение совершенствовать свое знание и способ действия с учетом другой позиции;
Понимание школьниками относительности, субъективности мнений и возможности существования разных точек зрения на один предмет.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути. Она получила развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира и поэтому довольно разнообразна в своих вариантах. Однако при всем разнообразии существуют основные принципы обучения в сотрудничестве
После первого опыта использования метода обучения в сотрудничестве, становится, очевидно, что учащиеся ведут себя более активно. Слабые ученики почувствовали уверенность в собственных силах. Они осознают свою значимость: и от их усилий зависит успех всей группы. Полученная в итоге положительная оценка стала результатом усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к совместному труду и к учению вообще.
Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.
Есть ли необходимость применения данного вида обучения на уроках иностранного языка?
Во-первых, процесс обучения должен включать в себя участие всех учащихся. Зачастую это сложно обеспечить, так как иностранный язык — довольно сложный предмет, и не у всех детей есть способности к нему. В этом случае задача учителя — максимально построить программу обучения так, чтобы с ней справлялись и отстающие ученики. Второй не маловажный фактор — это то, что каждый ученик работает в своем темпе, поэтому у него могут быть пробелы в некоторых частях той информации, которая усваивается. Таким образом, здесь учитель опять же должен успевать обращать внимание на каждого учащегося, что достаточно сложно сделать за ограниченное время урока.
методика обучения в сотрудничестве требует от учителя большой предварительной подготовки;
Но технология обучения в сотрудничестве подразумевает работу не каждого ученика отдельно, а в составе небольших групп, в которых находятся примерно 3—4 человека. Именно поэтому она позволяет решить все проблемы, которые были описаны выше. Во-первых, благодаря ей, в классе не остается ни одного ученика, который бы не был занят усвоением новой информации, а, во-вторых, она позволяет устранить проблему отсутствия знаний у отстающих учащихся.
Работа в группах под названием «Дебаты» помогает ученикам,
объединенных в группы, обменяться мнениями по заданной проблеме, создать атмосферу живой дискуссии и прийти к единому мнению.
К тому же дебаты развивают у учащихся 4 основных коммуникативных навыка: аудирование, чтение, письмо и, конечно же, говорение. Благодаря этому развиваются как монологическая, так и диалогическая речь.
Работа по технике «Дебаты» происходит следующим путем: ученики
разбиваются на небольшие группы и затем проходят несколько этапов работы:
1.Этап подготовки, на котором участники, или же спикеры, анализируют заранее подготовленную учителем литературу, при этом создавая опорные записи и конспекты, обмениваются мнениями и кратко записывают структуру выступления и план. Это развивает чтение и письмо как
коммуникативные навыки.
Этап самой игры, во время которой группы делятся своими мнениями, представляют одноклассникам выступления по поставленной проблеме, как результат проделанной работы. Во время же дебатов развиваются
навыки аудирования и говорения. Также учитель непременно должен
устроить перекрестный опрос, так как он позволяет включить в обсуждение не только сильных учеников группы, но и всех ее участников.
Методика проведения диспута
Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 8 классе по теме “Телевидение - за и против!”
Обучающимся даётся 15 минут для подготовки к участию в диспуте “Телевидение - за или против” . 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, связанные с миром телевидения, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей.
3 группа (самая малочисленная 2-3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего, вывешивает табличку с фразами на английском языке, например: Согласен,/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др.
Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог.
Методика проведения урока “Пресс-конференция”
Все обучающиеся делятся на 3 группы по принципу лотереи.
1 группа – гости (из США, Великобритании…)
2 группа – представители прессы (газет, журналов), участники конференции
3 группа – редколлегия. Выбирается ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик). Даётся 15-20 минут на подготовку:
1 группа просматривает и повторяет материал пройденной темы, выписывает отдельные слова, фразы.
2 группа готовит интересные вопросы приглашённым гостям (приветствуются вопросы, заданные с юмором, вопросы личностно–ориентированного характера и вопросы, требующие ответа с опорой на знания учащихся, выходящие за рамки программного материала учебника).
3 группа подготавливает значок для ведущего (с Ф.И.), таблички с данными для гостей, таблички с названиями журналов / газет и приветственный плакат “Добро пожаловать в Россию!” или Приветствуем участников конференции!” и т. д.
Остальные 20 минут длится сама конференция. Ведущий открывает конференцию, называет тему, цели, представляет гостей и названия издательств, представители которых участвуют в работе. Он же закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итоги.
Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.
Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.
Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.
Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств учащихся, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию.
Для скачивания необходимо
зарегистрироваться
!
1
2
3
4
5
Категория:
Иностранные языки
|
Просмотров:
1045
|
Добавил:
НатСмирнова
|
Рейтинг:
0.0
/
0
Всего комментариев:
0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[
Регистрация
|
Вход
]