Пятница, 03:05 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Иностранные языки

Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка»
[ Скачать с сервера (71.5Kb) ] 08.11.2016, 07:14

Методическая разработка на тему:

«Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка»

Одним из ключевых направление развития системы современного образования является введение Федеральных Государственных Стандартов второго поколения. Осваивая Стандарт, я выделила для себя, на мой взгляд, ведущие моменты, на которых строится образовательный процесс: формирование продуктивных универсальных учебных действий, метапредметных результатов. Английский язык, по моему мнению, - это предмет, в котором наиболее ярко отражается формирование и развитие УУД, особенно, коммуникативных, так как обучения английскому языку построено на освоении коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Период для развития коммуникативных способностей, об­щения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативной де­ятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объ­единение их усилий с целью налаживания отношений и до­стижения общего результата (М. И. Лисина, 1986).

Содержательным ядром в развитии коммуникативной де­ятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся ещё в младен­честве и раннем детстве и активно протекающий на протя­жении всего школьного периода. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность - это умение ставить и решать много­образные коммуникативные задачи: способность устанавли­вать и поддерживать необходимые контакты с другими людь­ми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого пове­дения и т. д.

Стоит заметить, что на современном этапе развития общества, были определены приоритетные цели развития образования в виде шести ключевых умений. А именно:

  1. общение и взаимодействие;
  2. работа в группе;
  3. способность действовать с учетом позиции другого;
  4. организация, планирование учебного процесса с учителем и сверстниками;
  5. следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
  6. речевые действия как средство регуляции собственной деятельности.

Ведущие отечественные и зару­бежные педагоги и психологи сходятся в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие, т. е. умение пред­ставлять и сообщать в письменной и устной форме, исполь­зовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; 2) работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно со­трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Здесь теория «шести ключевых умений», по сути, согла­суется с концепцией универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов и др., 2007). Так в чем же состоит состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения?

1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совме­стной деятельности или обмену информацией — это умение:

—  слушать и слышать друг друга;

—   с достаточной полнотой и точностью выражать спои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; —  адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

—  представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

—  спрашивать, интересоваться чужим мнением и выска­зывать своё;

—  вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогичес­кой формами речи в соответствии с грамматическими и син­таксическими нормами родного языка.

2.   Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

-  готовность к обсуждению разных точек зрения и выра­ботке общей (групповой) позиции;

умение   устанавливать   и   сравнивать   разные   точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

-  умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою  позицию  невраждебным для  оппонентов образом.

3.   Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - это:

-  определение цели и функций участником, способов вза­имодействии;

-  планирование общих способов работы;

-  обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

-  способность брать на себя  инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

-  способность с помощью вопросов добывать недостаю­щую информацию (познавательная инициативность);

—  разрешение конфликтом       выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­шения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.

4.  Работа в группе (включая ситуации учебного сотруд­ничества и проектные формы работы) это умение:

—  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотруд­ничать и способствовать продуктивной кооперации;

—  интегрироваться в группу сверстников и строить про­дуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; —   обеспечивать бесконфликтную совместную работу  м группе;

—  переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.

5.   Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это:

-   уважительное отношение к партнёрам, внимание к лич­ности другого;

-   адекватное межличностное восприятие;

-  готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

—   стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

6.  Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:

—  использование адекватных языковых средств для ото­бражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыс­лей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

—  речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий  в форме речевых значе­ний с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации — процесса переноса во внутренний план в ходе усвое­ния новых умственных действий и понятий.

В основной школе происходит формирование таких базовых умений и качеств, как умение слушать и слышать, учёт особенностей собеседника, открытость и способность к самораскрытию, умение договариваться и сотрудничать. Это про­исходит по мере обретения опыта общения, совместной дея­тельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений.

Для понимания развития коммуникативной деятельности школьников необходимо учитывать два основных подхода к построению общения: монологический («манипулятивный») и диалогический. Диалогические отношения — это отноше­ния между «равноправными и равнозначными сознаниями», тогда как монолог строится на «отрицании равноправности». Задачам межличностного общения адекватен именно диалог, что не значит, конечно, отрицания важной роли монолога. Диалогу соответствует отношение к собеседнику как к самостоятельной, равноправной личности, тогда как в монологе реализуется отношение к собеседнику как объекту воздействия. Предпочтение учащимися межлич­ностного диалога объясняется тем, что он предполагает вза­имное уважение, доверие, естественность и открытость, сочув­ствие, доброжелательность и терпимость. В отличие от него межличностный монолог приводит к игнорированию собесед­ника, безразличию, недоверию, закрытости.

Диалог является высшим, собственно личностным уров­нем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу по праву считаются высшим уровнем развития коммуникативной компетентности и должны быть приняты и качестве одной из приоритетных целей образования. Каковы же условия формирования коммуникативных действий?

В основной школе формы и виды сотрудничества детей весьма многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по-прежнему большие возможности предоставляет организация совместной деятельности школьников на уро­ке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учиты­вать позиции участников и др.

Работа учеников в группе помогает созданию учебной мо­тивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоя­тельной оценке своей работы, формированию умения общать­ся и взаимодействовать с другими детьми.

Для организации групповой работы класс делится при вы­полнении задания на микрогруппы, например по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и ин­терес к выполняемой деятельности. Во время работы учени­ков по группам учитель может быть как руководителем груп­пы, так и одним из участников группы или экспертом, от­слеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем.

Обычно наблюдаются следующие фазы совместной дея­тельности преподавателя с учениками: 1) введение в дея­тельность; 2) разделённое действие; 3) имитируемое действие; 4) поддержанное действие; 5) саморегулируемое действие; 6) партнёрство. Вначале учитель обеспечивает включённость ученика в совместное выполнение задания в группе. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструк­таж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, функциях (ролях), которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуж­дения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием дея­тельности каждого члена группы его партнёрами: вниматель-но выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными примерами, обоснование оценки ответа. Учитель также объ­ясняет, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко изла­гал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.

Практика организации совместной учебной работы школь­ников в группе показывает следующие её преимущества: воз­растает объём и глубина понимания усваиваемого материала; на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; снижается школь­ная тревожность; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочён­ность класса; меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность; ребёнок, имеющий опыт со­вместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя, приобретают умение строить своё поведение с учё­том позиции других людей, становятся более ответственными.

Уверенное овладение основными коммуникативными действиями становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, уме­ния налаживать контакты и предлагать план общего действия, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситу­ации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность и своих силах. В целом проектную деятельность можно рас­сматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющих преобразовывать академические знания в реаль­ный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Немалую роль в развитии коммуникативной деятельности учащихся играет и характер сотрудничества с учителем. Выделяются авторитарный (директивный), демократический и либеральный (попустительский) стили общения педагога с учащимися. Демократический стиль соответствует партнёр­ской позиции педагога, которая признаётся наиболее эффек­тивной и адекватной возрастно-психологическим особеннос­тям подростка, в том числе задачам развития, связанным с формированием у них самосознания и чувства взрослости.

В подростковом возрасте на первое место в общении со сверстниками выходит желание (мотив) занять определённое место к коллективе. На уроках во время групповой работы появляется возможность занять это место в малой группе (4—6 человек), а также подумать о своём «Я» для того, чтобы срав­ним, спои притязания с реальными возможностями. Групповая форма обучения убеждает в ценности взаимопомощи, укреп­ляет дружбу в классе, даёт возможность разрешать межлично­стные конфликты, прививает умение слушать, становиться на точку зрения других, сообща достигать общих целей. В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что коммуни­кативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, а её формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контекст как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий.

Проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование метода проекта реально превращает ученика из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель выступает в роли помощника и консультанта.

Проект ориентирован главным образом на результат. Именно в продукте проекта реализуется весь процесс проектной деятельности, его целенаправленность, социальная и практическая значимость, целостность. Какую форму принимает этот продукт (стенгазета, видеофильм, акция, поход, праздник) дело второстепенное.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1.Показать умение отдельного ученика или группы использовать приобретённый в школе исследовательский опыт

2.Реализовать свой интерес к предмету исследования

3. Продемонстрировать уровень обученности английскому языку

4.Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития

Проект может:

1Использоваться как одна из форм внеаудиторной работы;

2Служить альтернативным способом организации учебного курса;

3Интегрироваться в традиционную систему обучения языку.

Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, поделки или доклада.

Выделяются следующие этапы работы над проектами:

1.Определение темы проекта.

2.Определение проблемы и цели проекта.

3.Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы

4.Сбор информации.

5.Работа в группах.

6.Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты.

7.Анализ собранной информации

8.Подготовка презентации проекта.

9. Демонстрация результатов проекта.

Подводя итог можно сказать, что каждый урок иностранного языка, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных УУД. Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных  учебных  действий на уроках английского языка на данном этапе я считаю: умение детей учитывать позиции других людей. умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать. умение детей участвовать в коллективном обсуждении.

 

 

 

Категория: Иностранные языки | Добавил: Администратор
Просмотров: 78 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА