Пятница, 16:36 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » География, биология

Рабочая программа по географии 6-7 класс
[ Скачать с сервера (48.1Kb) ] 15.12.2015, 20:45

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного (общего) и среднего (полного) общего образования»// Сборник нормативных документов. География / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.;

2. Примерная программа основного общего образования по географии для 6-10 классов, 2004 .
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год (Приложение 1 (2) к приказу МОиН РФ от 21.02.2012г. № 23290);
4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404);
5. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012/2013 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);
6. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в 2015/2016 учебном году» от 16.06.2015 г. № МД 172/03
7. Учебный план МОУ СОШ № 49 КГО на 2015 – 2016 уч. год;
8. Положение о рабочей учебной программе педагога МОУ СОШ № 49

Программа предусматривает изучение предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения. В программе предусмотрена возможность для реализации авторских подходов, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий. Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Курс географии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения. География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом - региональном (материковом) уровне. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами математики.Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
• начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
• начать формировать умение использовать источники географической ин¬формации, прежде всего карты;
• сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
• начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
• создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
• раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
• воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Данная рабочая программа скорректирована в соответствии с требованиями федерального компонента стандарта 2004.и реализуется на базе УМК , который внесен в федеральный перечень учебников.
Обоснование выбора УМК:

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. в полном объеме соответствует образовательным целям МАОУ СОШ № 130, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 4 содержательных раздела: Виды изображенийй поверхности Земли, Строение Земли, Населнение Земли, Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Разделы соответствуют программе.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Начальный курс географии служит основой для формирования географических знаний, умений и навыков.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Учебно-методический комплекс


Дидактическое и методическое обеспечение
Программа Учебник Методическое и дидактическое обеспечение Инструментарий по отслеживанию
результатов
1. примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.
2. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008. . Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
Атлас. География Материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа; издательство ДИК, 2010 В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:Дрофа, 2007

. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.


Содержание программы
6 класс
Введение.
География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.
Виды изображений поверхности Земли.
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности.
План местности. Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты.Условные знаки.
Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.Строение Земли.
Земные оболочки.Земля — как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения.
Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Атмосфера. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие –важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Население Земли.
Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек — часть биосферы.
Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
Стихийные природные явления.

Содержание программы
7 класс
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации. Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Содержание программы
70 ч (2 ч/н)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятель¬ности человека. Практическое значение географиче¬ских знаний. Многообразие источников географиче¬ской информации.
Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карта¬ми, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).

Раздел I Как открывали мир (1 ч)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешест¬вия, расширяющие представления европейцев о Ста¬ром Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройст¬ве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Меж¬дународный геофизический год, исследования Миро¬вого океана, изучение Земли из космоса. Междуна¬родное сотрудничество в изучении Земли.

Раздел II Географическая карта — величайшее творение человечества (1 ч)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использо¬ванием карты.
Практическая работа. Характеристика карты атласа, решение расчетных задач.

Раздел III Земля — уникальная планета (13 ч)
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, ги¬потезы происхождения.

Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ
Гипотезы происхождения и теории эволюции ли¬тосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности раз¬мещения крупных форм рельефа. Природные катаст¬рофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.
Практическая работа. Определение по карте направле¬ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве¬щенности и тепловые пояса. Распределение темпера¬туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От¬крытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воей¬ков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат¬мосфере.
Практическая работа. Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик

Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН
Мировой океан — главная часть гидросферы. Ги¬потезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши: поверхностные (великие речные систе¬мы мира, ледники на Земле, многообразие озер); под¬земные воды.

Тема 4. БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплек¬сы, их строение и разнообразие. Природная зона. Гео¬графическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа. Анализ схем круговоротов ве¬ществ и энергии.

Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Мигра¬ции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Стра¬ны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений мигра¬ций людей в прошлом и современные перемещения.

Раздел IV Материки и океаны (49 ч)

Тема 1. ОКЕАНЫ
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Гео¬графическое положение. Краткая история исследова¬ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое поло¬жение. Основные этапы исследования природы оке¬ана. Особенности природы океана, природные богат¬ства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

Тема 2. АФРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис¬следования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место¬рождений полезных ископаемых. Факторы формиро¬вания климата материка. Климатические пояса и ти¬пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави¬симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха¬рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севе¬ра на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Народы и страны. Гипотеза об африканском проис¬хождении человека. Разнообразие расового и этниче¬ского состава населения материка. Размещение насе¬ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре¬менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал¬жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточ¬ная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населе¬ния: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс¬лы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по ис¬пользованию природных богатств суши и прилегаю¬щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли¬янием человека.
Крупные города, столицы, культурно-историче¬ские центры стран региона.
Практическая работа. Описание природных условий, на¬селения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 3. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз¬мещение в зависимости от климата. Природные бо¬гатства. Изменения природы человеком и современ¬ные ландшафты. Меры по охране природы на конти¬ненте.
Население Австралии. Особенности духовной и ма¬териальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь конти¬нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Практические работы. 1. Сравнение географического по¬ложения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континен¬тов, а также степени природных и антропогенных измене¬ний ландшафтов каждого из материков.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при¬роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании че¬ловеком и изменение им природы островов. Совре¬менные народы и страны Океании.

Тема 4. Антарктида
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен¬та. Современные исследования материка.

Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от¬крытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, зако¬номерности размещения крупных форм рельефа в за¬висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Про¬явление на материке широтной зональности. Природ¬ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че¬ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат¬ства и их использование в хозяйственной деятельнос¬ти населения.
Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Оценивание воз¬можностей и трудностей хозяйственного освоения бассей¬нов этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнооб¬разие расового и этнического состава населения кон¬тинента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар¬та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Ко¬лумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе¬ления стран, основных видов хозяйственной деятель¬ности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-историче¬ские центры стран Южной Америки.
Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воз¬действия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо¬вание материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме¬щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст¬венной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй¬ственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север¬ной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи¬цы.
Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)

Тема 7. ЕВРАЗИЯ
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Оте¬чественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования релье¬фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде¬ний полезных ископаемых; климатообразующие фак¬торы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по тер¬ритории материка в зависимости от рельефа и клима¬та.
Проявление на материке широтной и высотной зо¬нальности. Особенности природы континента. Изме¬нение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупней¬шие заповедники.
Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 2. Определение типов климата по климатограммам. 3. Составление характеристики одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие эт¬носы Евразии. Неравномерность размещения населе¬ния: исторические и природные причины, обуслов¬ливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма-терика.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на¬циональная одежда, пища, традиции народов, обы¬чаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по ис¬пользованию природных богатств суши и прилегаю¬щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот¬ные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак¬теристика одной из стран. Западная Европа. Ве¬ликобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе¬лоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре¬гиона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.

Раздел V. Земля — наш дом (3 ч)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль жи¬вых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных бо¬гатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйствен¬ной деятельности людей. Необходимость междуна¬родного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в раци¬ональном использовании природы.
Практическая работа. Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК.


Учащиеся должны знать и уметь:

Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
2.
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб , условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погоды;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов
Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

- связи между географическим положением, природными условиями и хо¬зяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
- давать характеристики материков и океанов;
- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;
- определять географическое положение природных объектов.
Географическая номенклатура
Тема «Африка»:
- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
- Нил, Конго, Нигер, Замбези;
- Виктория, Танганьика, Чад;
- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия и Океания»:
- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Ме¬ланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низмен¬ность;
- Муррей, Эйр;
- Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»:
- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»:
- полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
- Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
- Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан- Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»:
- полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
- моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
- Финский, Ботнический, Персидский заливы;
- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
- равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно- Сибирское, Декан;
- горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
- реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
- озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.


Количество часов Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Распределение учебных часов по разделам курса
и последовательность изучения тем и разделов по примерной программе

Категория: География, биология | Добавил: olesya-1973smer
Просмотров: 314 | Загрузок: 43 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА