Пятница, 23:46 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » География, биология

*Cценарий урока папоротники* Автор разработчик: Полухина В.Н.
[ Скачать с сервера (60.5Kb) ] 11.11.2013, 11:16
Автор разработчик: учитель биологии МОУ «СОШ №11 с углублённым изучением отдельных предметов» Полухина В.Н. г. Железногорска Курской обл. 2013г. Сценарий урока биологии в рамках введения ФГОС второго поколения по УМК «Биология» Д.И. Трайтак, Н.Д. Тема: «Высшие споровые растения. Папоротники. Хвощи. Плауны». Цели обучения: Раскрыть: - особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности Папоротников, хвощей, плаунов. Формировать: - представление о приспособленности Папоротниковидных, Хвощевидных, плаунов к среде обитания. Систематизировать: - знания обучающихся о строении высших споровых растений. Познакомить обучающихся: - с жизненным циклом Папоротников, хвощей, плаунов, -их значением. Цели воспитания: Формирование познавательного интереса у обучающихся Цели развития: - развитие общеучебных умений и навыков (умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы) - развитие навыков учебного труда (работать самостоятельно, с натуральными объектами, работать по алгоритму) Задачи учителя: 1. Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности Папоротников, хвощей, плаунов. 2. Сформировать представление о приспособленности их к среде обитания 3. Познакомить обучающихся с жизненным циклом папоротников, хвощей, плаунов. 4. Систематизировать знания обучающихся о высших споровых растениях. Задачи ученика: 1. Называть основные признаки Папоротниковидных, хвощей, плаунов. 2. Знать их особенности строения и жизнедеятельности . 3. Характеризовать жизненный цикл. 4. Выделять черты приспособленности отдела к среде обитания. Тип урока: Изучение нового материала. Средства обучения: компьютер и мультимедийная программа «Биология 6.1 С»; таблицы: «Папоротники. Хвощи. Плауны», полезное ископаемое - каменный уголь, гербарий «Хвощи», презентации «Мхи», «Папоротники» динамическое пособие, живые экземпляры комнатных папоротников, учебник «Биология» Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак Этапы урока УУД Содержание 1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учи- телем и сверстниками (К). Ребята, на прошлых уроках мы изучили отделы споровых растений: Отдел Водоросли, отдел Моховидные.Давайте вспомним, что мы знаем о них. 2.Актулизация знаний и проверка домашнего задания – анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало- гия, классификация, сериация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения – выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в ком- муникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). 1. На какие систематические категории подразделяется Царство растений? 2. Каковы основные особенности низших растений? 3. Назовите основные признаки, характерные для высших споровых растений. 4. Приведите примеры представителей отдела Водоросли и отдела Моховидные. Игра «Биологическая азбука» Учитель показывает табличку с буквой алфавита, а обучающиеся называют термин по темам «Водоросли» и «Моховидные» и дают его определение. Работа в группах. Необходимо смоделировать из предложенного вам материала и познакомить класс со своей моделью: 1 группа – внешнее строение кукущкина льна. 2 группа – внутреннее строение сфагнума 3 группа – Классы моховидных с примерами 4 группа – эко-группы мхов 3.Объяснение нового материала -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); -определение основной и второстепенной информации (П); -формулирование проблемы (П); структурирование знаний (П); -выражение своих мыслей с достаточной полностью и точностью(К); -аргументация своего мнения и позиции коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование разных позиций (К): разрешение споров (К) -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); -понимание текста, осмысливание, извлечение необходимой информации (П); -использование символических и знаковых средств (П) 1.Постановка проблемы Учитель: Мы начнём изучение нового материала с путешествия среди древних обитателей нашей планеты: папоротников, хвощей и плаунов. Нам предстоит выяснить: чем папоротники отличаются от Водорослей? Моховидных? А что у них общего?. Что общего между папоротниками, хвощами и плаунами и в чём их отличие? Мы узнаем что листья папоротника носят загадочное название. И так в путь. 2. Опережающее задание для экскурсоводов: 1-й. В далекие времена, когда над землёй расстилались влажные и тёплые туманы, а на земле обитали гигантские ящеры, леса были полны удивительными деревьями. Эти деревья достигали десятков метров в высоту и 3-6 метров в ширину. 2-й. Около 300 млн. лет назад климат был тёплым и влажным, и эти громадные древесные растения образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду, ими были покрыты обширные территории. 3-й. Существуют разные точки зрения по происхождению папоротников: одни считают, что они произошли от плаунов, другие – от псилофитов (Слайд №2). До наших дней дошли отпечатки листьев древних растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки и позволили восстановить внешний вид вымерших растений. (Демонстрация отпечатка на каменном угле) Учитель: - А какие жизненные формы характерны для современных папоротников? Ответы обучающихся и демонстрация Слайдов №3, №4, №5 3. Мини-исследование особенностей внешнего строения Работа по группам - изучением 1-я группа На гербарном материале обучающиеся рассматривают щитовник мужской; 2-я группа Изучают особенности внешнего строения нефролеписа; 3-я группа По таблице « Папоротники» рассматривают особенности строения ; 4-я группа Изучает строение тропического папоротника по Слайду №5 4. Группы информируют о своих исследованиях, делают выводы, уточняют черты сходства и отличия. Учитель вводит понятие «вайи» и характеризует его особенности и просит посмотреть на комнатном экземпляре нижнюю часть вайи, знакомит с понятием «сорусы». Отмечает особенности сформировавшихся тканейи их функций. Учитель: - Все изученные в ходе исследования растения очень сходны и по циклам своего развития и размножению. 5. Объяснение материала «Размножение папоротниковидных» с использованием Слайда №6, №7, Разнообразие Папоротниковидных Слайд №8 6. Работа обучающихся с учебником п. 13. стр. 50 (1 и 2 группы), стр. 51 (3 и 4 группы.) Цель: Каковы особенности строения , обитания и размножения Хвощевидных и Плаунов. При выполнении заданий представители групп отмечают особенности отделов приходят к выводу: 1- все имеют особые образования – заростки – гаметофиты, взрослые растения будут являться спорофитами; 2- всем для размножения нужна вода. 7. Демонстрация Слайда №9 «Отдел Хвощевидные», «Отдел Плауны». Вывод записывают в тетрадь. 8.Сообщение обучающего по теме: « Значение папоротников, хвощей, плаунов» с демонстрацией Слайда №10. Дети вносят дополнения и самостоятельно заполняют опорную схему «Значение» 4.Закрепление нового материала -умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи(Р); -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К) Проверь себя. Отметить верные утверждения: 1. Папоротникообразные – исключительно небольшие травянистые растения 2. У папоротников, как и мхов отсутствуют ткани 3. Папоротники, хвощи, плауны – высшие споровые растения 4. Органы полового размножения называются спорангиями. 5. Спорофит хвощей и плаунов имеет корни. 6 Спорофит папоротников представлен взрослым растением 7. У хвоща есть весенний и осенний побеги 8 Плауны – светолюбивые растения. 9. Споры плаунов использовали в качестве детской присыпки и в сталелитейном производстве 10. Современные папоротники используют в эстетических целях. 5.Рефлексия -контроль и оценка процесса и результата деятельности (П); -адекватное понимание причин успеха (Л); -формулирование аргументации своего мнения (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К) 1. Учитель: - сформулируйте тему урока, которую мы изучили 2. Самооценка дается обучающимися при продолжении предложений: - Мне сегодня удалось узнать… - Я удивлён…. - Я сегодня расскажу близким людям о том, что… - Мне самостоятельно нужно будет поработать над вопросом… 3.Заполнение листа самооценки. 6. Домашнее задание -осознанное повторение, анализ, синтез, сравнение (П); -волевая саморегуляция (Р); контроль, коррекция (Р) П. №13, стр. 48-51 Ответить на вопрос: Почему вымерли древние Папоротники? Используемая литература: 1. Д.И. Трайтак , Н.Д. Трайтак «Биология» 5-6 классы, 2012г. 2. Грущевский И.В., Жилина С.Г. «Жизнь растений: Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники» М. Просвещение 1978 г. 3. Ю.Дмитриев Книга природы Детская литература 1990г. 4. Секреты природы. Перевод с английского, Издательский дом, 1999г. 5. Энциклопедия для детей. Ред. М.Д. Аксёнова «Аванта +», 1979г. 6. Интернет – ресурсы
Категория: География, биология | Добавил: ПолухинаВН
Просмотров: 1888 | Загрузок: 463 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА