Пятница, 11:06 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Физика, химия, астрономия

Радиация-друг. Радиация-враг.
13.01.2013, 16:42
Тема урока: «Радиация – друг. Радиация – враг.»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Триединые цели
Образовательная:
1. Дать представление о радиации, её положительной роли и отрицательном воздействии на человека.
2. Умение работать с дополнительной литературой, интернетом, периодической печатью;
3. Формирование научного мировоззрения на фоне решения образовательных задач.
Развивающая:
1. Развитие умения выделять проблему и предлагать пути её решения;
2. Развитие мышления при работе со специальной литературой;
3. Развитие умения доказывать и опровергать различные теории.
Воспитательная:
1. Воспитание и развитие самооценки;
2. Воспитание уважительного отношения к мнению окружающих;
3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью, чувству сострадания, толерантности.
Материально - дидактическое оснащение: Раздаточный материал (вопросы для конспекта); Презентация «Радиация – проблемы и перспективы»; Видеофильмы: «Как защитится от радиации» и «В мире с радиацией»
http://youtu.be/NNZiweQJIVI
http://youtu.be/QnxAhFCpLMk

Задачи:
1.Научить вести дискуссию и анализировать информацию с последующей её обработкой путём восприятия и самостоятельного анализа фактов;
2.Развивать творческую активность, коммуникативные качества личности;
3.Воспитывать чувство сопереживания людскому горю, бережного отношения к окружающей природе, своему здоровью.

Ход урока:
Оргмомент. Добрый день.
Перед вами лежат вопросы. В течение всего урока вы должны будете на них написать ответ. Быстро просмотрите их и подумайте, на какую тему будет у нас сегодня урок. Что бы у вас отпали все сомнения, сейчас мы посмотрим видеоролик.(4 мин 30 сек) http://youtu.be/NNZiweQJIVI
Прошло более двадцати столетий, и перед человечеством вновь встала подобная дилемма: атом и радиация, которую он испускает, могут стать для нас источником благоденствия или гибели, угрозой или надеждой, лучшей или худшей вещью. Останемся мы в истории как поколение глупцов или как люди, победившие нужду, голод, болезни и смерть?
Итак, радиация двулика и ее злое лицо нам угрожает. Но способны ли мы в полной мере оценить ее доброе лицо? Односторонний подход обычно приводит к крайней, односторонней оценке. Действительно, как невозможно всегда лишь восхвалять животворные солнечные лучи, так нельзя и радиоактивному излучению приписывать только разрушительные свойства. Поговорим об этом подробнее.
Цель урока ( основная): определить плюсы и минусы радиации.
Сегодня у нас присутствуют два эксперта: медик и энергетик. На радиацию они имеют свою точку зрения.
Обучающимся раздаётся разнообразный материал по радиации. На изучение 3 минуты. Затем в параллели ведётся просмотр слайдов презентации с обсуждением изученного материала.
В разговоре принимают участие:
• Обучающиеся:
• Преподаватель;
• Медик;
• Энергетик.
Обучающиеся должны научиться цивилизованному ведению диспута:
• Умению слушать других.
• Умению чётко и кратко излагать свою мысль.
• Умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
• Умению признавать свою неправоту.
• Умению находить компромисс.
На протяжении урока обучающиеся заполняют таблицу.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы: Что такое радиация? Чем она опасна? Её плюсы и минусы.

Радиоактивностью называют неустойчивость ядер некоторых атомов, которая проявляется в их способности к самопроизвольному превращению (по научному — распаду), что сопровождается выходом ионизирующего излучения (радиации)
Вызывать радиацию с помощью химических реакций нельзя, это полностью физический процесс.
Различают несколько видов радиации:
• Альфа-частицы — это относительно тяжелые частицы, заряженные положительно, представляют собой ядра гелия.
• Бета-частицы — обычные электроны.
• Гамма-излучение — имеет ту же природу, что и видимый свет, однако гораздо большую проникающую способность.
• Нейтроны — это электрически нейтральные частицы, возникающие в основном рядом с работающим атомным реактором, доступ туда должен быть ограничен.
• Рентгеновские лучи — похожи на гамма-излучение, но имеют меньшую энергию. Кстати, Солнце — один из естественных источников таких лучей, но защиту от солнечной радиации обеспечивает атмосфера Земли.

Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) – это количество энергии, поглощаемое 1 г вещества. А дозу облучения в бэр.
Все источники излучений можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные.
Человек в течение всей жизни подвергается воздействию ионизирующего излучения. Это прежде всего естественный радиационный фон Земли космического и земного происхождения. Кроме того, человек встречается с искусственными источниками излучения (техногенное облучение). Сюда относится, например, ионизирующее излучение, используемое в медицинских целях. Определённый вклад в техногенный фон вносят предприятия ядерно– топливного цикла и ТЭЦ на угле, полёты на самолётах на больших высотах, просмотр телепрограмм и т.д. Таким образом, каждый житель Земли ежегодно в среднем получает дозу облучения в 250 – 500 мбэр. Это уже обычное состояние среды обитания человека.
Неблагоприятного действия от этого уровня радиации на здоровье человека не установлено.
Совершенно иная ситуация возникает при ядерных взрывах и при авариях на атомных реакторах, когда образуются обширные зоны радиоактивного заражения (загрязнения) с высоким уровнем радиации.
Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации.
Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о .Ниуэ в Тихом океане. Однако, люди там здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались. Так как космос – источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон. В открытом космосе – жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия. Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.
Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?
Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма.
Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта.

Катастрофой века была названа авария на Чернобыльской АЭС.
Авария случилась 26 апреля 1986 г. При этом суммарный выброс радиоактивных веществ в атмосферу составил 77 кг (заметим, что при взрыве атомной бомбы над Хиросимой было выброшено "всего" 740 г), ситуация была бесконтрольной в течение длительного времени. В первые 2-3 суток аварии отмечалось мощное истечение радиоактивных продуктов (высота струи превышала 1200 м). Дальнейшее истечение (около 10 дней) происходило из-за возгорания графитовой кладки реактора, что вывело из строя систему безопасности. Радиоактивные продукты воздушными потоками распространились на огромной территории (около 2 тыс. км). Выпадение радионуклидов фиксировалось на территории Австрии, Италии, Польши, Норвегии, Швеции и др. странах. На территории бывшего СССР пострадало 11 областей, но особенно: Брянская, Калужская, Тульская, Орловская, Гомельская, Могилевская, Житомирская области. В результате чернобыльской аварии 28 погибших в первые 3 месяца, 125 тыс.умрут от радиации в течении 10 последующих лет.

Энергетик: Я считаю, что за АЭС будущее нашей энергетики.
Мировому сообществу МАГАТЭ, безусловно, не безразличны наши проблемы. Это агентство, созданное при ООН в 1957 году, берет на себя обязательство по контролю основных моментов в эксплуатации АЭС.
Обезвреживание радиоактивных отходов сводится к трем задачам:
• Совершенствование технологий с целью уменьшения образования отходов при работе реактора;
• Переработка отходов для их скрепления и уменьшения опасности их распространения в окружающей среде;
• Надежная изоляция за счет создания могильников разных типов.

Для эффективной защиты окружающей среды необходимо законодательно ввести принципы ограничения вредных техногенных воздействий, в частности выбросов и сбросов опасных веществ.
Что касается безопасности, наша деятельность включает в себя разработку стандартов безопасности, консультирование стран – членов МАГАТЭ.

Было бы несправедливо не сказать о той пользе, которую принесло открытие радиации.

В технике.
Трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где не радионуклиды и радиация не нашли бы полезного применения. Метод гамма-дефектоскопии позволяет бесконтактно контролировать целостность конструкционных материалов.
Источники ионизирующих излучений используются для снятия статического электричества, накапливающегося на ткацких станках, при производстве фотоматериалов, бумажных и резиновотехнических изделий. Широко применяются в технике датчики, содержащие радионуклиды, для производства различных уровнемеров, дистанциомеров, дымоизвещателей.
В последнее время разработаны радиоизотопные источники света с использованием газообразных радионуклидов (тритий, критон-85), надежно загерметизированных в прозрачных ампулах. Они используются, в частности, для маркировки посадочных полос аэродромов в глухих районах, для создания различных сигнальных систем, и т. д.
Одной из наиболее интересных областей применения радионуклидов является их использование в малой энергетике, то есть для создания автономных источников для производства тепловой и электрической энергии малой мощности. Потребность в таких устройствах сильно увеличилась в связи с необходимостью обеспечения энергопитанием космических аппаратов, океанографических навигационных устройств и автономных метеорологических станций. Советские «Луноходы» обогревались теплом радиоактивного распада, поскольку далеко не все измерительные приборы, установленные на них, могли работать при температурах, господствующих на Луне ночью (до −170 0С). На ряде космических аппаратов были установлены ядерные реакторы «Бук» и «Топаз».

В науке.
Радионуклиды и испускаемое ими ионизирующее излучение находят широкое применение в научных исследованиях. Например, если радионуклид встроить в изучаемую молекулу, это позволит следить за ее перемещением и химическими превращениями с помощью высокочувствительных детекторов радиации.
Особенно важен этот метод для биологов, имеющих дело с очень сложными молекулами. Так, например, им удалось установить, что организм человека усиленно потребляет железо после кровопотерь, а йод усиленно усваивается при болезнях щитовидной железы.
Химикам тоже повезло: они получили уникальный метод определения очень малых количеств вещества, что связано с высокой чувствительностью радиометрических детекторов.
Применение рентгеновского излучения позволило ученым определять кристаллическую структуру материалов, которая непосредственно влияет на их прочность и другие конструкционные свойства.
Радиоактивационный и рентгеновский анализ открыли новую страницу в истории материаловедения — состав материала (например, марку стали) теперь узнают, не прикасаясь к образцу, не разрушая его. Обычный анализ требует растворения металла; а если это дорогое украшение, и нужно определить его подлинность? Рентгенофлуоресцентный анализ легко справится с такой задачей, не испортив украшение.
Изучение распределения природных радионуклидов сыграло важную роль в археологии и геологии. Широко известен метод радиоуглеродной датировки, позволяющий определять возраст археологических находок до 60 тысяч лет. Соотношение концентраций урана, тория и продуктов их распада — стабильного свинца позволило оценить возраст горных пород и самой Земли. В ХХI веке радиоизотопную датировку стали применять для определения возраста звезд нашей Галактики.
В мировой практике встречаются примеры использования радиации для обеззараживания сточных вод и отходов, синтеза и модификации свойств различных материалов, поиска водных ресурсов, диагностики эрозии почвы, повышения всхожести семян, выведения новых сортов растений, борьбы с массовыми заболеваниями людей, регулирования численности насекомых, сигнализации обледенения самолетов, автоматизации производственных процессов…
Широкий охват, не правда ли? Радиационные и ядерные технологии являются одними из наиболее многообещающих. Их развитие — важный фактор модернизации страны. Очень важно, чтобы население воспринимало эти технологии рационально. Как сформулировать рациональность подхода? Многие говорят, что использование новых технологий влечет дополнительные риски для человека. Очевидно, это так. Изобретение автомобиля привело к огромному числу жертв ДТП. Но еще большее количество жизней было спасено благодаря автомобильной технике. Существует множество примеров того, что неиспользование прогрессивных технологий создает еще большие риски.

В медицине.
Радиация, как это ни парадоксально, является одним из главных помощников в борьбе против онкологических заболеваний. Применение методов рентгеновской и радионуклидной диагностики позволяет обнаруживать заболевания на начальной стадии, когда они сравнительно легко поддаются лечению.
Лучевая терапия в настоящее время наряду с хирургическим вмешательством и химиотерапевтическими препаратами является одним из основных методов лечения больных злокачественными опухолями. До 2/3 общего числа онкологических больных подвергаются лучевому лечению. При этом в неоперабельных случаях лучевая терапия по эффективности занимает первое место; применяется она и для лечения неопухолевых заболеваний.
Другие малоизвестные области применения ионизирующего излучения: радиационная стерилизация медицинских инструментов и имплантируемых объектов, долгоиграющие и безопасные батарейки для кардиостимуляторов на плутонии-238 (срок работы — более 100 лет).
Медик:
1. Со60 применяется для лечения злокачественных опухолей, расположенных как на поверхности тела, так и внутри организма. Для лечения опухолей, расположенных поверхностно (например, рак кожи), кобальт применяется в виде трубочек, которые прикладываются к опухоли, или в виде иголочек, которые вкалываются в нее. Трубочки и иголочки, содержащие радиокобальт, держатся в таком положении до тех пор, пока не наступит разрушение опухоли. При этом не должна сильно страдать здоровая ткань, окружающая опухоль. Если опухоль расположена в глубине тела (рак желудка или легкого), применяются специальные γ-установки, содержащие радиоактивный кобальт. Такая установка создает узкий, очень мощный пучок γ-лучей, который направляется на то место, где располагается опухоль. Облучение не вызывает никакой боли, больные не чувствуют его.
2. Современная маммографическая система, с низкой дозой облучения и высокой разрешающей способностью, которая обеспечивает высококачественное изображение молочной железы необходимое для точной диагностики
3. Цифровой флюорографический аппарат ФЦ-01 «Электрон» предназначен для проведения массового профилактического рентгенологического обследования населения в целях своевременного выявления туберкулеза, онкологических и других легочных заболеваний при малой лучевой нагрузке.
4. Компьютерная томография – метод послойного рентгенологического исследования органов и тканей. Она основана на компьютерной обработке множественных рентгеновских изображений поперечного слоя, выполненных под разными углами.
5. Брахитерапия — не радикальная, а практически амбулаторная операция, в ходе которой в пораженный орган мы вводим титановые зерна, содержащие изотоп. Этот радиоактивный нуклид убивает опухоль насмерть. В России пока только четыре клиники выполняют такую операцию, две из которых в Москве, в Обнинске и в Екатеринбурге, хотя страна нуждается в 300—400 центрах, где применяли бы брахитерапию.
Энергетик
Несмотря на неблагоприятное отношение к атомной нергетике у большинства населения Земли, она имеет массу положительных черт и преимуществ:

+ АЭС строят там, где нет других источников энергии

+ возможность максимально приблизить к потребителю

+ низкая себестоимость производимой энергии

+ сравнительно небольшие транспортные расходы

+ сбережение исчерпаемых и невозобновляемых, но очень необходимых человеку топливных ресурсов

+ огромные, практически неисчерпаемые запасы сырья

+ не потребляет кислорода

+ требует минимальных транспортных расходов

+ относительно небольшое количество отходов, возможность их обогащения и повторного использования

Негативных черт у АЭС значительно меньше (но каковы!):

- качество отходов, их опасность и стойкость, радиоактивные захоронения

- тяжелейшие последствия аварий
Однако современные достижения НТР позволяют свести негатив АЭС к минимуму.
Закрепление нового материала: Просмотр видеофильма « В мире с радиацией» http://youtu.be/QnxAhFCpLMk
Альберт Эйнштейн:
«Обнаруженная сила урана угрожает цивилизации и людям не больше, чем когда мы зажигаем спичку. Дальнейшее развитие человечества зависит не от уровня технических достижений, а от его моральных принципов».

Рефлексия.(Оценки) Прошу всех сдать таблицы с ответами на вопросы. За эту самостоятельную работу обучающиеся получат оценки.
Спасибо вам за отличную работу! Надеюсь, в скором будущем из вас получатся настоящие мастера своего дела, умеющие решать глобальные проблемы человечества.
Домашнее задание. Используя Интернет ресурсы, СМИ, периодическую печать подготовить сообщение «Радиация вокруг нас».
Урок окончен.
Категория: Физика, химия, астрономия | Добавил: тата53
Просмотров: 2734 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА