Вторник, 19:39 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Дошкольное образование

Правовое воспитание старших дошкольников как фактор социализации
[ Скачать с сервера (36.0Kb) ] 18.08.2014, 20:11
В настоящее время характерно усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Этот несомненный признак общественного прогресса отличает и чрезвычайно сложную социальную и экономическую обстановку России. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Необходимо с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, т.к. это формирует свободную, уважающую себя личность, понимающую чувства, переживания, поступки, мысли других людей.
Также процесс правового воспитания является одним из факторов социализации дошкольника, сущностный смысл которой раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации.
Следовательно, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
1) знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);
2) создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;
3) развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:
со взрослыми: формирование гуманного отношения к ребенку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав.
с детьми: создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.
Позиция педагогов в ДОУ – не оставаться равнодушными и организовать защиту прав и достоинств маленького ребенка
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. По данным статистики по стране с Положением Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей. О существовании Семейного кодекса известно 58%, но назвать свои права и обязанности смогли только 28%.
После изучения уровня правовой культуры дошкольников было выявлено, что 53,8% дошкольников данной группы имеют средний уровень развития правовой культуры. Высокий уровень правового воспитания наблюдается у 30,7% группы. Низкий уровень правовой культуры выявлен у 13,4% от всех участников исследования.
На основании данных результатов можно придти к выводу о том, что после проведения серии занятий с целью повышения уровня правовой культуры наблюдаются существенные изменения в знаниях детей в области права.
Таким образом, необходимо повышать правовую культуру старших дошкольников посредством дидактических игр, использованием сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), а также с использованием проблемных ситуаций. Приведу пример одной такой проблемной ситуации:
Воспитатель: - Ребята, я хочу рассказать вам одну историю про мальчика. Однажды, мама и ее сын вошли в троллейбус. Мама посадила мальчика на свободное сиденье. На следующей остановки, в троллейбус с трудом вошла старушка с палочкой, и тоже встала рядом с мальчиком. Ей было тяжело стоять, а мальчик смотрел в окно и ел грушу.
• Правильно ил поступил мальчик?
• В чем он не прав?
• Как бы вы поступили на его месте? (Мальчик поступил неправильно дважды).
Также интересный познавательный материал по Правам ребенка дошкольники получают в работе с полочкой «Умных книг». Это работы таких авторов, как: Е.С. Шабельник «Ваши права», «Права ребенка», «Права на всякий случай», А.С. Усачев «Приключения маленького человечка», Г. Остер «Нарушение правил приличия, вежливости, этикета», «Правило - нарушение», Л. Васильева, Ган-гнус «Азбука вежливости», адаптированное изложение многих статей Конвенции, красочные иллюстрации делают эти произведения понятными и доступными детям дошкольного возраста.
Таким образом, необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, прежде всего, их физической и умственной незрелостью, потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования. Следовательно, работа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ значима и необходима. Наблюдения показывают, что дети стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. Также, правовое воспитание дошкольников влияет на процесс социализации, который становится более эффективным, что в свою очередь демонстрирует воспитанников как продуктивных членов общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошей адаптация к социальной среде.
Григорьева Н.А. старший воспитатель 1 категории МОУ д/с №321 г.Волгоград.
Категория: Дошкольное образование | Добавил: MnogolikA | Теги: социализация, дошкольник, статья, правовое воспитание
Просмотров: 714 | Загрузок: 115 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0