Среда, 00:30 
Главная » »
Главная » Файлы » Презентации педагогов » Дополнительное образование

Музыкально-исполнительские задачи концертмейстера в классе домры.
07.12.2016, 07:21

Работа в классе домры предполагает наличие у концертмейстера представлений об особенностях строения и звукоизвлечения на этом инструменте, знание стилистики оригинального домрового репертуара, умения находить адекватные звуковые решения и пианистические приемы, эквивалентные штрихам на домре, но не всегда традиционные для классического пианиста.
Концертмейстер должен обладать ансамблевой интуицией: хорошо понимать не только специфику рядом звучащего инструмента, но и индивидуальную манеру солиста, стремиться интуитивно проникнуться его намерениями.
Русская народная песня «Светит месяц». Самое главное в деятельности концертмейстера – вовремя уступить и вовремя повести. Так, если в первой части песни в аккомпанементе гармонические фигурации, которые служат поддержкой мелодии, исполняемой солистом, во второй части мелодия звучит в парии аккомпанемента. Играть следует ярко, выразительно, но соизмерять свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика. Игра с учеником отличается от игры с исполнителем другого уровня: начинающему солисту надо оказывать помощь. Здесь необходима поддержка и ритмическая, и темповая, и психологическая.
Народные аккомпанементы требуют от концертмейстера хорошей технической базы, умения играть острыми кончиками пальцев, максимально близко к клавиатуре, экономя движения, коротким штрихом. Основой организации фактуры должен быть бас. Опасно оставлять мелодию с аккомпанементом без полновесной поддержки нижнего голоса. Звуковой диапазон домры – средний и высокий регистры, поэтому роль баса в аккомпанементе сводится не только к гармонической и ритмической опоре мелодии, но и к восполнению звукового объёма.
В поисках тембрового и динамического слияния с домрой концертмейстер должен стремиться к сухому, четкому звукоизвлечению.
Во второй части crescendo на фортепиано нужно делать позже, как бы «подхватывая» солиста, усиливая впечатление общего звучания, а diminuendo – раньше, делая это сознательно для того, чтоб «освободить» звуковое пространство для солиста. В пассажной технике фортепиано отступает на второй план, но играть следует очень активно, цепко.
Педаль при игре с домрой должна быть прозрачной. В исполнении аккомпанемента типа «бас-аккорд» в быстрых эпизодах от её применения лучше отказать. Традиционную педаль можно использовать в фортепианных соло, а также в кантиленных произведениях или фрагментах, когда фортепиано плавностью и мягкостью должно компенсировать возможный недостаток певучести домры на тремоло у учащихся.
Требуется большое искусство, чтобы не заглушить солиста. Концертмейстер должен умело выстраивать подголоски, смягчать фон, деля его подчас «совсем воздушным».
Пианисту необходимо развивать интуитивное ощущение так называемого «вдоха» солиста. И солист должен своевременно показывать вступление головой и снятие звука. Пианист и домрист дышат вместе, общаются на сцене, устанавливают эмоциональный контакт. Посадка в поле видимости бокового зрения.
Роль фортепианного аккомпанемента все более возрастает. Это не «музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение», это равноправное партнёрство. Аккомпанемент играет важнейшую роль в создании музыкального образа, может во много раз усилить или ослабить художественное впечатление. Главное условие ансамбля – согласованное звучание рояля и солиста. И дело не только в динамике ,но и в характере звучания, настроении. Необходимо помнить, что партия солиста на протяжении всего произведения должна звучать в сознании концертмейстера и совпадать с реальным звучанием солиста – от этого зависит успех ансамбля.

Категория: Дополнительное образование | Добавил: valia163rus
Просмотров: 240 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА