Вторник, 17:39 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Материалы по обобщению педагогического опыта

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
[ Скачать с сервера (339.5 Kb) ] 11.02.2019, 20:27
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»


КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС





ВЫПОЛНИЛА:
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
ПАРИНОВА Е.Е.

ТАНКОВОЕ
2018

Содержание:
Аннотация………………………………………………………………......................................................... 2
Пояснительная записка………………………………….................................................................................. 3
Глава I: Реализация индивидуально-ориентированного подхода в соответствии с ФГОС посредством коучинговых технологий……………………………........................................................................................6
1.1 Принципы коучинга и их практическая реализация во взаимодействии
с учащимися. ……………………………………………………………................................................. 14
1.2. Выбор оптимальных методов развития в зависимости от уровня компетентности учащихся……………………………………………………............................................................................. 15
1.3 Доверительные отношения как основа развивающего взаимодействия.. ………………………………………………….……………………………….................................................15
1.4 Сильные открытые вопросы, стимулирующие развитие………………..................................................15
1.5 Структура коуч-сессии. 4 вопроса планирования..……………………..................................................17
1.6 Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС……………………..…................................................18
Глава II: «Практические инструменты коучинга»
2.1 Колесо баланса. Применение в индивидуальной и групповой работе.. .................................................19
2.2 Шкалирование как инструмент самооценки и развития…………………...............................................21
2.3 Вопросы, расширяющие рамки привычного мышления…………………...............................................21
2.4 Линия времени как инструмент планирования……………………………..............................................22
2.5 Создание поддерживающей среды для достижения целей………………...............................................22
Глава III: «Проектирование учебных и воспитательных мероприятий с применением коучинга и коучингового подхода»
3.1 Разработка индивидуальной траектории развития учащегося в индивидуальной сессии....................23
3.2 Проектирование воспитательного мероприятия в формате командной коуч-сессии...........................25
Заключение………………………………………………………………..........................................................27
Список литературы……………………………………………………. ............................................................28

Аннотация
Основной целью российского образования, определяемой Федеральным государственным образовательным стандартом, является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России[3].
В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических технологий реализации личностно- ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена в стандартах образования второго поколения. Концепция коучинга максимально соответствует концептуальным основам современного образования, обозначенным в нормативно-правовых актах и Федеральным государственным образовательным стандартом, а значит, соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Учитель, использующий в своей деятельности коучинговый подход и опирающийся на базовые принципы коучинга, сможет наиболее эффективно достичь целей и задач, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Инновационные модели в образовании это то, чему на сегодняшний день уделяется максимум внимания, ввиду того, что данные модели разрабатываются и внедряются в школьную практику в соответствии с теми целями и задачами, которые изложены в ФГОС.
Однако в чём же заключается новшество? А в том, что весь процесс строится на основе личностно-ориентированных и персонифицированных технологий обучения.
В данном случае здесь подходит одно из определений коучинга – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. А именно Коучинг не учит, а помогает учиться.
Поэтому, главная задача коучинга в образовании, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.

Пояснительная записка
В условиях быстро меняющейся образовательной среды все более актуальным становится требование обеспечения функционирования и развития системы современного российского образования.
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.[1] Предполагается осуществить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности[2].
Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатами которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании: во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования, во–вторых – внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов[5].
Одним из наиболее эффективных, апробированных на практике, инновационных управленческих механизмов и подходов является коучинг. В настоящее время существует несколько отличающихся друг от друга определений коучинга, каждое из которых отражает его определенную грань. Коучинг – это особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост[6]. Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг – это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).
Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески (М. Дауни).
Согласно данным определениям, коучинг можно рассматривать и как науку, и как искусство (в создании доверительных отношений), и как процесс, и как технологию, и как метод, и как новый тип мышления.
Коучинг – это пространство, свободное от советов, оценок, указаний, осуждений, экспертного мнения. Коуч посредством эффективных открытых вопросов побуждает человека обратиться к своему глубинному знанию, внутренним ресурсам, помогает ему найти ответы в самом себе, таким образом, актуализирует субъектную позицию. Методы и технологии коучинга позволяют ясно увидеть цель (сформулированную в позитиве, находящуюся в зоне контроля, экологичную, в формате SMART), и спроектировать индивидуальный маршрут ее достижения, максимально вдохновляющий и раскрывающий потенциал человека. Соприкосновение с ценностями человека, создание видения позволяют достичь самых высоких результатов, способствуют личностному росту, повышению уровня осознанности, ответственности за принимаемые решения, уверенности, новому взгляду на жизнь и многое другое.
Когда мы говорим о коучинге в школьном образовании, мы имеем в виду “коучинговый подход” и урок в “формате коучинга”.
Так, например, требования к результатам освоения основной образовательной программы, включенные в ФГОС как одна из трех систем требований (в т.ч. требования к структуре основной образовательной программы и требования к условиям реализации), состоят не только из предметных (основ системы научных знаний), но и личностных и метапредметных. К личностным относятся самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка), смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания), ценностная и морально — этическая ориентация; к метапредметным – регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность), коммуникативные, познавательные[7]. Следовательно, помимо «знаниевой», формируется также личностно — деятельностная образовательная парадигма. Вполне очевидно, что меняется позиция учителя, который не только передает знания и накопленный опыт, но и способствует достижению целей ученика. Для этого учителю важно создать особое творческое образовательное пространство, которое поможет открыть в ученике его таланты, активизировать его ресурсы и направить их в нужное русло. Взаимодействие с учащимися посредством использования в работе учителя эффективных открытых вопросов, различных инструментов и технологий коучинга, таких как «линия времени», «шкалирование», техника «колесо жизненного баланса», создание видения будущего и др., наиболее системно и содержательно способствует достижению результатов личностных и метапредметных требований.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся[8].
Учитель — коуч, применяя инструменты коучинга, сопровождает своих учащихся на пути становления самостоятельных, коммуникабельных, желающих учиться и развиваться, целеустремленных, самодостаточных личностей. Коучинговый подход поможет развить у учеников ответственность, осознанность, самостоятельность в принятии решений, повысит их мотивацию, личную заинтересованность в процессе обучения и в подготовке к ГИА и ЕГЭ. Коучинг развивает у учащихся новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон.
Таким образом, основными задачами современного образования является не только передача учащимся знаний, но и формирование у них умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и самореализации. Все вышеперечисленные государственные концептуальные и программные документы и нормативно-правовые акты достаточно полно дают ответ на вопрос: «ЧТО необходимо достичь? Какими компетенциями должен обладать учитель?», но в данных документах не содержится описание того, «КАК учитель сможет это внедрить в систему современного образования?».
На мой взгляд, на данный вопрос наиболее точно позволит ответить современная технология — коучинг. Коучинг – это не новый метод, который соревнуется с преподаванием. Коучинг – это инструмент, который позволит учителям наиболее эффективно взаимодействовать с учащимися, способствует введению стандартов нового поколения.
Цель работы: обобщение системы работы по внедрению технологии коучинга в образовании.
Для достижения поставленной цели и решения проблемы выделены следующие задачи:
1. Провести анализ теоретического состояния и практического опыта по вопросам коучинговой технологии.
2. Осуществить внедрение технологии коучинга в воспитательный и учебный процесс.
3. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на проверку влияния методики коучинга на формирование компетентности учащихся 6-11 классов.
Объектом исследования выступает процесс обучения и воспитания в 6-11 классах общеобразовательной школы в рамках коучингового подхода.
Предмет исследования: технология коучинга как реализация требований ФГОС ОО.

Глава I: Реализация индивидуально-ориентированного подхода в соответствии с ФГОС посредством коучинговых технологий

Есть одно качество, которым требуется обладать, чтобы побеждать,
и это определенность цели, знание, чего человек хочет,
и жгучее желание достигнуть этого.
Наполеон Хилл
Концепции современного образования максимально соответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Педагогический коучинг – это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку. Педагогический коучинг – это целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования.
Педагогический коучинг призван:
1. Повысить эффективность педагогической деятельности.
2. Психологически грамотно сопровождать учеников по жизненному и образовательному пути.
3. Ставить перед собой и учениками реальные и релевантные цели.
4. Определить жизненные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
5. Развивать навыки управления личным временем.
6. Улучшить отношения в семье и с другими людьми.
7. Преодолеть стресс.
8. Повысить уверенность в себе.
9.Эффективно и быстро преодолеть неблагоприятные жизненные обстоятельства.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Новая школа определяется как институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
«Новая школа» — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего[4].
Демократические преобразования в современном обществе ведут к переоценке ценностей и повышению требований к качеству образования. Мы считаем, что современный учитель должен научиться ценить в школьнике не столько умение читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, самостоятельность, инициативность, любознательность, а также развитые воображение, произвольность, коммуникативные способности, самооценку, а всё это в полной мере вбирает в себя методика коучинга.
Личностные качества учителя,
отражающие его субъектную статусную позицию в образовательном процессе
Наставник (управленец),посредством властных полномочий, инструктирования, указаний и систематического контроля направляет деятельность на решение сиюминутных педагогических задач Тьютор (организатор, советчик), организующий деятельность по решению образовательных и жизненных проблем в конкретных ситуациях и предлагающий способы их решения Коуч (партнер), актуализирующий посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождающий в долговременном индивидуально-личностном развитии
Осуществляя индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровень обученности, обучаемости и воспитанности), обеспечивает успешное усвоение базовых знаний, умений и навыков Диагностируя образовательные и личностные особенности учащихся и их познавательный и творческий потенциал направляющими советами обеспечивает успешное решение частных проблем в зоне ближайшего развития обучающихся Стимулируя рефлексию обучающихся своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития
Установки на обучаемость и развитие учащихся
Ребенка нужно всему учить, так как сам он ничему научиться не может. Научить его можно только в зоне его актуального состояния. Уровень его развития предопределен генетически Ученик способен сам овладевать знаниями и умениями, если обучение осуществляется под руководством учителя (взрослого) с опережением его актуального состояния, но в зоне ближайшего развития, а содержанием обучения являются способы решения познавательных задач и проблем Изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны. Для этого у каждого есть все необходимые ресурсы. Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым. Каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя.
В основе любого действия ученика – позитивное намерение

Предпочитаемые методы и технологии обучения
Инструктирование и указания. Объяснительно-иллюстративное изложение. Репродуктивные упражнения. Алгоритмические предписания.
Контроль качества усвоения ЗУНов и нормативного поведения Задачный метод .Проблемное изложение. Проблемно-поисковое и проблемно-исследовательское обучение. Имитационно-игровое обучение.
Учебная дискуссия.
Метод проектов.
Мозговой штурм.
Метод критического мышления Коучинг-технологии. Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов. Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений. Тоны голоса.
Метод глубинного слушания.
Индивидуальные и групповые коуч-сессии. Партнерское сотрудничество.
Колесо жизненного баланса.
Шкалирование.
Линии времени. Метод планирования Гантта.
Стратегия творчества У.Диснея.
Мозговой штурм WORLD CAFE

Коучинг в школе – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.
Основой взаимодействия является уважение и принятие учащимся, а главным инструментом является открытые стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.
Эти особенности коуч – технологии позволяют с успехом внедрять ее в образовательный процесс. Фундамент коучинга в школе составляют следующие основные принципы:
• ученик изначально является творческой, целостной личностью и обладает соответствующими ресурсами;
• постановка задачи исходит от самого ученика;
• отношения между учителем – коучем и учеником представляют собой целенаправленный союз.
• В последние годы в школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых, недирективных формах развития и обучения детей.
• Идеи личностно-ориентированного обучения стали активно развиваться в последние десятилетия, и уже официально заявлены в стандартах образования второго поколения. Однако, разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения.
Именно поэтому внимание педагогов-новаторов привлек коучинг как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия. Коучинг в школе – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач. Основой взаимодействия является уважение и принятие учащегося, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанность вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов. Эти особенности коуч-технологии позволяют с успехом внедрять ее в образовательный процесс.
Продуктом совместной работы учителя - коуча и ученика являются деятельность и обучение. Эти две силы, соединяясь вместе, создают изменение. Другой движущей силой процесса изменения является обучение. Обучение не является просто побочным продуктом деятельности — это равномощная и дополняющая сила, которая создает новые ресурсы, расширяет возможности и дает силы для изменений.
Основоположник гуманистической педагогики К.Роджерс, основываясь на собственном педагогическом опыте, выделил условия личностно-ориентированного (значимого) учения, заложив, таким образом, идеи современного коучингового подхода в образовании:
— наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;
— принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств. К.Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику;
— недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;
— необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.
Почему же внимание к коучингу в образовании сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы? Современная реформа отечественного образования предполагает три основных направления в реформировании традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное.
Содержательные изменения определяются стандартом (для двух уровней: обязательном и повышенном) и примерными программами; они предполагают раннее выявление потенциально одаренных детей и развитие их способностей; развитие природных задатков и др.
Организационные связаны с решением вопроса о продолжительности учебных занятий, дня, недели; сокращением нагрузки на учеников за счет введения интегративных курсов и выбор дисциплин по интересам учащегося и др.
Процессуальные связаны с переориентацией всей системы на развитие личности. Они затрагивают внутренние пласты педагогической деятельности, изменение стиля поведения учителя и способов его взаимодействия с учеником.
Первые два направления определяются нормативными документами и находятся практически вне зоны влияния основного участника образовательного процесса – учителя, третье же – полностью зависит от него. Но какие технологии позволят учителю реализовать эти процессуальные изменения? Какие результаты предполагается достичь в результате их применения?
Требования к подготовке учащихся, выдвигаемые ФГОС делятся на три равноценные группы: личностные, метапредметные и предметные. Требования последней группы, в силу разработанных инструментов измерения успешности их изучения, более близки для учителя-предметника и активно обсуждаются на страницах методической периодики. А требования первых двух групп, порой воспринимаются не как необходимость, а как дань «педагогической моде». Для многих учителей и средства, и технологии формирования этих результатов, и инструменты их измерения мало понятны (тем более, что они совсем не нужны для ЕГЭ). Все это приводит к их простому декларированию и, в лучшем случае, восприятию на неком интуитивном уровне.
Между тем, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».
Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.
Логика применения коучинга
Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.
Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!» [11. С.57]
Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с коучем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.
Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь.
Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению его самооценки и самоуважения. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что умеет профессионально делать учитель-коуч.
Особое внимание при проведении коучинга в старшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.
Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:
• Что именно мне необходимо достигнуть?
• Как это конкретно будет выглядеть?
• Зачем мне это нужно?
• Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
• Когда я готов начать этот процесс?
• Когда этот процесс завершится?
• Что конкретно мне следует делать?
• Какие возможны препятствия на моем пути?
и др.
Технологичность коучинга
Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом [7. С.32].
Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
1. Постановка цели и осознание её реальности.
2. Анализ необходимых составляющих успеха.
3. Анализ имеющихся возможностей.
4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Для каждого из этих этапов в арсенале профессионального коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.
Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.
На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже является результатом комплексной работы с учителем-коучем).
Международная Федерация Коучинга (ICF) 20 лет назад написала этический кодекс коуча, в котором говорится, что коучингом называется процесс, построенный на принципах партнёрства, который стимулирует мышление и творчество клиентов, и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала. Коучинг – это такой способ диалога (на равных), в процессе которого коуч задаёт вопросы, позволяющие раскрывать внутренний потенциал.
Философия коучинга Международной Федерации Коучинга:
-уважается личный и профессиональный опыт клиента;
- каждый клиент рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность.
Опираясь на этот фундамент, коучи берут на себя ответственность:
- обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей, которых желает достичь обучающийся;
- выявлять разработанные обучающимся решения;
- стимулировать самостоятельные открытия обучающегося;
- считать обучающегося ответственным и надёжным.
Коучинг как индивидуальный подход можно использовать как с одним человеком, так и группой (классом). Коучинг- это то, что позволяет человеку фокусироваться на том, что для него важно.
Методологической основой СТАНДАРТА является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.
- проектирование и конструирование развивающей среды образовательного учреждения;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования ( утверждён приказом Минобрнауки России
от 17 декабря 2010 года)
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования 5-9 классы Коучинг
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3) Умение соотносить свои действия с планированным результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Вопросы коуча:
- Что ты хочешь?
- Что будет наилучшим результатом для тебя?
- Почему это важно для тебя?
- Как ты поймёшь, что достиг результата?
- Формат конечного результата.
В СТАНДАРТЕ прописаны требования, а как их реализовать? Технология коучинга как нельзя лучше подходит для этой цели.

А в коучинге:
- Как ты можешь этого достичь?
- техника обратного планирования
- методы выбора (например, Декартовы координаты).

Каждая коуч-сессия именно направлена на самостоятельное, осознанное планирование путей достижения целей.
Одной из компетенций коуча как раз является умение соотносить свои действия с планированными результатами.

Стимулирование осознанности;
Шкалирование.

Типичный процесс коучинга (модельGROW):
1) Постановка цели(goal)
2) Оценка реальности (reality)
3) Поиск и осуществление выбора (optins)
4) Планирование действий (Will)

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования 10-11 классы Коучинг
1) Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
Это именно то, что с помощью вопросов коуч помогает делать своим Чемпионам.

Коучинг развивает именно самостоятельное и творческое нахождение решений и взятие на себя ответственности за реализацию

Коучинг – диалог «на равных», открытый, безоценочный, направленный на достижение осознания и результата.

Коучинг – это диалог, направленный на рефлексию и осознание.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования 10-11 классы Коучинг
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, возможностей участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Карьерный коучинг
Построение жизненного плана
«Колесо жизненного баланса»

1.1 Принципы коучинга и их практическая реализация во взаимодействии с учащимися.

Фундаментом для применения коуч-подхода в школе стали принципы Милтона Эриксона:
1) С учеником всё окей, он изначально целостная личность;
2) Ученик обладает всеми ресурсами для достижения поставленных целей, и решения задач;
3) Постановка задачи исходит от ученика, иными словами он делает наилучший выбор;
4) Отношения между учителем и учеником строятся на позитиве, и представляют целенаправленный союз.
Я приведу пример из своей практики, в котором можно проследить все пять принципов коучинга. У нас в селе располагается детский приёмник-распределитель «Надежда» (между собой мы его просто называем приют). Два года назад в мой класс привели мальчика (из приюта), у которого родители лишены родительских прав. Ребёнок был «сложный», стоял на внутри школьном учёте. Вначале общался только с мальчиками из приюта, а в классе контакта ни с кем не поддерживал. А это был одиннадцатый класс и впереди ЕГЭ. Класс у меня был очень дружный, и он не мог этого не видеть. Мы изо всех сил старались вовлечь его в свои общие дела. Очень много индивидуальных бесед, доверительных бесед было с ним проведено, причём его вначале очень удивляло и даже настораживало то, что я никогда не обращалась к нему как к хулигану, которым он пытался казаться для всех нас. И такие беседы после уроков или после факультативов ему даже стали нравиться и он сам стал искать возможность просто поговорить, а потом и постепенно стал всё больше и больше раскрываться, «раскрывать душу». В этих беседах постепенно я выяснила причины его агрессивности, выяснила, что у него есть мечта стать автодорожником (как его отец, который давно ушёл из семьи). В конце концов, он сделал для себя выбор: с кем ему быть дальше и что делать, чтобы достичь цели. А цели мы определили сразу: что нужно сделать в первую очередь, что потом. Мальчик стал ходить на спортивные секции, где окончательно подружился с ребятами из класса. Не пропустил ни одной консультации по подготовке к экзаменам, стал активным участником всех классных и школьных мероприятий. Конечно, во многом благодаря моим прекрасным парням, которые видев мои старания «вытащить парня», во всём мне старались помочь. Они как бы негласно взяли шефство над ним и на уроках и на секциях. В конце года наш Владимир, именно так звали нашего подопечного, успешно сдал все экзамены и поступил в Челябинский автодорожный техникум. Для меня это было огромной победой, тем более что за все годы существования приюта, наш Вова стал первым выпускником одиннадцатого класса, и репортаж о нём был даже в районной газете. Сейчас юноша служит в армии, мы часто созваниваемся и всячески поддерживаем связь.

1.2 Выбор оптимальных методов развития в зависимости от уровня компетентности учащихся.
Как уровень компетенции влияет на методы развития?
На первой ступени (неосознанной некомпетентности) используют следующие методы развития: опыт, тестирование, наставничество.
На ступени осознанной некомпетентности: информирование, обучение, тренинг, урок, самостоятельное обучение.
На ступени осознанной компетентности: тренировка, практика, анализ, коррекция, коучинг.
На ступени неосознанной компетентности: практика, творчество, импровизация, делегирование, коучинг.


1.3 Доверительные отношения как основа развивающего взаимодействия.
Как коуч создает доверительные отношения?
Прежде всего, для коуча все люди должны быть интересны и симпатичны. Что бы создать доверительные отношения, нужно, прежде всего, сесть не напротив клиента, а рядом с ним, показывая тем самым, не своё превосходство, а то, что ваше общение происходит на равных. И уже потом:
- улыбка, открытый, доброжелательный взгляд;
- неподдельный, искренний интерес;
- вводные фразы (фразы вежливости);
- повторы (ценностных слов человека или всего того, что он сказал).
В коучинге используют активное слушание (начинает видеть и слышать в перспективе) и глубинное слушание (расширяющие вопросы).
1.4 Сильные открытые вопросы, стимулирующие развитие
Почему важно задавать открытые вопросы?
Это важно, потому что открытые вопросы позволяют больше узнать информации об обучающемся: чего он хочет, каким образом он хочет этого добиться, когда и зачем? Что делает вопрос открытым, "сильным"? Открытые вопросы делает «сильным» то, что они провоцируют совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям клиента).
Как влияют разные виды вопросов на состояние Чемпиона (чемпионом обычно в коучинге называют человека, с которым работают в качестве клиента)?
Конечно, очень важно применять разные виды вопросов для того, что бы общение не было однообразным, что бы Чемпион не потерял к нему интерес, ну и он смог бы чувствовать, что он сможет всего добиться сам, что он Чемпион.
Например, закрытые вопросы: да или нет (используют как элемент активного слушания или для подведения итогов)
Альтернативные вопросы: или (выбор без выбора: это… это… или это? Дают ограниченное пространство выбора)
Открытые вопросы: как, каким образом, что, где, когда, зачем?
Наилучший, самый лёгкий, самый приятный, эффективный
Множественность (много выборов)
Волшебные вопросы

1.5 Структура коуч-сессии. 4 вопроса планирования
Структура коуч-сессии: установление доверительных отношений, постановка цели, опыт, шаги, ценность, благодарность.
Как структура коуч-сессии связана с проектированием урока, внеклассного мероприятия?
Например: Конечно, любой урок (внеклассное мероприятие) мы тоже стараемся начать, установив доверительные отношения, затем проговариваем тему и цель урока (мероприятия). А затем, используя различные технологии, начинаем создавать опыт, используя возможности и ресурсы. При этом ценнее, когда ученики добывают этот опыт самостоятельно. Подводя итог урока или внеклассного мероприятия, мы проводим рефлексию (используя смайлики, светофор, жесты, покажи на пальцах, насколько ты оцениваешь свою работу на уроке и т.д.). Результатом урока являются оценки учеников за урок.

1.6 Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС
Например: цели по формату конечного результата и по логическим уровням.
1) Чего ты хочешь? Я хочу успешно пройти курсы.
Как ты узнаешь, что достиг результата? Получу сертификат.
В чём важность для тебя? Для меня важно применять технологию коучинга не только на уроках, но и в воспитательной работе.
Как ты можешь этого достичь? «Поглощать знания с аппетитом» и выполнять вовремя все задания.
2) Чего ты хочешь? Хороших результатов на ЕГЭ.
Как ты узнаешь, что достиг результата? По ведомостям оценок.
В чём важность для тебя? Качество знаний моих учеников; возможность для выпускников поступить куда-то дальше по их желанию; для меня самой, для моей самооценки и оценки коллег.
Как ты можешь этого достичь? Более качественной подготовкой к ЕГЭ: больше проводить как индивидуальных, так и коллективных консультаций, но, а самое главное, я могу применить коучинговый подход в обучении. В данном случае, работая с детьми, научить не только добывать знания самостоятельно, но и самостоятельно осуществлять и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей.
3) Чего ты хочешь? Я хочу отдохнуть на море.
Как ты узнаешь, что достиг результата? Буду чувствовать себя удовлетворённой и отдохнувшей.
В чём важность для тебя? Я никогда не была на море. Хочу, что бы моя мечта сбылась.
Как ты можешь этого достичь? Могу откладывать деньги целенаправленно. Убедить мужа, что это важно для меня, важно, чтобы моя мечта сбылась. Убедить его поехать со мной.

Как ты узнаешь, что достиг результата? У ребят не будет вопросов при самостоятельном решении упражнений.
В чём важность для тебя? Так эта тема водит в ЕГЭ, то владение ей в совершенстве для обучающихся просто необходимо. Поэтому для меня важно, чтобы они владели материалом. Это важно и для моего Я, смогла ли я научить этому.
Как ты можешь этого достичь? Сначала буду использовать приём «корзина идей»: выслушав и записав все предположения девятиклассников, будем обсуждать эти все предположения, даже самые абсурдные. В результате исследования этих идей придем к нужному результату. Затем, выработать навык решения нужных упражнений и проверить правильность их решения. Ответь на вопросы, возникающие в ходе решения.
Глава II: «Практические инструменты коучинга»
2.1 Колесо баланса. Применение в индивидуальной и групповой работе.


Описание техники «Колесо жизненного баланса»
1. Колесо баланса строится на определенный период (полгода, год) – определите линию времени.
2. Из каких областей состоит Ваша жизнь? (Какие области жизни важны для Вас в этот временной период?)
3. Шкала удовлетворенности каждой областью жизни, где 1 – минимальная удовлетворенность, 10 – максимальная.
4. По каждой области – что для Вас «10» на этот временной период?
5. Какая степень удовлетворенности сейчас по шкале от 1 до 10?
6. И что Вы замечаете, глядя на это колесо?
7. Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области.
8. Если сдвинуть ее на один пункт – то что изменится в каждой из областей?
9. (Если выбранная область не двигает остальные – попробовать другую)
И какие будут первые, самые легкие шаги для изменения?
Например: Колесо баланса « Подготовка класса к ЕГЭ» (коуч-сессия с коллегой)

1 – Проверочные, диагностические работы;
2 – система повторения;
3 – организация уроков;
4 - репетитор;
5 – индивидуальные беседы;
6 – работа с родителями;
7 – факультативы с базовым уровнем;
8 - факультативы с профильным уровнем.
Итак, мы определились, что мы хотим поговорить о проблеме «Подготовка класса к ЕГЭ». О каком сроке идёт речь? (на 2 года: 10-11 классы)
Представьте, что этот срок уже прошел, и вы достигли этой цели. Как бы сверху посмотрите на свою цель. Какие моменты при подготовке к ЕГЭ важны для вас? Давайте распределим их в колесо по областям. Шкала удовлетворенности каждой областью жизни, где 1 – минимальная удовлетворенность, 10 – максимальная.
По каждой области – что для Вас «10» на этот временной период?
1 – Проверочные, диагностические работы: будут писать без «2», а на «4 и 5» - 70%.
2 – система повторения: итоговые контрольные работы 70% качества.
3 - организация уроков: коучинговый подход; индивидуальные особенности; дифференциация.
4 – репетитор: оставшиеся 30% занимались с репетитором.
5 - индивидуальные беседы: определилась бы с группами; использовала бы коучинг.
6 - работа с родителями: станут единомышленниками; сотрудничество; контроль.
7 - факультативы с базовым уровнем: отработать всю часть В.
8 - факультативы с профильным уровнем: отработать часть С.
Какая степень удовлетворенности сейчас по шкале от 1 до 10?
И что Вы замечаете, глядя на это колесо?
Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области.
Если сдвинуть ее на один пункт, то, что изменится в каждой из областей? (Если выбранная область не двигает остальные, то нужно попробовать другую)
И какие будут первые, самые легкие шаги для изменения?

2.2 Шкалирование как инструмент самооценки и развития
Шкала 1-10

Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели
Движение снизу вверх
1. Что для Вас 10?
2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
3. А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?
4. А если еще на один балл?
5. И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.
Движение сверху вниз
1. Что для Вас 10?
2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
3. Опишите, пожалуйста, 10 подробней (в формате конечного результата).
4. А чем 9 отличается от 10? Что уже будет на 9?
5. А чем 8 отличается от 9? Что уже будет на 8?
6. И так, пока не дойдете до исходной точки. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на желаемый результат.

2.3 Вопросы, расширяющие рамки привычного мышления
Сдвиг точки зрения
• Представьте, что Вы смотрите на ситуацию глазами ____________, что бы он Вам сказал?
• Посмотрите на себя глазами человека, который Вас любит. Что Вы замечаете?
Сдвиг на систему
• Давайте посмотрим с точки зрения всей организации в целом?
• Если бы твоя семья была живым существом, то каковы были ее самые глубинные потребности?
Сдвиг во Времени
• Представьте, что с того момента, как Вы сделали выбор, прошел год, и Вы замечаете результаты – опишите, что происходит?

Как, если бы.… Представим, как бы вы посмотрели на ситуацию глазами другого человека. Какое решение у него могло бы появиться?
Например: Катя, Петя, Таня, Лена и Олег. Спрашиваем у Олега: ! Как ты думаешь, что бы сделала Катя, чтобы её День рождения был самым лучшим? Что такого необычного она бы сделала? Ответить так, как если бы ты был Катей.
Потом… как, если бы ты был Петей и т.д. В результате можно собрать прекрасный сценарий праздника. Тем самым мы узнаем, чего они все хотят увидеть на этом празднике.

2.4 Линия времени как инструмент планирования


1. Определите цель по формату конечного результата
2. Определите время реализации цели
3. Перенеситесь в будущее, когда цель реализована и видны позитивные последствия этого. Опишите яркую подробную картину желаемого будущего (образы, звуки)
4. Из будущего обернитесь назад, на пройденный путь.
5. Какие самые важные вехи Вы замечаете? Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача? Как эти задачи были взаимосвязаны? (Обратное планирование)
6. Как если бы Вы из будущего могли дать совет себе настоящему – что бы Вы сказали?
7. Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

2.5 Создание поддерживающей среды для достижения целей

Например:

Коучинг в школе ориентирован на формирование УУД учеников. Новый подход к обучению при применении коуч-технологии заключается в следующем:
- Фокус в сложных ситуациях не на проблему, а на решение;
- Развитие и обучение с акцентом не на недостатки, а на сильные стороны;
- Обучение не на ошибках, а на успехе;
- Ориентир не на то, что было, а на то что может быть в будущем;
- Педагог – это не задание и контроль, а вызов и поддержка.
Предметом работы учителя являются создание ситуации на уроке, когда у учащегося возникает желание учиться и получать знания. Отношения между учителем и учеником должны быть направлены исключительно на решение этих задач. Поэтому применение этой технологии требует от педагога воспитания в себе умения слушать и слышать других, задавать правильные вопросы, которые зачастую, гораздо важнее умения отдавать
прямые и четкие указания. Для этого учитель должен владеть умением формулировать и задавать вопросы:
- отражающие активное слушание и понимание взгляда ученика;
- провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям) ;
- открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания;
- продвигающие ученика по направлению к желаемому, а не требующие от него находить доказательства или оглядываться назад.
Благодаря применению коуч-техник на уроках растет и развивается личность каждого ученика. Применение этой технологии на уроке способствует следующему:
- На уроке складываются отношение равных: учитель – партнер, «тренер талантов»
- Выслушиваются различные точки зрения;
- Растет вера в то, что все получится;
- Работа на уроке вызывает удовольствие и энтузиазм.
Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р). Электронный ресурс: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ 4.02.2010г., пр. №271. Электронный ресурс: http://президент.рф/news/6683/
3. Приоритетный национальный проект «Образование» (2005г.). Электронный ресурс: //http:/mon.gov.ru/pro/pnpo/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. Электронный ресурс: http://www.garant.ru/hotlaw/fedral/307363/
5. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.
6. Голви, Т. Работа как внутренняя игра: Раскрытие личного потенциала/Тимоти Голви; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 266 с.
7. Епишева О. Б., Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.
8. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
9. Уитмор, Дж. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Джон Уитмор. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 309 с.
10. Научно-методический журнал. Региональная школа управления. № 1, 2013
11. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
12. http:// www. gulchevskaya.ru
13. http:// www.erickson.ru
Категория: Материалы по обобщению педагогического опыта | Добавил: parinova-85
Просмотров: 10 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА