Понедельник, 00:39 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Мастер-классы педагогов » Мастер-классы педагогов общеобразовательных учреждений

мастер-класс «Использование игровых технологий в работе педагога-организатора »
18.12.2018, 18:09

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Удомельская средняя общеобразовательная школа №4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

мастер-класс

«Использование игровых технологий

в работе педагога-организатора »

 

 

 

 

 

 

Разработала

Мурашова И.Ю.

педагог-организатор

МБОУ УСОШ №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра наряду с трудом и обучением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- функцию самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

     Наблюдение показывает, что многие современные дети не умеют организовать свою деятельность, наполнять её смыслом. У многих не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно её правила, сюжет, распределение ролей – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывая действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра помогает педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.

В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.

Игра – особый вид деятельности. Во-первых, потому что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.

Спросим малышей и подростков, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим единодушный ответ: «Да!». Спросим старшеклассников, длинноногих, басовитых, широкоплечих, а любят ли играть они, такие серьезные и важные. Их ответ обрисуется сияющим блеском загоревшихся глаз и дополнится сдержанным, но столь единодушным: «Да!». Столь же радостно вступаем в игру и мы, педагоги. Человек есть «человек играющий».

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не сможет поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет «взахлёб».

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенным человеком. Вот почему игра – дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащённым, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.

В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придаёт интригу, держит интерес играющих на уровне высокой активности. О свободе мечтают и малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности, в игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого не достаёт в социальном мире. Ребёнок оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение на равных.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе игровой метод используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения новых понятий;
  • как элемента более обширной технологии,
  • как технологии внешкольной работы.

         Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

  • педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;
  • учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры;
  • успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием.

  • психофизиологическое обоснование: В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение  потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
  • педагогический принцип: Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.
  • решение педагогических задач: Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, развития творческих способностей. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

• дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков;

• воспитывающие:  воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения,  развитие мотивации учебной деятельности;

• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игровые технологии различаются:

  • по виду деятельности (интеллектуальные, т.е. умственные; коррекционные; психологические; физические, т.е. двигательные, трудовые);
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; творческие; коммуникативные; диагностические, профориентационные,
  • по игровой методике (предметные, сюжетные, дидактические, ролевые, деловые, имитационные).

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В своей работе с детьми я применяю игровые технологии для решения следующих педагогических задач: расширения кругозора; развития внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей; воспитания коммуникативности, активности, повышения самооценки.

Для этого я использую подвижные, интеллектуальные, деловые, ролевые, познавательные, развивающие, сюжетные и ролевые игры.

В процессе игры мне удаётся лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

         Поэтому первоочередное внимание направляю на создание в коллективе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия.        Организуя коллективные игры, привлекаю каждого ребёнка к выполнению ролей; готовлю вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появляется интерес к содержанию игры, будущим ролям и развёртыванию сюжета; непосредственно участвую в игре, выполняю наряду с детьми игровую роль.

Беря на себя роль в игре, я имею возможность естественно (изнутри) видеть всю игру; контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных с использованием знаний и умений; при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов; подчёркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива; вызывать положительные эмоции, настроение; стимулировать инициативу и творчество.

 Осуществляю индивидуальный подход к детям (учитываю знания, интересы, способности, игровые навыки и умения каждого ребёнка):

  • подбираю роли, соответствующие возможностям ребёнка, его игровым интересам и навыкам;
  • предлагаю решение посильных задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, проявлении активности и самостоятельности;
  • поддерживаю атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

Во время игры чрезвычайно важно сохранить этику взаимоотношений, не допуская обидных и грубых выпадов детей друг против друга, которые они могут допустить в запальчивости. Здесь многое зависит от нашего с вами тона, в котором должна совмещаться мягкость, весёлость, чёткая распорядительность, исключающая небрежное отношение к человеку.

         Завершающим этапом  каждой игры является рефлексия. Дети обычно говорят: «Мне было интересно и хорошо… Я понял, что… Теперь я постараюсь…». Приведу пример одного высказывания подростка: «Я никогда не слышал, что мужчина должен иметь при себе два носовых платка, один – для себя, другой – для дамы, которой вдруг нужна будет помощь».

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в играх, которые я провожу со своими детьми.

Для расширения словарного запаса детей, развития речи я провожу развивающие игры, например,  «Звуковые цепочки» и ««Да» и «Нет» не говорить…».

Игра «Звуковые цепочки». Правила игры: первый игрок произносит слово. Следующий игрок придумывает слово так, чтобы последний слог сказанного слова стал первым в новом слове. Например: машина – народ – родня – няня…

Проводится игра «Звуковые цепочки»

 

Старинную народную игру ««Да» и «Нет» не говорить…» очень любят все дети. Она развивает быстроту переключения и распределения внимания, познавательную активность. Правила игры: водящий говорит:

 

                       Бабушка прислала сто рублей,

                       Что хотите, то купите,

                       Черное и белое не берите.

                       «Да» и «Нет» не говорите.

Затем игрокам предлагается ответить на вопросы, при этом запрещается говорить «да», «нет», «черное» и «белое».  Кто нарушил правила - выбывает из игры.

Примерные вопросы:

  • Ты любишь зиму?
  • А тебе не бывает холодно?
  • А какого цвета лежит снег?
  • Почему ты надела белую блузку?
  • А ты умеешь кататься на коньках?
  • А  какого они у тебя цвета?
  • Ты завтра пойдёшь на работу?
  • А каким цветом у тебя в клубе потолок?
Проводится игра ««Да» и «Нет» не говорить…»

 

         С целью развития внимания, математических способностей с детьми можно проводить интеллектуальные игры «Узнай своё число», «Не скажу» и «С листком календаря».

Игра «Узнай своё число». Правила игры: вызывается четыре человека и каждому к спине прикалывается табличка с числом. Никто не должен знать какое число ему досталось, но сумма чисел (21) объявляется всем. Задача каждого из играющих состоит в том, чтобы определить, какое число у него на спине. Выяснить это можно единственным способом: подсмотреть, какие числа на спине у остальных трёх играющих и сумму этих чисел вычесть из объявленной суммы – 21. Но никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать своё число. Поэтому все передвигаются осторожно, стараясь оказаться позади других играющих, чтобы возможно скорее узнать все числа и одновременно скрыть своё. Стоять на месте, прислонившись к стене, не разрешается. Зрители должны сидеть молча, не подсказывать. Побеждает тот, кто первым назовёт своё число.

Проводится игра «Узнай своё число»

 

Игра «Не скажу!». 1-ый вариант игры: игроки встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку до 30, но вместо чётных чисел говорят «Не скажу!».

2-ой вариант: вместо чисел, которые делятся на 3, говорить «Не скажу!».

Проводится игра «Не скажу»

 

         Игра «С листком календаря». Содержание игры: всем играющим прикалываются на грудь по листку из отрывного календаря. Задания:

  • Выстроиться по дням недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье);
  • Найти вчерашний день (например, «7 декабря», если сегодня «8 декабря»);
  • Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась 19 (9+8+2), 25 (15+9+1), 30 (20+9+1);
  • Собраться так, чтобы образовался 2012 год.
Проводится игра «С листком календаря»

 

С целью закрепления знаний природоведческого характера проводится дидактическая игра «Земля, вода, огонь, воздух». Содержание игры: игроки встают вкруг, в середине его становится ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал слово «Земля!, тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-нибудь рыбы; на слово «Воздух!» играющий отвечает названием какой-нибудь птицы; на слово «Огонь!» все должны быстро повернуться кругом.

Проводится игра  «Земля, вода, огонь, воздух»

 

Развлекательная игра «Как ни скажи, а всё правда» и развлечёт и заставит хорошенько подумать. Содержание: ведущий называет известные фразы, каждая из которых имеет три варианта изложения:

сначала он даёт её наукообразный вариант; потом покажет, как она выглядит на бюрократическом языке; наконец, представит фразу-перевёртыш, в которой все слова подобраны с точностью до наоборот (например, было «белый» – стало «чёрный», был «овраг» – стала «гора» и т.д.).

Ведущий делит всех присутствующих на две команды.

 Варианты толкования фраз для первой команды:

1.Частному лицу, ощущаемому выброс в кровь адреналина при мысли о гипотетической возможности встречи с одним из представителей хищников семейства псовых, следует отказаться от прогулок в места с густой древесной растительностью.

2.Если вы не имеете гарантий обеспечения личной безопасности в случае нападения кровожадного маньяка серой наружности, настигающего свои жертвы в зоне скопления деревьев (на большом пространстве они растут с сомкнутыми кронами), следует прислушаться к голосу инстинкта самосохранения и отказаться от легкомысленного пребывания на этой территории.

3.Зайцам симпатизировать – дома не сидеть.

(Волков бояться – в лес не ходить).

 

1.Высокая обувь, охватывающая голени, нуждается в кушанье из сваренной или запаренной крупы.

2.Классическая пара нарушает общественный порядок собиранием подаяния в виде термически обработанного натурального продукта растительного происхождения.

3.Кроссовки щей объелись.

              (Сапоги каши просят).

 

1.Тонкая лепёшка из жидкого теста, испечённая на сковороде раньше других, имеет весьма неэстетичный, местами уплотнённый вид, нетипичный для данного класса изделий по формообразующему признаку.

2.Результат первой попытки приготовления продукта на масленичной неделе не следует квалифицировать как компрометирующее свидетельство кулинарной подготовки хозяйки по веским причинам объективного характера.

3.Последний пельмень не кучкой.

              (Первый блин комом)

Варианты толкования фраз для второй команды:

1.Химическая реакция, обязательным элементом которой является кислород, распространилась на материал, использованный для изготовления предмета гардероба, принадлежащего лицу, совершившему преступные действия в виде тайного хищения чужого имущества и последующего присвоения его (как, очевидно, и данного предмета гардероба).

2.Частный случай нарушения общественного порядка, не представляющий серьёзной опасности для жизни и здоровья окружающих, но вызвавший справедливое возмущение законопослушных граждан, проявившийся в возгорании головного убора, якобы находившегося в личной собственности у пострадавшего, который на самом деле был уличён в корыстном противоправном безвозмездном изъятии и обращении имущества в свою пользу.

3.На милиционере валенки мокнут.

                       (На воре шапка горит)

 

1.Получение индивидом большой дозы информации и её добросовестное усвоение чреваты ускорением биологического износа организма.

2.Причиной плохого внешнего вида является передозировка, допущенная субъектом в процессе получения и усвоения научных фактов.

3.Плохо учись – дольше проживёшь.

 

                       (Много будешь знать, скоро состаришься)

1.Продолжительная езда по возвышенностям с большой амплитудой колебания по вертикали лишили жизненного тонуса крупное непарнокопытное животное серовато-сизой масти.

2.За нанесение истице физического и морального ущерба, приведшего к необратимой потере её трудоспособности, за непрофессионализм и халатное отношение к служебным обязанностям, проявившееся в неудовлетворительном содержании дорог сельской местности, признать виновными и привлечь к ответственности лиц, в чьём ведении находится состояние путей сообщения.

3.Пологие овражки оздоровили Конька-Горбунка.

                       (Укатали сивку крутые горки)

Побеждает команда, давшее большее количество правильных ответов.

Проводится игра «Как ни скажи, а всё правда будет»

 

Для повышения у детей самооценки можно провести воспитательную игру «Пять чудесных качеств». Содержание игры: вызываются 2 игрока, которые  получают от ведущего лист бумаги и ручку. Игроки должны написать на листке бумаги пять положительных качеств, которые, как им кажется, присущи одному из присутствующих в зале. При этом имя указывать нельзя. Затем участники по очереди читают написанные характеристики, а все остальные пытаются определить, о ком же идёт речь.

                        Проводится игра «Пять чудесных качеств»

 

Социально-педагогическая игра «Добрый след» способствует развитию абстрактного мышления и творческого воображения, учит ценностно-эстетически относится к вещам и предметам, природе. Содержание игры: выбирается две команды. Капитаны команд поочерёдно выбирают карточку с одним из перечисленных слов (костёр, краски, семена, песня, игла, земля). Каждая из команд должна предложить ряд добрых дел, которые можно совершить с помощью выбранного слова. Так, например, костёр может обогреть людей, накормить их, им отпугивают хищных животных, у костра люди могут вести душевный разговор и развлекаться, он также может служить сигналом к чему-либо. Победителем становится команда – обладатель большего количества добрых дел.

Проводится игра «Добрый след»

 

Для формирования умения находить компромиссные решения, пути выхода из конфликтной ситуации, можно провести с детьми психологическую игру «В одной связке». Для проведения игры нужна верёвка и несколько участников, например, трое. Участникам игры предлагается следующая ситуация: все  они катаются на коньках на катке. Одному из них очень нравится кататься и он не хочет отсюда уходить, другому всё это надоело,  он хочет уйти, а третий устал, замёрз и хочет сходить домой, попить чаю и вернуться назад. Но так как все участники «связаны» одной верёвкой и бросить её нельзя, каждый аргументирует свою позицию и пытается склонить других на свою сторону. В итоге, они должны прийти к обоюдному решению.

Проводится игра «В одной связке»

 

И, в заключении, предлагаю сыграть в ролевую игру «Защита проекта-мечты», которая развивает воображение, фантазию, мышление. Содержание игры: выбирается тема проекта, например, «Центр детского творчества 50 лет спустя». Распределяются роли: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандиста, финансиста. Содержание игры свободное и непредсказуемое.

Проводится игра «Защита проекта-мечты»

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Это игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Игры путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. фантазией.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Деловая игра – в ней скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности учащихся. Во-первых, они создают условия для совместной деятельности ученика и педагога. Во-вторых, активизация достигается за счет приближения игровых условий к реальным. В-третьих, игра способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание. В - четвертых, в игре учащийся мобилизует весь свой опыт, знания, умения, навыки. И, наконец, в- пятых, сам процесс игры предлагает творческую активность субъекта-ученика, перед которым поставлена цель.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей, обстановка, условия, в которых происходит или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операциональные игры. На занятиях моделируется соответствующий рабочий процесс. Этот вид деловой игры помогает отрабатывать выполнение конкретных специфических операций и проводится в условиях, близких к реальным.

Ролевые деловые игры. На занятиях отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается «модель-пьеса» ситуации. Между участниками распределяются роли с «обязательным содержанием».

Деловой театр. На занятиях разыгрывается какая-либо ситуация, связанная с поведением человека в предписанной обстановке. Задача участников не только мобилизовать опыт, знания, навыки, но и суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. В подобных играх участники учатся ориентироваться в различных ситуациях, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для этого вида деловой игры составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психо- и социодрама. Эти виды деловой игры весьма близки к ролевой игре. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение участников чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

 

Категория: Мастер-классы педагогов общеобразовательных учреждений | Добавил: Администратор
Просмотров: 76 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА