Воскресенье, 15:36 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Мастер-классы педагогов » Мастер-классы педагогов общеобразовательных учреждений

Коррекционно-развивающие программы в развитии школьной мотивации у детей с ОВЗ
[ Скачать с сервера (10.14 Mb) ] 18.06.2019, 08:11

Коррекционно-развивающие программы

в развитии школьной мотивации у детей с ОВЗ

 

     Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих воз­расту обще интеллектуальных умений, развитие наглядных и сло­весных форм мышления);
  • нормализация ведущей деятельности возраста;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • готовность к восприятию учебного материала, формирование и развитие учебной мотивации;
  • формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

  Если внимательно посмотреть на все направления работы, то можно увидеть, что каждое направление работы так или иначе связано с развитием учебной мотивации и развитием познавательной активности у ребенка.

Мотивация деятельности умственно отсталых школьников находит в ряде случаев свое конкретное проявление в том, что при выполнении учебных задач, они руководствуются лишь мотивами, вызванными необходимостью выполнять требования учителя. Но мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием.

Наиболее важное средство мотивирования у умственно отсталых школьников – это проведение коррекционно-развивающих занятий, на которых у детей  важно укреплять собственное умение учиться:

  • устранение пробелов в знаниях,
  • расширение запаса знаний и развитие знаний по параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность);
  • обучение учащихся выполнению действий по инструкции;
  • нормализация ведущей деятельности соответствующего возраста и т. д.

Какие же основные способы развития учебной мотивации можно выделить?

Активизация учебной мотивации может осуществляться в разных формах учебной работы:

1. Занимательные задания. Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал.

2. Познавательные вопросы. Одним из путей активизации деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.

3. Развивающие упражнения. Развивающими называют такие упражнения, которые оказывают «существенное влияние, как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей».

4. Творческие задания. Различные творческие задания дети выполняют с большим удовольствием. Их успешно можно применять на различных уроках.

 

С целью оказания помощи детям с ОВЗ при усвоении программного минимума содержания образования, а также коррекции познавательной сферы ребенка в динамике образовательного процесса, педагог-психолог проводит диагностику психической сферы детей, строит свою коррекционно-развивающую работу на основе полученных диагностированных данных, формирует группы (либо планирует индивидуальные занятия) с учетом нарушенных функций ребенка, проводит коррекционно-развивающие занятия. 

Для проведения полного диагностического обследования всех психических сторон ребенка, необходимо приготовить массу разнообразных методик.

Диагностические методики:

  1. «Доски Сегена».
  2. «Матрицы Равена»
  3. «Сюжетные вкладки».
  4. «Классификация предметов».
  5. Исключение предметов (четвёртый лишний).
  6. «Кубики Кооса».
  7. Пиктограмма.
  8. Тест Когана.
  9. Опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву).
  10. Тест «Пословицы» и др…

Это лишь некоторые из набора необходимых методик.

Причем каждая методика является изолированной, т.к. имеет в основании свою шкалу отслеживания данных, не дает полную картину развития познавательной сферы ребенка без наличия остальных (исключая, конечно, тест Векслера, которым пользуются психологи).

Необходимо  помнить, что все нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения и повышения мотивации.

Поэтому целесообразно иногда использовать нетрадиционные формы организации занятия.

Наиболее часто в своей работе я используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести компьютерные флэш-презентации и занятия-презентации, разработанные при помощи Power Point.

      Обогащение представлений об окружающем мире.

         Расширение словарного запаса /глагольный словарь/.

         Развитие связной речи.

         Развитие восприятия.

         Развитие внимания.

         Развитие наглядно-действенного мышления.

         Развитие мыслительных операций.

Благодаря применению в коррекционной работе ИКТ, которые вносят в занятие новизну, необычность, красочность, но также способствуют значительному повышению интереса у учащихся к проведению занятий, такие формы работы повышают мотивацию у учеников, т.е. будят эмоции, интерес, желание действовать активно, с полной отдачей сил.

Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах””. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Тема “Термометр”

Проблемные вопросы

-Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

-Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?

-В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

Проблемная задача

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

«Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

«Фантазёр»

Записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

…………………

- Вот видите, как важно…

«Кумир»

Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

«Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

Образовательная стратегия.

- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?

- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

-Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

Упражнение  «Формула удачи»

 

предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться.

 

Представьте, что вы стоите посреди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите горную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодолели эти вершины, вы приобрели опыт "восхождения", теперь вы знаете, как бороться с трудностями. А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или настоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в прекрасный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? Приступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, насколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы! Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной работы! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поделитесь впечатлениями».

Каким вы увидели свое будущее? Осознали ли вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрасный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом?

 

Упражнение  «Волшебная подушка»

 

У меня есть волшебная подушка. Я положу ее в центр комнаты, и каждый, по желанию, может сесть на нее и рассказать нам о каком-то своем желании. Тот, кто сидит на подушке, начинает свой рассказ со слов "Я хочу...".

Все остальные внимательно слушают. Желание может быть связано с чем угодно: с вашими друзьями, с семьей, с нашей группой».

Что вы чувствовали, когда сидели на «волшебной подушке»? Что вы ощущали, когда слышали о желаниях других, не появились ли у них какие-то важные желания? Трудно ли было набраться смелости и сесть на подушку?

 

 

Упражнение «Я - подарок человечеству»

 

Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: "Я — подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в..."»

После 5 минут раздумий по кругу высказывают свои соображения. Группа поддерживает заявлениями: «Это действительно так!»

Далее смотреть архив материала

Категория: Мастер-классы педагогов общеобразовательных учреждений | Добавил: Администратор
Просмотров: 68 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА