Вторник, 21:52 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Мастер-классы педагогов » Мастер-классы педагогов дошкольных учреждений

Особенности социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного отделения
[ Скачать с сервера (33.4 Kb) ] 10.01.2018, 16:12

Постановка проблемы. В результате влияния различных факторов на психику ребенка дошкольного возраста, можно отметить существующие психические и психологические нарушения, среди которых ранний детский аутизм, стойкое легкое нарушение психических процессов, нарушение нормального темпа психического развития. Все вышеперечисленные типы дизонтогенеза обладают различными характеристиками и особенностями. Однако дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся и только прибывшие в дошкольное учреждение, могут адаптироваться различными способами. Исходя из ФГОС ДО, одним из видов деятельности педагога-психолога является оказание психологического сопровождения образовательного процесса, в том числе психологическое сопровождение адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
Учитывая, что в психологической литературе недостаточно описан феномен адаптации детей с указанными типами дизонтогенеза, следует отметить актуальность проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения.
Целью статьи стал анализ особенностей социально-психологической адаптации детей 3-7 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения, а так же привидение некоторых психологических методов для улучшения их адаптации.
Изложение основного материала. Анализ социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно начать с определения структуры дизонтогенеза, так как дети с ОВЗ, поступающие в дошкольное отделение, имеют нарушение работы психических функций. По мнению В.В. Лебединского на формирование дизонтогенеза у ребенка влияет ряд факторов, таких как незрелость развития мозга, повышенная восприимчивость нервной системы, перенесенные инфекционные болезни [3,4]. Г.Е.Сухарева отмечает, что существует несколько типов дизонтогенеза: пренатальный (структурные и функциональные нарушения в развития) и постнатальный (расстройства созревания структур и функций головного мозга). В своей концепции В.В. Ковалёв описывал процесс дизонтогенеза как совокупность биологических и социально – психологических факторов.
Проведенный анализ показал, что психический дизонтогенез – это нарушение психического развития ребенка, проявляющееся в различных формах,в основе которого лежат биологические, социально-психологические причины; нарушение когнитивной и эмоционально-волевой сфер, нарушение индивидуального развития организма. В дошкольное отделение поступает воспитанниками со следующими особенностями:
– психическое недоразвитие (стойкое легкое нарушение познавательных процессов);
–задержанное развитие (нарушение нормального темпа развития когнитивной и эмоционально – волевой сфер, вследствие соматических заболеваний, физического недоразвития, социально – психологической среды ребенка, а так же травм мозга);
–искаженное развитие (аутизм или стойкая социальная дезадаптация, нарушение функций общения и речи).
В дошкольное учреждение поступают воспитанники ранее не находившиеся в подобных условиях, коллективе детей, поэтому отсутствие режимных моментов, регулярного общения со взрослыми и сверстниками являются для дошкольников привычными. Именно поэтому, первые недели нахождения в дошкольном учреждении, где дети погружаются в атмосферу развивающих и коррекционных занятий, видят адекватные способы реагирования на разные жизненные ситуации, становятся для них сложными в плане социально-психологической адаптации. Именно этот период играет решающую роль в формировании личности дошкольника и преодолении его внутриличностного конфликта по отношению к дошкольному обучению [7].
Социально-психологическая адаптация представляет собой один из самых значимых процессов в ходе дошкольного образования ребенка. Успешно завершенная адаптация к условиям дошкольного учреждения предполагает сформированное положительное отношение к окружающему социуму, выполнение норм и правил данного социума, желание контактировать и взаимодействовать с окружающими людьми [7]. Успешно завершенная социально-психологическая адаптация позволит улучшить коррекцию, обучение воспитанников, предотвратит появление эмоционально-волевых нарушений [1]. Именно важность данного процесса в развитии ребенка определяет актуальность проблемы.
Дети со стойким легким нарушением познавательных процессов, поступающие в дошкольное учреждение, не всегда готовы к групповым и индивидуальным играм, общению с детьми и педагогами, принятию необходимости соблюдать просьбы взрослых, режимные моменты [7]. Это оказывает влияние на эмоциональную сферу ребенка, становится причиной возникновения негативных эмоций, зачастую агрессии, тревожности. Учитывая особенности данной категории воспитанников, стоит подчеркнуть, что нарушения эмоционально-волевых процессов воспитанников существенно затруднят коррекционно-образовательный процесс [7].
Психологическое сопровождение заключается в улучшении адаптации воспитанников к условиям дошкольного учреждения: формирование навыков общения, умения взаимодействовать и выстраивать адекватные межличностные взаимоотношения в группе детей, умения принимать и выполнять нормы и правила учреждения [6]. Отдельным и значимым видом деятельности педагога-психолога является профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы.
Одними из действенных методов в процессе адаптации являются методы поведенческого, арт-терапевтического подходов [6]. Для детей со стойким легким нарушением познавательных процессов проводятся различные игры, занятия, способствующие развитию сопереживания, умению взаимодействовать в группе, позволяющие стимулировать когнитивные процессы (например, упражнение № 1, упражнение №2, упражнение №3).
Упражнение № 1 «Помощник»
Форма проведения: индивидуальная.
Инвентарь: мягкие игрушки, маленькие тематические игрушки, карточки с эмоциями, конструктор.
Цель: формирование сопереживания, умения адекватно взаимодействовать в группе детей; стимуляция когнитивных процессов за счет создания простых проблемных ситуаций.
Описание. Воспитаннику дается следующая инструкция: «маленький щенок оказался в беде и очень расстроен (ребенку показывают щенка и карточку с грустной эмоцией). Щенок побежал гулять и потерял все свои игрушки (необходимо на полу разбросать маленькие игрушки). Как ты думаешь, можешь ли ты ему помочь? А как ты ему поможешь? Хорошо, давай собирать щенку его игрушки! Ты все собрал, молодец! Посмотри какое теперь настроение у щенка (ребенку показывают карточку с веселым настроением). Он очень рад!». В зависимости от сформированности представлений об окружающем мире, ребенка можно попросить найти игрушки по цветам, тематикам, формам. Ситуации моделируются различные: построить домик из конструктора котенку, приготовить салат слону, найти все мячики совы и т.д.
Подобные упражнения позволяют формирования не только желание помогать, сопереживать у воспитанников, но и развивают внимание, память, обогащают представления об окружающем мире.
Упражнение №2 «Домик»
Форма проведения: групповая.
Инвентарь: музыка.
Цель: развитие навыков взаимодействия в группе, умения следовать инструкции.
Описание. Группе воспитанников предлагают встать в круг, предварительно оставив одного ребенка за его пределами. Детям в кругу дается следующая инструкция: «ребята, внутри круга находится домик, где каждый может спрятаться от дождя, когда он пойдет. Для того, чтобы кто-то мог попасть в этом домик, нужно разойтись и пустить его. Нужно ли помочь другому человеку и не дать ему намокнуть?». Далее инструкция дается ребенку, находящемуся за пределами круга: «пока звучит обычная музыка – ты можешь гулять, бегать, прыгать, но когда ты услышишь гром – беги в домик! Произнеси волшебные слова: «пустите, пожалуйста, в дом».
Упражнение позволяет не только формировать положительные межличностные взаимоотношения у детей, но и развивать внимание, слуховое восприятие, моторику; снимать психоэмоциональное напряжение.
Упражнение №3 «Хорошо и плохо»
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Инвентарь: мягкие игрушки, жетоны или наклейки.
Цель: обогащение представлений об окружающем социуме, развитие умений действовать по нормам и правилам.
Описание. Перед воспитанниками лежат две мягкие игрушки. Педагог рассказывает про различные поступки игрушек, предлагает их оценить. Если поступок положительный – ребенок кладет возле игрушки жетон, либо клеит на листочке возле игрушки наклейку. Если поступок неправильный, то педагог с детьми обсуждает почему он неправильный и рассказывает игрушке как вести себя хорошо. Примерные положительного поведения: помог старшему, помогу другому ребенку, хорошо занимался, спокойно кушал, одевался; убрал свои игрушки, хорошо вел себя за обедом. Примеры неправильного поведения: обижал других детей, ломал игрушки, много дрался и кричал, плохо занимался, не слушался старших.
Для детей со стойким легким нарушением познавательных процессов важно не давать сразу сложные задания, а использовать принципы поведенческой системы – усложнять задания постепенно. Такая форма работы позволит закреплять полученные знания и умения, максимально переносить их в новые ситуации, предотвращая возникновение различных проблем в личности ребенка.
Дети с синдромом аутизма, зачастую, адаптируются к условиям дошкольного учреждения с трудом. Трудность заключается в том, что дошкольное учреждение предполагает новый этап социализации ребенка, тем самым вовлекая воспитанника в новые условия, в новые коммуникации, в среду, способную вызвать тревогу, страх, напряжение, как следствие, негативизм, отказ ходить в дошкольное учреждение. Адаптация в детском коллективе проходит с затруднениями, так как воспитанники с аутизмом могут практически не контактировать с другими детьми, не интересоваться совместными играми [7, 9].
Психологическое сопровождение воспитанников с аутизмом предполагает не только индивидуальную работу с самим ребенком, но и работу с педагогами, родителями. Эффективность адаптации ребенка с аутизмом повышает единство требований, некая стереотипная деятельность по отношению к ребенку. Например, пение песен, чтение сказок, совместных игр, к которым ребенок привык дома [7].
Одним из расслабляющих методов в работе с аутистом является монотонная деятельность. Например, когда родители приводят ребенка с аутизмом в группу детей, педагог в течение некоторого времени может медленно катать машинку, кормить куклу, собирать пазлы. Спустя время ребенок может расслабиться, так как никаких резких, часто меняющихся действия происходить не будет. Такие методы позволяют формировать у ребенка представления о том, что в дошкольном учреждении преобладает безопасная обстановка [3].
В процессе развития эмоционально-волевых процессов постепенно необходимо вводить развивающие интеллект, память, внимание, восприятие методики (упражнение №1, упражнение №2, упражнение №3).
Упражнение №1 «Фотографии»
Форма проведения: индивидуальная.
Инвентарь: фотографии окружающей обстановки (кабинетов, коридора, улицы).
Цель: снижение тревожности, напряжения у ребенка, ознакомление с окружающей средой; развитие памяти.
Описание. Педагог показывает ребенку фотографии и объясняет, что сейчас ребенок будет делать. Инструкция: «посмотри на фотографию. Ты уже здесь был? Что ты здесь делал? А если мы с тобой сейчас здесь будем ходить, гулять… (педагог поочередно выкладывает фотографии перед ребенком). Ты готов?». Для закрепления результата важно повторить инструкцию несколько раз.
Упражнение №2 «Клад»
Форма проведения: индивидуальная.
Инвентарь: емкость с песком, маленькие игрушки, фигурки разных форм и цветов.
Цель: снижение тревожности, напряжение у ребенка, развитие тактильного восприятия; представлений об окружающем мире.
Описание. В емкость песком нужно положить несколько фигурок разной формы, разных цветов, либо маленьких игрушек. Педагог просит ребенка рукой поискать «что-то интересное» в песке. Например, если ребенок нашел собаку, то педагог говорит, что она «добрая», поэтому ее можно погладить, поговорить с ней и совсем не бояться.
Упражнение позволит не только снизить тревогу, напряжение, страхи ребенка, но и пополнить его словарный запас, представлений об окружающем мире.
Упражнение №3 «Торт»
Форма проведения: индивидуальная.
Инвентарь: разрезные картинки с изображением торта, либо части игрушечного торта, изображение с различными действиями (чистка зубов, обед, сон и т.д.).
Цель: развитие умений действовать по инструкции, соблюдать нормы и правила окружающего социума.
Описание. Упражнение предполагает несколько ходов. Ребенку необходимо объяснить, что вы сегодня вместе будете печь торт, попутно соблюдая режим дня. За правильное выполнение задания ребенку дается часть разрезанной картинки, что позволит в конце упражнения собрать целый торт. Инструкция: «ты проснулся и потянулся (потянись, пожалуйста), пошел чистить зубы (покажи, где на картинке чистят зубы? А как чистишь их ты?). Молодец, держи кусочек торта. Пошел завтракать, съел кашу, выпил чай (педагог дает часть торта). Дальше воспитатель зовет тебя на занятие, чтобы играть, рисовать и узнавать новое. Нужно сходить, как ты думаешь?». Моделировать ситуации можно разные: собрал игрушки, обедал, приготовился ко сну, помог маме и другие.
Важно в работе с аутичным ребенком использовать словестные и материальные стимулы (поведенческий принцип): жетоны, наклейки, по возможности конфеты, игры [6].
Дети с нарушением нормального темпа психического развития могут проявлять неоднозначную реакцию в ходе адаптации к новым условиям. Детям с нарушением нормального темпа психического развития, которым адаптация дается сложнее, характерен спад активности, часто заболевания на фоне переживаний, тревожности. Часто дети смущаются, боятся новой обстановки, тяжело идут на контакт, что затрудняет процесс принятий норм и правил дошкольного учреждения, формирование детского коллектива [3]. Трудная социально-психологическая адаптация несет за собой негативные последствия: возникновение негативизма, снижение уровня усвоения образовательной программы [3].
Для стабилизации эмоционально-волевых процессов в ходе адаптации ребенка важно первое время не загружать ребенка различными заданиями, дать ему возможность ознакомиться с окружающей обстановкой. Эффективно влияют на процесс адаптации различные веселые, активные игры, где дети могут получить положительные эмоции и заинтересоваться совместной деятельностью с педагогами [6].
Обращая внимание на детское смущение, напряжение и сложности в выражении эмоций, предлагаются такие игры и упражнения, где ребенок мог бы говорить от лица какого-либо персонажа (упражнение №1, упражнение №2, упражнение №3).
Упражнение № 1 «Завтрак с героем»
Форма проведения: индивидуальная.
Цель: стимуляция положительных эмоций, снижение психоэмоционального, мышечного напряжения ребенка; закрепление навыков соблюдения режимных моментов.
Инструкция: «расскажи, какой мультик ты любишь смотреть. А кто твой любимый герой? Скажи, а ты хотел бы пригласить его на завтрак? Здорово! Расскажи, а как бы ты себя вел за столом вместе с твоим любимым героем?». Ситуации можно моделировать разные: обед с героем, занятия с героем, игры с героем. Для усиления эффекта можно нарисовать героя, найти картинку с героем или игрушку; проиграть ситуацию.
Упражнение № 2 «Зоопарк»
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Инвентарь: маленькие игрушки животных.
Цель: стимуляция положительных эмоций, снижение психоэмоционального, мышечного напряжения ребенка, тревожности; закрепление навыков взаимодействия в группе детей.
Описание. Ребенку предлагается поехать в зоопарк, где можно увидеть разнообразие животных. Инструкция: «посмотри, какие красивые животные здесь есть… кажется, что-то у них произошло! Посмотри, корова поссорилась с крокодилом! Не поделили мячик. Давай поможем им помириться?». Ситуации можно моделировать разные: животные не поделили место, животные решили, что им не нужны друзья, животные не делятся и т.д.
Упражнение №3 «Мудрая Сова»
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Инвентарь: мягкие игрушки.
Цель: стимуляция положительных эмоций, снижение психоэмоционального, мышечного напряжения ребенка, тревожности; закрепление навыков взаимодействия в группе детей.
Описание. Воспитанникам, у которых отмечается агрессия, тревога, конфликтность, предлагают выбрать мягкие игрушки и показать, как они друг с другом взаимодействуют. Далее вводится третий элемент – «мудрая» игрушка, которая поможет первым двум помириться. У каждого ребенка педагог спрашивает: «что сделала бы мудрая Сова, чтобы помирить ребят? Что она им хочет сказать?». После того, как дети от лица «мудрой Совы» произнесли ответы, предлагается им повторно показать, как взаимодействуют выбранные ими игрушки. Упражнение можно проводить неоднократно.
Психологическое сопровождение воспитанников с ОВЗ предполагает различные методы, в том числе, групповые тренинговые игры. Тренинговые игры эффективны в случае поступления нового ребенка уже в сформированный детский коллектив.
Так же, в ходе адаптации воспитанников с ОВЗ к условиям дошкольного учреждения можно использовать следующие методы: расслабляющие и развивающие, арт-методы, активные методы и психогимнастика, ролевые игры, жетонные техники как вспомогательный метод [6].
Выводы. Одним из важных моментов в дошкольном развитии ребенка является его адаптация к условиям дошкольного учреждения, которая влияет на дальнейшее нахождения ребенка в нем. Социально-психологическая адаптация, ее успешность, влияют на особенности поведения воспитанника, усвоения образовательной программы. Стоит отметить, что коррекционно-образовательный процесс будет эффективнее в случае соблюдения индивидуального подхода в работе с ребенком, учета его физических, психических и психологических особенностей. Воспитанники с ОВЗ, в силу своих особенностей, нуждаются в дополнительных методах коррекции и развития, которые реализуются через многообразие подходов: поведенческий, арт-терапевтический подход, различные активные и расслабляющие методы.

Список использованной литературы
1. Выготский Л.В. Проблемы развития психики/Л.В. Выготский. - М.: Педагогика, - 1983. - 368 с.
2. Зейгарник Б.Ф. Виды нарушения мышления. /Б.Ф. Зейгарник. - Москва: Академия медицинских наук; -1955. - С.625–631.
3. Лебединская К.С. Задержка психического развития у детей/ К.С. Лебединская. - М.: Изд-во АПН СССР, - 1985. - С.29-37.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие/ К.С. Лебединский. - М.: Издательство Московского университета, -1985. – 144 с.
5. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок/ А.Р. Лурия. - М. , - 1960. -203 с.
6. Лучинкина А.И. Игровые технологии: учебн. пособие./ А.И. Лучинкина, Е.Л. Милютина. – Киев:"Ника-Центр", - 2015. – 252 с.
7. Милютина Е.Л., Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учебное пособие // Е.Л. Милютина, Н.Ю. Максимова. - Ростов на Дону: Феникс, - 2000. – 576 с.
9. Ушаков Г.К. Детская психиатрия/ Г.К. Ушаков. - М.: Медицина, - 1973. – 392 с.

Категория: Мастер-классы педагогов дошкольных учреждений | Добавил: Irina7692 | Теги: эмоционально-волевые нарушения., Ограниченные возможности здоровья, адаптация, дошкольное учреждение, когнитивные нарушения, развивающие занятия
Просмотров: 265 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 5.0/10
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА