Четверг, 15:15 
Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Журавлева Лариса Юрьевна

Структура личностно-ориентированного урока.
[ Скачать с сервера (10.2Kb) ] 11.03.2013, 17:03
Структура личностно-ориентированного урока.

(Доклад на методическом объединении учителей начальных классов.)

Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие личности ученика и позволяет на принципиально иных началах формировать познавательную деятельность учащихся; оно наиболее перспективно для модернизации и обновления в условиях демократического пути развития общества.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
• разноуровневый,
• дифференцированный,
• индивидуальный,
• субъектно-личностный.

При этом лишь последний из перечисленных выше является в полной мере ориентированным на развитие личности, а не отдельных её свойств. Он предполагает отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Под личностно-ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты, ибо целью обучения провозглашается развитие личности учащегося, его индивидуальности и способностей, в процессе обучения учитываются ценностные ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира». Отношения учитель – ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Несмотря на то, что личностно-ориентированный подход подразумевает отказ от исключительно знаниевой системы построения образования (ЗУНов), тем не менее, познавательная деятельность остаётся ведущим видом деятельности и развития личности. Именно пересмотр образовательных технологий знаниевой системы в соединении с современными разработками отечественных и зарубежных исследователей способны окончательно сформировать новую личностно-ориентированную образовательную систему.

Ключевыми понятиями личностно-ориентированного подхода являются:
1. субъектный опыт учащихся;
2. траектория развития личности;
3. познавательные способности;
4. личностно-ориентированные образовательные технологии;
5. способы работы с опытом учащихся;
6. обучающий стиль учителя.

Личностно-ориентированное образование отличается от знаниевой парадигмы построения учебно-воспитательного процесса тем, что в личностно-ориентированном подходе:
• обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося;
• происходит выявление и учёт склонностей и предпочтений в процессе обучения;
• используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью;
• устанавливается объём знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учётом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал;
• сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем;
• обеспечивается активность каждого учащегося с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей;
• учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы;
• темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребёнка;
• происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся;
• оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимися, а затем учителем;
• обеспечивается возможность выбора учащимися объёма, сложности и формы домашнего задания;
• книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока;
• ученик изначально является автором различных видов творчества (особенно в литературе и изобразительном искусстве), а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры.

Технологии развивающего обучения могут служить начальной базой для построения и реализации личностно-ориентированного подхода к познавательной деятельности учащихся. Особый интерес с этой точки зрения представляют такие позиции личностно-ориентированного образования, как:
- задействование учащихся в составлении плана урока;
- свобода выбора ребёнком различных форм обучения;
- выбор учащимися предметного содержания различной сложности;
- оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;
- изучение и формирование творческой деятельности;
- использование эвристических методов обучения как способа учёта индивидуальных приёмов познания.

Анализ практики работы школы показал, что большая часть педагогов, используя в своём лексиконе понятие «личностно-ориентированное образование», не может определить его сущность и отличить от индивидуального подхода. Многие из педагогов сознательно не задумываются о последовательности дидактических единиц при подготовке к уроку, используя при этом в большей степени индуктивный подход, где полностью отсутствует анализ внутренних структур познавательной деятельности: КАК учащиеся выполняют упражнения, творческие работы, самостоятельно проверяют контрольные работы, применяют правила и т. п., таким образом, оставаясь в системе ЗУНов; практически отсутствует личностно-ориентированная направленность оценки результатов обучения и подведения итогов.

Обеспечить согласование познавательных способностей ученика со стилем работы учителя позволяет использование модели ТОТЕ. Для этого модель может быть определена следующим образом:
Т – начало организации урока, целеполагание, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями;
О – реализация основных этапов урока;
Т – организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов;
Е – завершение урока, оценка и подведение итогов.

Учебная модель ТОТЕ служит ориентиром для конструирования личностно-ориентированных уроков. Конкретное содержание занятий и форма их проведения могут быть различными в соответствии с традиционной классификацией уроков, поэтому на некоторых уроках отдельные элементы модели будут представлены в сжатой форме или могут отсутствовать вообще.
Сформулированные критерии личностно-ориентированного урока являются проявлением новых требований к уровню работы учителя в личностно-ориентированной школе.

Итак, исходные позиции личностно–ориентированного урока:
• личностная, а не знаниевая направленность,
• учёт субъектного опыта в процессе познания;
• свобода выбора;
• гибкость и разнообразие обучающих способов;
• задействование познавательных способностей учащихся;
• позитивная психологическая атмосфера;
• вариативность способов оценивания (как количественных, так и качественных).

Структура личностно-ориентированного урока, которая в значительной мере способствует формированию познавательной деятельности учащихся на основе учёта их субъектного опыта, легко применима в практике работы школы и способна сместить приоритеты в работе учителя от знаниевой системы к личностно-ориентированной. Развитие обучающего стиля учителя в модели личностно-ориентированной школы является одной из самых актуальных практических проблем, так как реформирование системы образования невозможно без реализации личностно-ориентированной технологии образования, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждому ученику и формирующей активную личностную позицию в дальнейшей самостоятельной жизни.
Категория: Журавлева Лариса Юрьевна | Добавил: Отличник
Просмотров: 2256 | Загрузок: 245 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА