Вторник, 04:31 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Журавлева Лариса Юрьевна

Самообразование учителя.
[ Скачать с сервера (792.9Kb) ] 03.03.2013, 21:53
Организационно-педагогические условия формирования логического мышления в учебной деятельности младших школьников.
Отчет о научно-экспериментальной работе
Журавлевой Ларисы Юрьевны, учителя начальных классов МБОУ лицей №2 г. Бугульма, Республика Татарстан

Основные противоречия:
1) Осознание необходимости ориентации процесса обучения на формирование способности к творческой и эвристической деятельности;
2) Неразработанность соответствующих педагогических условий;
3) Потребность в использовании эвристических методов и приемов;
4) Уровень сформированности у учащихся логического мышления;
5) Возможности развития логического мышления;
6) Недостаточное методическое обеспечение образовательного процесса.

Объект: процесс формирования логического мышления у младших школьников.
Предмет: комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования мыслительной деятельности.

Цель: выявить и обосновать организационно-педагогические условия, содействующие успешному формированию логического мышления, и опытно-экспериментальным путем проверить их.

Гипотеза: эффективное формирование логического мышления обеспечивается выполнением определенных организационно-педагогических условий.

Задачи:
1. Проанализировать особенности и возможности формирования мышления, отраженные в психолого-педагогической литературе и школьной практике.
2. Выявить потенциал учебной деятельности для формирования логического мышления на основе рассмотрения содержания, структуры, функций и особенностей учебных предметов как педагогических средств развития логики.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования мышления.
4. Разработать педагогическую модель, успешно формирующую приемы мыслительной деятельности, а также критерии и показатели индивидуальной динамики развития мышления в процессе обучения.

Теоретико-методологическая основа исследования.
Философские представления о мышлении (Аристотель, М. Бахтин, Г. Гегель, И. Кант, Г. Лейбниц).
Общие положения о теории мышления как продуктивного процесса (Л. Выготский, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Я. Пономарев, О. Тихомиров).
Теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся (В. Андреев, М. Махмутов и др.).
Концептуальные идеи проблемного и эвристического обучения (Д. Вилькеев, И. Лернер, М. Махмутов, В. Андреев).

Методы исследования.
Теоретические:
- анализ педагогической и научно-методической литературы, учебных программ;
- моделирование педагогических условий.
Эмпирические:
- наблюдение;
- тестирование;
- диагностика уровней логического мышления;
- опытно-экспериментальная работа;
- изучение продуктов деятельности учащихся.

I этап (констатирующий) – определение исходного уровня сформированности логического мышления.
II этап (формирующий) – разработка и реализация педагогической модели формирования логического мышления.

Программа развивающего курса «Эврика». Некоторые темы:
1. Нестандартные задачи.
2. Логические цепочки. Ребусы. Кроссворды. Головоломки.
3. Моделирование текстов задач с помощью уравнений.
4. Особые приемы устного счета.
5. Задачи-смекалки. Задачи-шутки. Математические загадки.
6. Числа – великаны.
7. Задачи, развивающие кругозор.

III этап (контрольный) – выяснение эффективности разработанной педагогической модели, обработка и анализ полученных данных
Сравнительный анализ уровней сформированности мышления

Выводы.
1. Совокупность организационно-педагогических условий формирования логического мышления предполагает:
- развитие мотивации;
- создание ситуации успеха;
- использование эвристических методов и логических заданий;
- развитие рефлексии.
2. Экспериментально подтверждена эффективность построенной педагогической модели формирования логического мышления.
Категория: Журавлева Лариса Юрьевна | Добавил: Отличник
Просмотров: 657 | Загрузок: 191 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА