Суббота, 17:53 
Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Журавлева Лариса Юрьевна

Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для 1 класса по УМК "Школа России".
[ Скачать с сервера (67.7Kb) ] 10.03.2013, 16:39
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер, то есть соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях, что, в свою очередь, даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Таким образом, в рамках данного предмета могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фунда¬мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в первом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 33 учебные недели. Таким образом, на изучение тем курса «Окружающий мир» в первом классе отводится 66 часов, в том числе 4 часа предусмотрены на проведение сезонных экскурсий. В связи с тем, что по расписанию уроки предмета «Окружающий мир» проводится во вторник и в четверг, уроки № 41, 42 совпадают с каникулярными днями. Эти уроки объединяются с другими уроками и проводятся интегрировано.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) воспитание этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком¬муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) постановка цели и определение путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) воспитание уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) формирование навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса представлено тремя крупными разделами: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Дневное и ночное небо. Форма Земли и Солнца. Глобус – модель Земли. Луна – спутник Земли, её особенности.
Погода, причины возникновения дождя и ветра. Наблюдение за погодой своего края.
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд). Пресная и морская вода. Движение воды от истока к устью.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живой природы. Состояния воды (снег и лёд).
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения класса, цветника, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Общее представление о строении тела человека. Гигиена систем органов.

Человек и общество
Родина – это наша страна Россия и наша малая родина. Многонациональный состав населения России. Национальные праздники народов России.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Имена и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Мой класс и моя школа. Условия интересной и успешной учёбы. Обращение к учителю. Взаимоотношения в классном коллективе, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи – почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации - радио, телевидение, пресса, интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правила дорожного движения и безопасности при передвижении на разных видах транспорта. Правила безопасности на лугу, воде, в лесу. Правила безопасного обращения с электробытовыми приборами.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Источники мусора в быту. Источники загрязнения планеты и способы её защиты.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс:

К концу 1 класса учащиеся должны знать:
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. Звёзды – небесные тела.
Способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта.
Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Названия наиболее распространённых комнатных растений и растений цветника, клумбы.
Лиственные и хвойные деревья, их различие.
Группы животных (насекомые, рыбы, звери, птицы). Места обитания некоторых животных, места зимовки перелётных птиц. Условия, необходимые животным для жизни.
Назначение и составные части компьютера.
Значение воды в жизни человека.
Значение бытовых приборов в жизни современного человека.
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.
Последовательность дней недели, месяцев.
Историю возникновения и изобретения одежды, велосипеда.
Причины возникновения дождя и снега, радуги.
Правила поведения в природе.
Правила гигиены сна, питания человека.
Средства массовой информации.
Виды и значение транспорта в жизни человека.
Правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, правила дорожного движения.

Учащиеся должны уметь:
Распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; некоторые камни, растения и животных.
Проводить наблюдения природных тел и явлений.
В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, безопасности для здоровья; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения.
Приводить примеры народов России.
Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
Владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.

Для реализации программного содержания используются учебно-методические пособия:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2010.
3. Шевченко Г.Н. Природоведение. Поурочные разработки. – Волгоград: Учитель, 2003г.

и дополнительные учебные пособия для детей:
1. А. А. Плешаков. От земли до неба. Атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2008
2. Коваленко Л.И. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2010г.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. 1 класс. – М.: «Вита-пресс», 2011
Категория: Журавлева Лариса Юрьевна | Добавил: Отличник
Просмотров: 1265 | Загрузок: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА