Воскресенье, 02:11 
Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Журавлева Лариса Юрьевна

Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» для 2 класса по УМК "Школа России".
[ Скачать с сервера (76.9Kb) ] 10.03.2016, 17:59
Пояснительная записка

 

 Плешаков 2 класс. Рабочая тетрадь представлена в двух частях. Приобрести рабочие тетради можно как отдельную единицу, так и в составе комплекта тетрадей для 2 класса. Как правило, при покупке тетрадей для класса магазины предоставляют хорошие скидки. Организатором покупки могут быть родители или классный руководитель.

В комплект окружающего мира входит интерактивный материал. К учебнику имеется электронное приложение, что в настоящее время весьма удобно и актуально для обучающихся, учителей и родителей.
Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», утвержденной МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Цель курса: формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; становление на этой основе у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению

Задачи реализации курса:
- осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни;
- развивать интерес к их познанию;
- обогащать нравственный опыт учащихся;
- воспитывать у них любовь к своему городу, к своей Родине;
- формировать бережное отношение к богатствам природы и общества, навыки экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

 

 

 

Общая характеристика курса


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения: наблюдения явлений природы, практические работы и опыты, дидактические и ролевые игры, моделирование объектов и явлений окружающего мира, а также экологических связей с помощью графических и динамических схем, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

 

 

 

Место курса в учебном плане


На изучение курса во втором классе отводится 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).
Количество часов в I четверть – 18
Количество часов во II четверть – 14
Количество часов в III четверть – 20
Количество часов в IV четверть – 16

 

 

 

 

Требования к результатам обучения учащихся к концу второго класса


К концу второго класса обучающиеся получат знания:
• о природе (объекты природы и рукотворного мира, объекты живой и неживой природы, явления природы и т. д.);
• основные сведения о своем городе (адрес, виды транспорта и т. д. );
• строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту и т.д.
• основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм» , «овраг», «гора»; разнообразие водоемов; части реки.
• имена и отчества родителей; основные формы приветствия, благодарности и др.

К концу второго класса обучающиеся научатся:
• различать объекты природы и предметы; различать изученные группы растений и животных; вести наблюдения в природе и др.
• различать изученные виды транспорта;
• выполнять правила ЛГ и безопасного поведения на улице и в быту;
• использовать основные приёмы вежливого общения;
• определять основные стороны горизонта с помощью компаса

Обучающиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы, пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно, сформированность следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий на уроке.
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

 Учиться отличать задание, выполненное верно, от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков.)

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
 называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
 объяснять, как люди помогают друг другу жить;
 называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
 называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
 оценивать правильность поведения людей в природе;
 оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

 

 

 

 

Учебно-тематический план


1 Где мы живем? 3ч.
2 Природа 20ч.
3 Жизнь города и села 10ч.
4 Здоровье и безопасность 9ч.
5 Общение 7ч.
6. Путешествие 18ч.
7 Обобщение 1ч.
Итого 68ч.

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса


Где мы живем? (3 часа)
Наш «адрес» в мире: название нашей планеты, родной страны, родного города. Государственные символы России: флаг, герб, гимн.
Город и село. Особенности городских и сельских поселений. Занятия жителей города и села.
Природа (20 часов)
Что нас окружает. Природа и рукотворный мир. Наше отношение к окружающему.
Неживая и живая природа, связь между ними. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Сезонные изменения в природе (осенние явления).
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными.
Отрицательное влияние людей на растения и животных. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Из чего что сделано. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Все профессии важны. Профессии людей. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествие (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Обобщение (1 час)
Что мы узнали и чему научились за год

 

 

 

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.


Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету окружающий мир
Ошибки:
 неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
 нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
 неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
 неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
 незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
 отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
 ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
 неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
 преобладание при описании объекта несущественных признаков;
 несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
 отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
 неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
 неточности при нахождении объектов на карте.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение, дополнение или исправление высказывания.
Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические ошибки не учитываются.

Литература для учителя:
1. Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2011 г.
2. Казакова О. В. , Сбоева Н. А Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Москва, «Просвещение», 2007
3. Окружающий мир: учебник для 2 класса Плешаков А.А. Москва «Просвещение», 2012
А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д.Назарова. Мир вокруг нас. Тесты к учебнику для 2 класса. М.: Просвещение, 2008г.

Литература для ученика:

1. Окружающий мир: учебник для 2 класса. Плешаков А.А. Москва «Просвещение», 2012

Календарно-тематическое планирование уроков учебного предмета «Окружающий мир», 2 класс в архиве материала.

 

 

Категория: Журавлева Лариса Юрьевна | Добавил: Отличник
Просмотров: 1579 | Загрузок: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА