Четверг, 08:00 
Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Журавлева Лариса Юрьевна

Отчет учителя о научно-экспериментальной работе.
[ Скачать с сервера (594.0Kb) ] 02.03.2013, 23:44
Организационно-педагогические условия формирования логического мышления в учебной деятельности.

«Не мыслям надобно учить,
а учить мыслить».
Эммануил Кант


Изучением сущности логического мышления, его структуры, возрастной специфики формирования мыслительной деятельности учащихся занимались многие авторы. В настоящее время существует несоответствие между результатами теоретических исследований и сложившейся образовательной практикой. Анализ педагогических трудов позволяет сформулировать основные противоречия между:

• осознанием необходимости ориентации процесса обучения на формирование способности учащихся к творческой и эвристической деятельности и неразработанностью соответствующих педагогических условий;
• потребностью в использовании эвристических методов и приемов в познавательной деятельности учащихся и уровнем сформированности у них логического мышления;
• возможностями развития логического мышления и недостаточным методическим обеспечением образовательного процесса.

На основе анализа противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, определении и обосновании организационно-педагогических условий, позволяющих обеспечить успешное формирование логического мышления у учащихся начальной школы. Проблема определила выбор темы исследования «Организационно-педагогические условия формирования логического мышления в учебной деятельности».

Объект: процесс формирования логического мышления у младших школьников.

Предмет: комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования мыслительной деятельности у младших школьников.

Цель: выявить и обосновать организационно-педагогические условия, содействующие успешному формированию логического мышления младших школьников, и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

Гипотеза: эффективное формирование логического мышления обеспечивается выполнением определенных организационно-педагогических условий.

Цель, объект и предмет, а также выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:

1. Проанализировать особенности и возможности формирования мышления младших школьников, отраженные в психолого-педагогической литературе и школьной практике.
2. Выявить потенциал учебной деятельности для формирования логического мышления у учащихся на основе рассмотрения содержания, структуры, функций и особенностей учебных предметов как педагогических средств развития логики.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования мыслительной деятельности у младших школьников;

4. Разработать педагогическую модель, позволяющую успешно формировать приемы мыслительной деятельности у младших школьников, а также критерии и показатели индивидуальной динамики развития мышления в процессе обучения.

5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогической модели, основываясь на разработанных критериях и показателях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- философские представления о мышлении
(Аристотель, М. Бахтин, Г. Гегель, И. Кант, Г. Лейбниц);
- общие положения о теории мышления как продуктивного процесса
(Л. Выготский, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Я. Пономарев, О. Тихомиров);
- теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся
(В. Андреев, М. Махмутов и др.);
- концептуальные идеи проблемного и эвристического обучения
(Д. Вилькеев, И. Лернер, М. Махмутов, В. Андреев).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

Теоретические: анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, учебных программ, моделирование педагогических условий.

Эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, диагностика уровней логического мышления, опытно-экспериментальная работа, изучение продуктов деятельности учащихся.

Эксперимент проводился в 1 А классе МБОУ лицей № 2. В нем участвовали 30 человек.

Основные этапы исследования, проводившегося в 2011 – 2012 учебном году:
• На первом – констатирующем - этапе определялся исходный уровень сформированности логического мышления первоклассников.
Были использованы тесты Е. П. Торренса для диагностики у детей таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предложения.

При обработке тестов были выделены пять уровней развития логического мышления:
- начальный (5 баллов и ниже) – 5 человек;
- низкий (6 – 7 баллов) – 6;
- средний (8 - 9 баллов) – 14 человек;
- достаточный (10 - 11 баллов) – 3 человека;
- высокий (12 баллов) – 2 человека.
Результаты показали невысокий исходный уровень развития логического мышления обучающихся.

• На втором – формирующем – этапе была разработана и реализована педагогическая модель формирования логического мышления, которая предполагает реализацию организационно-педагогических условий и применение дидактических средств, таких как эвристическая беседа, комплекты логических заданий и обучение логическим приемам решения задач.

Успешно была реализована программа развивающего курса
«Эврика», ориентированного на:
• разностороннее развитие личности;
• расширение кругозора учащихся;
• широкий показ применения предметных знаний в жизни;
• связь с общечеловеческой культурой;
• гуманизацию обучения.

Некоторые темы занятий:
1. Математическая мозаика. Нестандартные задачи.
2. Логические цепочки. Ребусы. Кроссворды. Головоломки.
3. Задачи, развивающие кругозор.
4. Моделирование текстов задач с помощью уравнений.
5. Особые приёмы устного счета.
6. Задачи-смекалки и задачи-шутки. Математические загадки.
7. Шарады, метаграммы, логогрифы.
8. Числа-великаны.
9. Логические задания по математике «Математическая ярмарка».

• Контрольный этап позволил подвести итог работе, и ставил своей целью выяснить эффективность разработанной педагогической модели, обработать и проанализировать полученные данные. Уточнялись задачи исследования, формулировались выводы, велась апробация результатов исследования и их внедрение в практику.

Диагностика, проведенная в конце учебного года, показала следующие результаты:
Начальный уровень - 2 ученика;
Низкий уровень - 3 ученика;
Средний уровень - 16 учеников;
Достаточный уровень - 5 учеников;
Высокий уровень - 4 ученика.

Сравнительный анализ показал, что наблюдаются значительные изменения в распределении учащихся по уровням формирования мышления.

В заключении сделаны основные выводы:

1. Актуальность проблемы формирования логического мышления обусловлена необходимостью освоения образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности обучаемых.

2. Совокупность организационно-педагогических условий формирования логического мышления предполагает:
- развитие мотивации учащихся на решение логических задач;
- поэтапное введение в обучение эвристических методов и логических задач нарастающей сложности;
- создание ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности;
- развитие рефлексии у учащихся.

3. Выделены пять уровней логического мышления
(начальный, низкий, средний, достаточный, высокий).

4. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность построенной педагогической модели формирования логического мышления, что было проверено с помощью обработки результатов контрольных срезов.

Теоретическая значимость исследования состоит:
- в теоретическом обосновании возможности формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников;
- в определении и обосновании организационно-педагогических условий формирования мышления;
- в разработке педагогического инструментария формирования мышления учащихся.

Практическая значимость работы определяется тем, что
- использование результатов исследования позволяет повысить уровень формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников;
- разработанная технология, направленная на формирование приемов мыслительной деятельности, может быть использована учителями начальных классов для повышения качества и эффективности обучения математике, а также общего развития учеников.
Организационно-педагогические условия в максимальной степени способствуют проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии.
Категория: Журавлева Лариса Юрьевна | Добавил: Отличник
Просмотров: 829 | Загрузок: 200 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА