Пятница, 14:14 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Зайцева Татьяна Григорьевна

Культура Западной и Центральной Европы (Всеобщая история)
[ Скачать с сервера (60.0Kb) ] 07.02.2013, 05:04
Технология групповой работы на уроках истории и обществознания.

Тема урока Культура Западной и Центральной Европы (Всеобщая история)
Класс 6
Цели: ознакомить учащихся с культурой народов Западной и Центральной Европы эпохи раннего Средневековья; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельным явлениям культуры; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.
Оборудование карточки-задания для групп, Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Средних веков. М., 1959, таблица 38 «Средневековое мировоззрение», таблица 39 «Переписчик книг», таблица 40 «Средневековая школа», таблица 9 «Песнь о Роланде».

Информация для учителя Уроки, посвященные изучению культуры разных народов, дают прекрасную возможность применения групповой формы работы организации деятельности учащихся. С этой формой работы ученики 6-классов, как правило, хорошо знакомы. Учителю лишь нужно правильно, с учетом психологических особенностей разделить класс на группы, назначить консультантов, подобрать дополнительную литературу. В целях экономии времени всю подготовительную работу целесообразно провести заранее. Список дополнительной литературы к уроку, указанный в карточках-заданиях, носит примерный характер. Учитель может подобрать литературу сам, исходя из возможностей школьной библиотеки.

Оформление доски Тема урока, условия работы групп, домашнее задание.
Информация для учителя.

Ход уроков
I. Актуализация знаний по теме «Средневековая деревня и ее обитатели»

1.Подготовка устного ответа по карточке.
а) Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:
-Как жили крестьяне в Средние века?
б) Для этого подумай и поразмысли:
-Какие принудительные обязанности выполняли крестьяне?
-Чем отличалось положение лично зависимых крестьян?
-Как выглядело жилище крестьянина?
-Какие занятия существовали у крестьян?
-Что называлось натуральным хозяйством?
в) Сделай вывод

Примерный ответ учащегося
В хозяйстве феодала работали зависимые крестьяне. Они имели небольшой надел земли и орудия труда, которыми обрабатывали свою землю и землю хозяина. За то, что крестьяне пользовались землей господина, они несли повинности: барщину и оброк. Барщина – это всевозможные работы крестьян в поместье феодала. Например, выращивание хлеба, заготовка сена, ремонт дома и т.д. Были и такие крестьяне - мастеровые, которые умели подковывать лошадей, делать снаряжение для рыцаря. Оброк – это часть продуктов хозяйства крестьянина, которую он тоже отдавал своему господину. Но ещё более ужасным и тяжелым было положение потомков бывших рабов – лично зависимых крестьян, которым и за себя лично приходилось платить налоги.
Жилище крестьян было убогим: дом покрыт соломой, стены покрыты сажей от дыма, который выходил в дверь или отверстие в крыше, из мебели – деревянные скамейки, столы сундуки. Для того, чтобы прокормиться, крестьяне ходили на охоту, ловили рыбу, собирали мед диких пчел. Таким образом, все необходимое для жизни делалось крестьянами для себя, а не для продажи. А это – натуральное хозяйство.

2. Работа с классом.
а) Выполнение тестового задания (тест №8).
б) Проверка домашнего задания в рабочей тетради.
3 Развернутый устный ответ учащегося по карточке №9, отзыв на него одноклассников.

II. Постановка целей и темы урока
Итак, в эпоху Средневековья человек все самое необходимое для своей жизни изготовлял сам. Он строил себе жилище, возводил замки, многие из которых стоят и поныне, делал оружие и доспехи для воинов, изготовлял орудия труда… Все это является ценнейшим источником наших знаний об этом периоде истории человечества, о ее культуре.
Ознакомиться с культурой народов раннего Средневековья.
II. Изучение новой темы (работа по группам)
Каждая группа получает карточку-задание, дополнительную литературу, источники.
1. Условия работы групп:
а) Знакомство с карточкой-заданием.
б) Работа с источниками и литературой (25 мин).
в) Подготовка к выступлению (10 мин).
г) Выступление групп (на втором уроке) (5-7 мин).
д) Заполнение таблицы в тетрадях всеми учащимися класса в ходе выступления групп.

Направление культуры Достижения Значения для мировой культуры
1.Представление человека о мире
2.Обучение в церковной школе
3.Создание рукописных книг
4.Развитие литературы
5.Искоусство странствующих артистов

2. Варианты карточек-заданий для групп
Карточка-задание для группы №1
а) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже(распределите между собой работу над материалом):
А-Д:, п.1 П 5.
Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1.
М.: Аванта+, 2000. С.188.
Никифоров Д. Н. Альбом по истории культуры Средних Веков. М., 1959, таблица 38 « средневековое мировоззрение».
б) Подготовьте небольшой рассказ по теме «Как человек представлял себе мир в эпоху Средневековья?»

Карточка-задание для группы №2
а) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже(распределите между собой работу над материалом):
А-Д:, Донского п.2 П 5.
Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1.
М.: Аванта+, 2000. С.350-351.
Никифоров Д. Н. Альбом по истории культуры Средних веков. М., 1959, таблица 40 «Средневековая школа».
Я познаю мир. Детская энциклопедия. История. М., 2000. С.271.
б) Подготовьте небольшой рассказ по теме «Как было организованно обучение в церковной школе в эпоху раннего Средневековья?»

Карточка-задание для группы №3
а) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже(распределите между собой работу над материалом):
А-Д:, Донского п.4 П 5.
Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1.
М.: Аванта+, 2000. С.355.
Никифоров Д. Н. Альбом по истории культуры Средних веков. М., 1959, таблица 39 «Переписчик книг».
Холланд Д. Большая иллюстрированная энциклопедия.
М., 2001. С.138-139.
Книга для чтения по истории средних веков. Рассказ «Писец Рауль» (Л. В. Романова). М., 1986. С. 246-253.
б) Подготовьте небольшой рассказ по теме «Как создавались книги в период раннего средневековья?»

Карточка-задание для группы №4
а) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже(распределите между собой работу над материалом):
А-Д:, Донского п.5 П 5.
Европейский эпос Античности и Средних веков. Песнь о Роланде. М.,1984. С.497 глава LXIII. С. 507-508 глава XCI. С. 508 глава XCIII.
Никифоров Д. Н. Альбом по истории культуры Средних веков. М., 1959, таблица 9 «Песнь о Роланде».
б) Подготовьте небольшой рассказ по теме «Что отражали литературные произведения эпохи раннего Средневековья?»

Карточка-задание для группы №5
а) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже(распределите между собой работу над материалом):
А-Д:, Донского п.5 П 5.
Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1.
М.: Аванта+, 2000. С.328-330.
Книга для чтения по истории Средних веков. Рассказ «Театр в Средние века» (С. С. Щукина). М. , 1986. С. 278-286.
б) Подготовьте небольшой рассказ по теме «Искусство странствующих артистов. Почему оно вызывало недовольство церкви?»


IV. Закрепление изученного на уроке (на выбор учителя)
1. Беседа с учащимися.
-Что нового мы узнали на уроке?
-Что называется культурой? (Культура – это достижения людей в различных областях человеческой жизни(записать в тетради).)
2. Выполнить задание. Кр.: Задание №33 и 35 (с. 25-26).
V. Итоги урока
Проверка заполнения таблицы. Можно выборочно собрать тетради на проверку. Оценка работы групп на уроке или отдельных учащихся.
Домашнее задание: Кр.: Задание №32 и 34(с25); начать подготовку к повторительно-обобщающему уроку по теме «Западная и Центральная Европа в VI-XI вв.»; повторить определение понятий: «феод», «феодал», «феодальная вотчина», «вассал», «натуральное хозяйство», «барщина», «оброк», «повинности», Феодальная раздробленность», «Великое переселение народов».

Дополнительный материал
Одежда
В раннем Средневековье феодал по одежде мало отличался от крестьянина. И ткани, и сама одежда производились в поместье и отличались простотой, без всякой отделки и украшений. Но позднее одежда становится почти униформой, очень тонко указывающей, к какому социальному слою принадлежит ее владелец. Носит не ту одежду, которая человеку полагалась по его положению, означало совершать грех гордыни или падения.
С XI века, по мере развития городов, появляются цехи портных: они шьют рубах, камзолы, плащи из льняных и шерстяных тканей. Шелк доступен только богатым – его покупают у византийских купцов. Простонародье носит темно-серую или коричневую одежду. Дворяне предпочитали яркие цвета: синий, зеленый, пурпурный. Каждому цвету придавалось определенное значение: желтый считался цветом измены, белый – душевной чистоты, голубой – верности. Одежду целиком красного цвета с этого времени носят палачи…
Мода того времени нарочито подчеркивала, что представители благородного сословия ведут праздный образ жизни. Непомерно длинные рукава мужской и женской одежды говорили о том, что их обладателям не приходится трудиться: «дьявольские» хвосты – шлейфы, достигающие 6 метров в длину и длинные носы у обуви – о том, что им нет нужды торопиться. Вслед за знатью разбогатевшие бюргеры тоже удлинили свою обувь, и к середине XIV века носы у обуви стали достигать 50-70 сантиметров в длину. В них забивали паклю, а для быстроты передвижения нос туфли подвязывали к ноге в области колена. Щеголи еще прикрепляли к нему колокольчики или погремушки…
Обязательным дополнением к костюму знати становятся перчатки – символ власти и могущества. В Европе первыми, еще в XIII веке, перчатки начали носить венецианцы. Делали их из кружев. Те же венецианцы придумали делать перчатки с незаметными для глаз ампулами яда (может быть, отсюда пошел обычай снимать перчатку при рукопожатии). Рыцарь вручал перчатку, обращаясь с просьбой или поручением к другу, и бросал перчатку к ногам врага, вызывая его на поединок. Дама дарила перчатку своему избраннику, который прикреплял ее к головному убору или знамени во время турниров и военных походов. Жители средневекового города, получившие перчатку от своего правителя, могли открывать у себя рынок и свободно вести торговлю. В Средние века знатный мужчина носит обычно на руке только одну перчатку – левую, правую держит в руке. Обе перчатки надевались во время охоты. Входя в церковь и во время танцев перчатки было принято снимать…
Я познаю мир: Этикет, обычаи, быт. М., 2002. С. 134-137.
Категория: Зайцева Татьяна Григорьевна | Добавил: Tat
Просмотров: 3142 | Загрузок: 215 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА