Воскресенье, 17:13 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Шевцова Светлана Николаевна

Методические рекомендации педагогам "Моя Родина–Россия.От родного Белогорья к святыням Отчизны"
09.09.2012, 08:47
Фондовая работа – одно из основных направлений музейной деятельности, ориентированное на сохранение, исследование и использование музейных предметов.
Работа по сохранению и изучению музейных предметов начинается на этапе отбора предметов музейного значения из окружающей среды.
Научно-фондовая работа связана с изучением музейной ценности и материальной сущности музейного предмета. Научная организация фондов призвана зафиксировать значение музейных предметов для науки, культуры в целом и непосредственно для данного музея, их определённое юридическое положение; создать условия, которые бы способствовали их длительному сохранению, исследованию и использованию в музейных целях.
Фонды музея – совокупность всех материалов, поступивших на постоянное хранение в музей в соответствии с принятыми правилами (инструкциями). Они составляют основу для реализации ведущих направлений музейной деятельности, используются как источниковая база профильными музеями, научными дисциплинами. Как правило, фонды размещаются в фондохранилище, в экспозиции, могут быть переданы на экспертизу, реставратору, во временное пользование другому учреждению. Задачей музея является комплектование фондов музея, их учет, изучение, хранение и использование.
Предмет музейного значения – объект, обладающий музейной ценностью и свойствами музейного предмета, но не входящий в музейное собрание.
Музейный предмет – одно из центральных понятий музееведения, служащее для обозначения предметных результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, ставших объектами познавательного и ценностного отношения и включённых в состав собрания музейного.
Музейный предмет формируется в процессе музейной деятельности, складывающейся из системы последовательных операций, направленных на научную и техническую обработку предмета музейного значения, его подготовку к длительному хранению и многоплановому использованию.
Основу музейных фондов составляют музейные предметы – памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования в связи с их способностью документировать общественные и природные ресурсы бытования в связи с их способностью документировать общественные и природные процессы и явления.
Фондовая работа в музее – одно из ведущих направлений деятельности музея, которое включает комплектование, учет, хранение и изучение объектов наследия.
В школьных музеях различного профиля хранятся как музейные предметы, так и научно-вспомогательный материал. Очень часто он не дифференцируется, заносится в одну Книгу поступлений фондовых коллекций школьных музеев. Многие предметы не проходят атрибуцию, часто отсутствует легенда предмета, что обусловлено недостатками в комплектовании фондовых коллекций. Это сказывается на научном уровне экспозиции, ее музейно-образовательной деятельности.
В настоящее время научное комплектование фондов рассматривается не в качестве составляющей фондовой работы, а как самостоятельное направление музейной деятельности, однако, по сути, оно неотделимо от фондовой работы. Под комплектованием понимают процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин. В комплектовании реализуется одна из социальных функций музея - функция документирования. Выделяются систематический (типологический), тематический и комплексный методы комплектования. С помощью первого происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определенной эпохи. Тематический метод направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определенную тему и комплектование разнотипных предметов. Комплексный метод сочетает в себе два предыдущих. Комплектование, направленное на отражение современных процессов – актуальное документирование эпохи – также может быть систематическим и тематическим. К основным фондам комплектования относятся полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор – собирательская работа в момент события или сразу после него – «по горячим следам») и текущее комплектование (закупка, обмен, дарение и др.).
Научное комплектование осуществляется в музее на основе научной концепции комплектования, в которой изложены задачи, принципы, формы и методы комплектования. На ее основе подготавливается перспективный план комплектования.
Важным фактором при комплектовании музейных фондов является выработка критериев отбора предметов музейного значения. К общим относятся информативность, аттрактивность, репрезентативность источника; частные критерии определяются спецификой конкретной коллекции (материал, техника изготовления, датировка, форма, размер и др.).
Музейный фонд формируется в соответствии с концепцией конкретного музея, комплектование коллекций проводится с учетом истории формирования собрания и той коррекцией, которую задает современный уровень музееведения в целом, профильные науки и социокультурный контекст.
Внимание к личности человека, к его судьбе сегодня важнее сухой фиксации «достижений», мероприятий, показателей. Документировать процессы и явления, «пропуская» информацию через гуманитарно - антропоцентристскую призму, т.е. «любить, прежде всего, человека» - сегодня представляется особенно важным. Самоуважение, любовь к малой родине, важность отдельно взятой личности (даже самой «маленькой»), внимание к ней, - все это должно стать лейтмотивом, тем, что при комплектовании любых коллекций мы всегда держим «в уме». Генетическая связь с предками, их деяниями, внимание к самым малым импульсам творчества, растревоженности, щедрости, неравнодушия к жизни, рыцарства, патриотизма, и тем, кто этому противостоит. Добро и зло в самых разнообразных контекстах. Тогда комплектование сохранит в своих материалах динамику жизни. Такой подход можно было бы назвать «научно-художественным». Бояться такого сочетания не надо, ведь музей в теории коммуникации – это театр, и научная лаборатория, и мастерская художника, и кабинет писателя и т.д. Одно не исключает другого. Важны соотношения, пропорции, верно расставленные акценты. Не следует забывать и о такой стороне комплектования, как выявление ценностей, бытующих в обществе, поскольку музей является институтом, оформляющим процессы общения, взаимодействия и взаимопредъявления носителей различных культур и субкультур (детей, подростков, молодежи, взрослых, представителей разных этнических групп, религиозных, политических группировок, неформальных, творческих объединений и т.д.). Материалы нетрадиционной, неакадемической тематики, публицистика, философское эссе, художественные произведения, в которых сочетаются самые разноплановые, разнопорядковые культурные тексты, могут дать достаточно сильный эффект.
Фонд, комплектуемый по современности, должен быть пластичен, информативен, личностен. Тогда он позволит наиболее гибко откликнуться на запросы различных категорий посетителей, послужить своеобразным катализатором, способствующим ломке стереотипов, традиционных для музейной работы.
При формировании коллекций школьного музея следует обратить внимание на тот факт, что запрещается брать в фонды музея награды у живых участников Великой Отечественной войны, участников иных военных кампаний, героев труда. При желании родственников передать награды ветерана после смерти, необходимо соблюдать технологию регистрации и учета подобных предметов. Консультацию по данному вопросу можно получить в муниципальном (районном), государственном музее.
Собранные в ходе комплектования музейные предметы необходимо зарегистрировать, что обеспечивается в ходе организации учета в музее.
Учет музейных фондов – направление фондовой работы, целью которого является юридическая охрана музейных фондов и права музея на полученные в результате изучения музейных предметов, коллекций, собраний научные данные о них. В процессе учета музейных фондов при помощи учетной документации осуществляется закрепление предметов за определенным музеем, оформление принадлежности предмета к музейным предметам или научно – вспомогательным материалам, закрепление предметов за определенным фондовым подразделением и конкретным научным сотрудником музея, оформление предметов, находящихся в музее на временном хранении, контроль за наличием предметов, входящих в фонды музея, и предметов, находящихся в музее на временном хранении, создание научно – справочного аппарата музейных фондов. В музеях РФ основными юридическими документами являются акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации.
Учет музейных фондов обеспечивает юридическую охрану музейных предметов и закрепление предмета за определенным музеем и оформление его принадлежности к музейным предметам или научно – вспомогательным материалам. Учет музейных фондов включает 2 этапа: первичную регистрацию (окончательно закрепляет предмет за определенным музеем) через акты и регистрацию в книге поступлений; научную инвентаризацию (научное описание в инвентарных книгах). В школьном музее, как правило, осуществляется первичная регистрация.
Обязательными мерами учета являются сверки сохранности музейных предметов с учетной документацией, которые регулярно осуществляются в музее. Учетно – фондовая документация, хранится в несгораемых шкафах и специальных помещениях, доступ в которые строго ограничен.
Процесс каталогизации музейных фондов, т.е. работа по созданию фондовых каталогов, позволяет вводить в научный оборот предметы из фондов музея путем создания различных указателей, справочников, путеводителей.
При классификации музейные предметы делятся на группы по признакам родства или различия, по определенному основанию деления (хронологическому, географическому, именному, тематическому). Классификация собрания помогает выявить недостающие предметы.
Группировка предметов на основании принятых в музее классификаций (в карточке или на электронном носителе) является систематизацией предметов, на основе которой создается система каталогов музейных фондов. Результаты атрибуции, классификации и систематизации позволяют дать интерпретацию музейных предметов как источников знаний и установить его подлинность, достоверность, репрезентативность и другие свойства, присущие музейному предмету.
В настоящее время сведения о музейных предметах заносятся в компьютер. Компьютеризация музейных фондов значительно ускоряет все работы по учетной документации и каталогизации. Компьютеризация учета предметов проводится на основе единого учетного и научного описания музейных предметов, т.е. каждый музейный предмет учитывается по нескольким параметрам и потому имеет несколько описаний:
- инвентарное – отражает место предмета в данном собрании;
- научное – отражает его музейную ценность, степень изученности и т.д.
Каждая категория предметов описывается по определенным правилам и характеризует (например, портреты):
- размеры;
- материал;
- фон;
- авторство;
- достоинства;
- отличительные особенности (поза, поворот головы).
Особо учитывается назначение предмета; его история, источник его поступления.
Школьные музеи в фондовой работе руководствуются нормативными документами о фондах государственных музеев РФ. Юридическими документами в музеях Российской Федерации являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.
Учет преследует две цели: обеспечение сохранности самого предмета и его научную охрану, то есть обеспечение сохранности имеющихся сведений о предмете.
При поступлении материалов в музей составляется акт поступления. Этот документ юридически оформляет принадлежность данного предмета музею и закрепляет права музея на него. Акт необходимо заполнить четко и грамотно. Обязательно заполняется графа «Сохранность» можно поставить отметку «полная». Таких оценок, как «хорошая», «удовлетворительная» и т.п. быть не должно. Акты заполняются в двух экземплярах (один остается у владельца, другой хранится в музее).
При приеме предмета в школьный музей необходимо от сдающего получить по возможности полные сведения о происхождении предмета, его связи с определенными событиями, лицами, о времени изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления. Эти сведения называются легендой. После оформления акта его необходимо заверить у директора школы. (Приложение №3, №4)
Следующим этапом является составление учетной карточки, графы которой повторяются в книге поступлений. В связи с тем, что фонды музея разделены на основной и вспомогательный, на каждый фонд заполняется отдельная книга поступлений. Листы книг поступлений пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью вышестоящей инстанции (районного управления образования) и подписываются ее руководителем.
При оформлении и заполнении книг поступлений необходимо помнить следующие правила:
1. Запрещается вырывать листы, склеивать их, исправлять написанное.
2. Книга поступлений должна заполняться четко, без помарок и исправлений.
3. Все записи делаются шариковой ручкой (с использованием синей пасты).
4. После записи строчки не пропускают. Для того чтобы избежать исправлений в книгах поступлений, рекомендуется вначале оформлять учетную карточку, текст которой до внесения записи в книгу поступлений можно редактировать в процессе работы с предметом.
5. При маркировке предметов (шифрование) следует соблюдать основное правило: шифр должен проставляться на неэкспозиционной стороне, так чтобы он не был виден посетителям.
Шифр – это сокращенное до первых букв название музея (например, музей истории школы – МИШ; ШК – школьный музей), далее ставится номер по книге поступлений. Шифр (учетные обозначения) может проставляться на самом предмете; если этот способ применять нельзя, то на бирочке, которая подвешивается к предмету, либо на футляре, конверте, коробочке и т.п. При нанесении шифра и номера важно не нанести ущерба предмету, его внешнему виду, содержанию и сохранности.
Шифры на фотографиях, плакатах, картах, рисунках, документах проставляются черной тушью на обратной стороне в нижнем левом углу.
При шифровании изделий из ткани шифры проставляются на светлой плотной материи (коленкор, полотно) и пришиваются с изнанки.
На керамических предметах (глина, фарфор, фаянс), а также на предметах из дерева и камня условные обозначения проставляются на поддоне масляной краской или черной тушью и покрываются лаком. Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными или химическими карандашами: прикреплять этикетки металлическими булавками, кнопками и т.п., от которых появляются пятна ржавчины и прорывы.
В школьном музее особое значение имеет соблюдение условий, гарантирующих сохранность фондов, как в экспозиции, так и в фондохранилище.
Категория: Шевцова Светлана Николаевна | Добавил: tapusa | Теги: программа, музейное дело, краеведение
Просмотров: 1131 | Загрузок: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА