Вторник, 16:56 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Макарова Елена Николаевна

Обобщение опыта работы с ИКТ
01.11.2011, 11:07
Использование компьютера в едином классном пространстве


Традиционный урок недостаточно развивает познавательную активность детей, умение самостоятельно находить необходимую информацию, творчески выполнять различные задания, не учитывает индивидуальные возможности и психологические особенности ребенка. Одним из решений проблемы, на мой взгляд, является использование на уроке методов индивидуализации обучения, проектной деятельности и других инновационных методик, в том числе и с использованием ИКТ.

Технологии инновационной компьютерной дидактики в обучении младших школьников
Учебный процесс в современной начальной школе должен проходить при активном использовании обучающего потенциала компьютера, состоящего в том, что компьютер расширяет возможности предъявления учебной информации, применяя звук, цвет, видео, анимацию; усиливает мотивацию обучения благодаря занимательности, новизне компьютерных технологий, помощи в учёбе; расширяет наборы применяемых заданий, поддерживая управление процессом решения задач; качественно изменяет контроль за учебной деятельностью и наглядно представляет её результаты.
Компьютер – это техническое средство обучения, наиболее адекватное деятельностному подходу, исполняющий роль активного партнёра в учёбе. Его динамическая адаптируемость содействует индивидуализации обучения; это идеальное средство контроля тренировочных видов учебной деятельности при существенном увеличении пропускной способности информационных каналов учебного процесса. Таким образом, компьютер вносит в учебный процесс принципиально новые познавательные средства, выступая в роли ведущего инструмента внедрения в сферу образования достижений научно-технического прогресса.
Общий недостаток, характерный для большинства даже высококачественных обучающих программ, заключается в их изолированности, отчуждённости от традиционных форм и видов учебной деятельности и существующих средств обучения конкретному пред-мету. Выход из этой ситуации в том, чтобы создавать новые средства обучения на основе инновационных дидактических технологий. Результатом такого подхода явилось новое направление в методике преподавания учебных дисциплин – инновационная компьютерная ди-дактика, интегрирующая новые средства компьютерной поддержки учебного процесса.
Осуществление этой идеи мы демонстрируем на примере технологии «Пешеходы и автомобили», дополняя её печатные версии (опубликованы в предыдущей статье), компьютерными. Включение последних в структуру учебно-методического комплекса требует рассмотрения общих проблем применения компьютера
Компьютерные информационные технологии мы рассматриваем в двух аспектах: во-первых, как составную часть методического обеспечения, предназначенную для непосредственного включения в учебный процесс, во-вторых, как самостоятельный объект изучения и как инструмент создания учебных материалов нового поколения, обеспечивающие учебно-му процессу новые качества и функции. Поэтому достоинства компьютерных технологий я вижу, прежде всего, в том, что они превращают учебные материалы из простого источника информации в многофункциональное средство обучения.
Мультимедиа – это средство познания
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Подобные уроки помогают мне решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Преимущества использования новых информационных технологий при обучении в начальной школе
Никому не нужно доказывать, что на современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во всех сферах образования. Это законы времени. Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит передо мной, как и перед каждым учителем новые задачи: овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения, ориентироваться в возросшем потоке информации, уме¬ть ее находить, перерабатывать и использовать. Для реализации поставленных задач современному учителю (а учителю начальных классов в первую очередь!) необходимо овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, иметь методическую подготовку по их применению в учебном процессе.
Я не призываю все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, да и цели другие. Открытые уроки, которые мы проводим для гостей, родителей, своих коллег – вот поле деятельности, где у меня есть возможность показать широкие возможности своего педагогического мастерства. И компьютерные технологии на таких уроках - мои главные помощники! Но… компьютер имеет смысл применять лишь в случае необходимости: контроль домашнего задания, показ каких-то видео-сюжетов, презентаций. А вот использовать его как некоторое развлечение и панацею от не заинтересованности учеников ни в коем случае нельзя. Убеждена, что применение компьютера на уроках в начальной школе развивает интерес к изучаемому предмету, вносит новые интересные элементы в процесс обучения, позволяет удачно варьировать коллективную работу на уроке с индивидуальной, развивать психологические процессы (внимание, мышление, память, воображение, восприятие). Приведу пример из личного опыта. Урок во втором классе по окружающему миру на тему «Размножение и развитие растений». Технические возможности компьютера позволили во время проведения урока создать на их экранах игровую среду (прилетали бабочки и пчелки, волшебный цветок распускался, на экране появлялась Дюймовочка, лесные эльфы приносили на крылышках творческое задание, Мудрый Червячок показывал, как прорастает растение из семени). Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволили ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его в своей любимой практической деятельности – игре, где развивается память и концентрация внимания ребенка, обогащается его опыт и знания. На этапе актуализации знаний дети отгадывали кроссворд (правильные ответы появлялись на экране), при проверке домашнего задания на экране высвечивались яркие фотографии групп растений и цель ребят – вспомнить и рассказать, что они знают и мхах, водорослях, хвойных и цветковых растениях. Объяснение новой темы проходило в игровой форме: мультипликационный герой Мудрый Червячок показывал ребятам, как развивается растение из семени. Быстрая прокрутка фотографий с изображением проросшего растения дала наглядное представление, как этот процесс происходит в природе. Дома дети заранее проделали практическую работу по проращиванию семян и принесли свои растения на урок. Теперь они увидели то, что было скрыто от их глаз. На вопрос, знают ли ребята, героиня какой сказки появилась на свет из семени - дети с удовольствием вспомнили о Дюймовочке. На экране из яркого бутона появилась Дюймовочка. Задание для самостоятельной работы дал компьютер, а не учитель. Это повышает мотивацию детей к выполнению задания. Во время физминутки на экране появились красивые бабочки, которые передвигались по экрану, и ребята с удовольствием выполняли физические упражнения, стараясь быть похожими на грациозных бабочек. С просьбой о домашнем задании также выступили анимационные герои.
Таким образом, компьютерные технологии помогли мне на уроке создать благоприятную эмоциональную атмосферу, повысили мотивацию к учению, углубили знания учащихся, что обязательно приведет к высоким показателям качества обученности. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу:
повышение мотивации к учебе,
углубление знаний,
развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Важно отметить, что учителю при использовании компьютера на уроке отводится очень важная роль. Он составляет урок, подбирает дидактический материал и индивидуальные задания, разрабатывает методические и обучающие цели. Использование компьютера на уроке позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и составление из них урока зависит, прежде всего, от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Однако, компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Опытный и творческий учитель здесь может найти широкие возможности для реализации собственных интересных методических задумок, ведь процесс использования игровой компьютерной деятельности в школе с каждым годом развивается. Однако живое общение незаменимо, и я не поддерживаю тех педагогов, которые мечтают о полной автоматизации учебного процесса. Кроме того, с точки зрения валеологии, проводить много времени за компьютером небезопасно. Я убеждена, что разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение. Считаю, что современный учитель просто обязан владеть компьютерной грамотностью. Это позволит ему проводить современные уроки. А значит повышать мотивацию обучения учащихся, добиваться высоких показателей качества обученности своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.
Проектная деятельность на основе компьютерных технологий в классе
Специфика нашего класса такова, что у нас обучаются дети разных национальностей. Кроме того, в классе присутствуют дети разных уровней знаний, обучаемости, различна и мотивация учения, есть дети социально и педагогически запущенные. В целях поддержания интереса к учебе, повышения качества знаний по общеобразовательным дисциплинам я использую проектный метод обучения. Почему именно этот метод? При его использовании в учебном процессе решаются важные задачи: занятия не ограничиваются учащимися определенных знаний, умений и навыков, а вызывает практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация к обучению; учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи; в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом; в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности; усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности; совместная работа в рамках проекта учит доводить дело до конца. Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и необходимость решить ее. Кроме того, использование метода проектов, являясь инновационной технологией, соотносится и с основными задачами современного школьного образования: сделать преподавание более проблемно-ориентированным; стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения; усилить степень автономии учащихся; пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке. Решение этих задач является затруднительным при традиционном подходе в образовании, направленном, в большей степени, на усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимых умений. Принято выделять несколько типов проектов, которые реализуются в классе с применением компьютера. По уровню интеграции различают проекты: с привлечением содержания только изучаемого предмета. Наиболее эффективно эти проекты используются на внеклассных мероприятиях, литературных вечерах, классных часах. Как правило, это презентации. Из последних работ можно отметить проекты «Моя семья», «Генеалогическое дерево семьи», «Презентация класса». По количеству участников выделяют: индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы: «Обработка бумаги», «Логические схемы», « Лекарственные растения» и т.д. Эффективна работа по созданию тестирующей оболочки. Критериями оценивания служат: количество вариантов ответов в вопросе, количество вопросов в тесте, и, как итог, правильно работающий контролирующий тест. коллективные – парные между парами школьников. Этот вид проектов наиболее эффективен и с точки зрения технической реализации, и с точки зрения взаимодействия учащихся: в паре всегда роли распределяются таким образом, что кто-то является генератором идей, кто-то занимается дизайном; кто-то занимается поиском информации, а кто-то - техническими вопросами и т.д. Большинство проектных работ с использованием компьютерных технологий – парные,
- групповые – между группами школьников. Опыт показывает, что этот тип проектов на уроках использовать нецелесообразно. Причин несколько: работа распределяется неравномерно, учащиеся по разным причинам отсутствуют на уроках, задерживая выполнение проекта остальными участниками группы, организовать работу одного-двух учащихся гораздо проще.
По способу преобладающей информации выделяют:
-исследовательские работы. Такие проекты полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.
-Игровые. Реализация этих проектов с использованием информационных технологий не представляется возможным. практико-ориентированные. В среде, где низкий уровень знаний, исследовательские проекты использовать нецелесообразно.
Проекты, имеющие прикладную направленность, повышают мотивацию учащихся. Применение проектной методики способствует: формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаний, умений и навыков ; повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию коммуникативной компетенции в целом; развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности; более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося. Следует отметить повышение качества образования по предметам, где используется проектный метод обучения.
Первым шагом – было создание основы.
Вывод: Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
Вторым шагом – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно за час. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. В процессе объяснения, я очень люблю применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, релаксации или для других целей. При закреплении знаний по пройденному курсу использую тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word с помощью гиперссылок. Более красочно он выглядит в Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.
Вывод: Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися, в частности младшими школьниками. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся начального звена на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности. Технология осваивается в проектных формах.
Вывод: Формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами лучше всего во внеурочное время на факультативных занятиях или кружках с малой группой обучаемых. И именно эти обучаемые, применяя в дальнейшем освоенные ими программы, могут заинтересовать остальных учеников класса, потому что данные программные средства позволяют с минимальными затратами получать как можно больше учебной информации.
Основная задача учителя заключается в выработке стратегии по формированию у обучаемых начальных навыков работы. При этом он должен предусмотреть:
• ознакомление обучаемых с основными объектами, выводимыми на экран;
• выработку навыков поиска необходимой информации.
Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке, по-моему, достигается не только фронтальной работой, а в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом.
Эта работа должна быть тщательно спланирована учителем. Для уроков математики в 4 классе, по обобщающему курсу «Дроби» мною было предложено учащимся собрать и переработать информационные и иллюстративные материалы по теме "История дробей", "Проценты", "Десятичные дроби", "Натуральные числа", "Диаграммы", "Графики". Созданный банк данных использовался в дальнейшем как фактологическая основа для решения задач на уроке.


При решении подобных задач школьники приобретают не только математические знания и умения, но и навыки работы с мультимедийными программами. Использование на уроке таких элементов способствует формированию у школьников умений работать с различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность уроков, способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
• совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
• усиление мотивации учения;
• улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
• повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
• демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для объявления темы
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран). Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.
3. Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.
Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения. Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль "главного меню" (а также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре "типовые" кнопки навигации, оформленные в виде единой по стилю "панели управления".
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков. Использование компьютера на этом этапе имеет, помимо плюсов (индивидуальный темп работы с программой, большой объем информации по теме, наличие мультимедиа), и минусы: отсутствие контакта с учителем, восприятие текстовой информации с экрана монитора).
4. Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.
Преимущества использования мультимедийных презентаций
1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
7. Повышение производительности урока.
8. Установление межпредметных связей с другими предметами.
9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
10. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
11. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
• Психологические особенности учащихся данного класса.
• Цели и результаты обучения.
• Структуру познавательного пространства.
• Местоположение учащихся.
• Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.
• Цветовую гамму оформления учебного материала.
При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
• Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
• Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
• Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
• Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
• Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
• Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
• Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
• На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
• Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
• избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
• ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
• дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
• учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Категория: Макарова Елена Николаевна | Добавил: mendeleev | Теги: проект, Работа, Макарова Елена Николаевна, ИКТ
Просмотров: 6328 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 2
2 mendeleev   (23.01.2012 20:18)
Рада помочь flower

+1   Спам
1 Кеша3808   (23.01.2012 11:55)
Полезный материал по обобщению опыта

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА