Вторник, 12:51 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Каховская Татьяна Николаевна

Электронное портфолио преподавателя Каховской Татьяны Николаевны
16.01.2013, 21:33
Любить детей - этого мало,
Надо знать их.
Проф. М.Н.Гернет

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
 Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Анализ результатов входного контроля свидетельствует, что ежегодно в ГБОУ НПО «ПУ №33» поступают учащиеся со стабильно низким уровнем подготовки по физике и в большинстве случаев отрицательной мотивацией к учебе. Значительная часть поступающих не обладает необходимым уровнем развития ключевых компетенций, что еще более осложняет деятельность педагога.
При работе с обучающимися приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности Г. К. Селевко говоря, что все дети "очень различны по своим психологическим данным", выделяет следующие группы детей школьного возраста:
• малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);
• педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);
• дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);
• способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);
• одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).
При традиционной организации учебного процесса целевая установка на подготовку высококвалифицированных специалистов, в совершенстве владеющих избранной профессией и обладающих достаточным уровнем знаний по общеобразовательным предметам, в реальных условиях НПО является только пожеланием.
Решить проблему повышения эффективности процесса обучения, можно изменив деятельность преподавателя и обучающихся. В условиях большой неоднородности учебных групп и низкого базового уровня знаний представляется целесообразным использование дифференцированного подхода к обучению.
• Мною были изучены две технологии, реализующие данный подход. Это технология разноуровневого обучения и технология уровневой дифференциации обучения.
• При использовании технологии разноуровневого обучения преподавателем создаются мобильные группы, в которых содержание образования и предъявляемые к учащимся учебные требования различаются, но при этом предусматривается последовательное достижение учащимися различных уровней усвоения знаний при овладении всеми учащимися обязательным базовым уровнем подготовки. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним учащимся дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, преподаватель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. Условия сдачи зачетов, выполнения проверочных работ для разных групп также отличны.

Важным этапом в изучении раздела является контрольная работа (зачёт). Она состоит из обязательной части и дополнительной. Обязательная часть направлена на достижение уровня стандарта. За успешное выполнение обязательной части ученик получает «3» (зачёт). Дополнительная часть направлена на проверку овладения темой на повышенном уровне. Её выполнение позволяет ученику получить одну из повышенных отметок «4» или «5». Организую работу учащихся по карте, в которую включены следующие разделы:
• Тема (что должны знать, уметь);
• Диагностику, включающую задания на «3», задание на «4», задания на «5»;

Тема


Задание на
«3»

Задание на
«4»

Задание на
«5»

• Практика показывает, что обычная контрольная работа порождает у учащихся определённую неуверенность, боязнь получить «2». Работа по карте позволяет избежать ненужного волнения, так как учитывает возможности каждого ученика, создаёт мотивацию успеха, способствует повышению результативности.
• Оценка «3» должна соответствовать выполнению не менее 50% из числа предложенных заданий, «4» - 70 -80%; «5»-90 -100%.
Каждая карточка–задание состоит из трёх задач:
• Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.
• Второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
• Третий уровень – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.
На основании опыта работы и теоретических представлений была определена следующая последовательность действий при организации разноуровневого обучения:
1) распределение содержания учебного материала темы по уровням;
2) разработка плана для учащихся по изучению отдельных блоков темы;
3) блочное изложение материала (лекции, семинары, промежуточные, самостоятельные работы);
4) создание методического инструментария (разноуровневые карточки-задания для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, проведения зачета);
5) устные зачёты по теме;
6) письменные зачёты (тесты, проверочные и контрольные работы);
7) анализ результатов;
8) коррекция.
В целях реализации технологии уровневой дифференциации необходимо проводить контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме. Такой учет легко осуществлять, имея сводную таблицу:
Тема: № группы
Ф.И. Результаты
устных
ответов
и зачетов
• у доски;
• индивид.-е задания;
• устные зачеты;
• участие в обсуждении проблем и т.д. Результаты письменных работ
• самостоят.-е, промежуточные и итоговые контрольные работы,
• письменные зачёты,
• ведение тетради,
• лабораторные и практические работы. Творческие
работы
• доклады,
• рефераты,
• кроссворды
• эксперим-ные задачи.

Итоговая отметка Рекомендации
обучающемуся
Такой подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, что позволяет решить проблему успеваемости.
Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка:
Уровни усвоения. Действия обучающегося.
Первый - репродуктивный
(удовлетворительно)
• Запоминание;
• Воспроизведение. • показывать, (опознавать);
• называть;
• распознавать;
• узнавать;
• давать определения;
• пересказывать и т. д.
Второй – практический (хорошо)
• применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы);
• выполнение действий с четко обозначенными правилами. • измерять;
• объяснять;
• составлять по готовой схеме;
• соотносить;
• характеризовать;
• сравнивать;
• соблюдать правила и т.п.
Третий – творческий (отлично)
• применение знаний в незнакомой ситуации;
• выполнение творческих заданий. • составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;
• высказывать суждения;
• анализировать информацию;
• выделять существенные признаки;
• устанавливать логические связки;
• делать выводы;
• приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;
• осуществлять поиск необходимой информации и т. п.
Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.
При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.
Дифференциация вводимого материала проявляется и в домашнем задании. Пример:
Д/з. к уроку «Тепловые двигатели» . 10 класс.(1 курс).
Обязательно:
1. Изучить §29
2. Ответить в тетради на вопросы № 1-3 к данному параграфу;
Желающим:
1. Изучить §29
2. Ответить на все вопросы к нему.
3. Подготовить сообщение на тему «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
4. Петрову подготовить презентацию «Влияние тепловых двигателей на загрязнение окружающей среды».

Положительные моменты дифференцированного обучения:
1. учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания повышенного уровня;
2. учащиеся ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках;
3. поднимается уровень преподавания ;
4. дифференцированное (разноуровневое) обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечивает усвоение всеми обучающими содержания образования.

Заключение.

Имея большой опыт работы с обучающимися НПО постоянно убеждаюсь в необходимости изменения методики преподавания физики. Анализ технологии разноуровневого обучения и технологии уровневой дифференциации обучения показал, что в системе НПО технология уровневой дифференциации более предпочтительна. Мониторинг входного, текущего и итогового контроля свидетельствуют, что технологии уровневой дифференциации просто необходимы для внедрения в учебный процесс профессионального обучения.

Список использованной литературы:
1.Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – М.: Педагогика, 1996г.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
3. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. — М., 1990.
4. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.
5. Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. -Л., 1991.
Категория: Каховская Татьяна Николаевна | Добавил: тата53
Просмотров: 1184 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА