Воскресенье, 17:05 
Главная » »
Главная » Файлы » Электронное портфолио » Григорьева Ирина Александровна

Использование ИКТ-технологий
[ Скачать с сервера (34.4Kb) ] 27.01.2013, 08:14
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает потребность создания единого информационного пространства школы.
Информатизацию образовательного пространства школы я рассматриваю как:
• Использование ИКТ для решения психолого-педагогических целей образования;
• Оснащение кабинета начальных классов современной техникой;
• Проведение уроков информатики;
• Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях разных уровней.
Я обозначила основную цель моей педагогической работы: создание условий для активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
• Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
• Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;
• Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
• Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;
• Повышение уровня обученности и качества знаний учащихся.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.
Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
• четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
• уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;
• согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
• учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации;
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
• введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ
на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
Методы и приемы при проведении уроков с использованием информационных технологий.
● I. Методика использования программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебным программам по предметам:
- Хотим всё знать», «Семья Почемучек», «Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - окружающий мир;
- «Улица Сезам», «Видеобукварь» - обучение грамоте;
«Домовёнок учится считать», «Весёлая математика» - математика;
- «Хотим всё знать», «Семья Почемучек», «Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - окружающий мир и многие другие.
● II. Методика организации компьютерного практикума на уроках математики, русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм).
● III. Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т. д).
● IV. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках математики, русского языка (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие “Семейный наставник”, “Мир информатики” для начальной школы, обучающие игры “Гарфилд”, “Малыш” и др.)
В обучающих программах, таких как “Гарфилд первоклассникам”, изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры”. Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети вставляют слова, буквы, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Я применяю программы для работы со всем классом, которые предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения. Я работаю за клавиатурой, а учащиеся в группах совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Результат работы групп я ввожу в компьютер.
● V. Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Методика работы над проектом:
• Подготовка детей к работе над проектом
• Выбор проблемы
• Сбор информации
• Разработка собственного варианта решения проблем
• Реализация плана действий
• Подготовка к защите проекта
• Презентация проекта
• Рефлексия.
Формы организации занятий с использованием ИКТ:
Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, и т. д.
Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.
Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:
1. На организационном этапе ученикам предлагается ряд слайдов презентации, детям задаю вопрос: “Как вы думаете, ребята, что мы будем сегодня изучать на уроке?” Затем я формулирую на основе ответов детей цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. На этапе актуализации знаний Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм.
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.
Во внеурочной деятельности также использую ИКТ. Интернет-викторины, олимпиады, конкурсы стали неотъемлемой частью образовательного процесса, участие в которых позволяет включить в контекст школьного образования внешкольную информацию, обучает работе с информационными потоками, умению извлекать смысл из полученной информации, проводить их осмысление и критический анализ. Применение ИКТ во внеурочное время позволяет интенсифицировать процесс обучения и развития, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого темпе.
Измерители оценки качества образования младшего школьника:
• требования ФГОС НОО к выпускнику начальной школы;
• требования к знаниям и умениям по действующей программе ОС “Школа 2100”;
• диагностика обучаемости;
• диагностика обученности.
Качество конечного результата – это цена достижения результата учениками.
Положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся: Степень обученности учащихся составляет 100%, качество знаний возросло с 87% в 2008г. до 91% в 2011, средний балл возрос с 4,1 до 4,5 балла.
В 5-м классе мои выпускники показали повышение качества обучения на 2% (за II триместр – 62,5%), стали победителями и призерами олимпиад, проводимых на школьном и районном уровнях.
Отслеживание результатов, используя ИКТ технологии, помогает мне управлять качеством образования младших школьников:
1. Прежде всего, на основе мониторинга выстраиваю стратегию и тактику учебной деятельности (от целей до результата), создаю комфортные условия обучения для активизации учебной деятельности младших школьников;
2. Применяемые диагностики позволяют мне управлять процессом обучения с учетом индивидуальных возможностей и способностей младших школьников;
3. Диагностика дает мне информацию и о качестве процесса обучения через применяемые технологии, методы и приемы организации учебного занятия;
4. Мониторинг позволяет:
– отслеживать результаты,
– сравнивать их,
– устанавливать динамику,
– находить причины повышения или снижения качества знаний, вновь ставить цель и идти к результату.
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.
Положительная динамика удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (Методика Е. Н. Степанова “Удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения”): коэффициент от 3,1 в 2008–2009 уч. г. до 3,5 в 2010–2011 уч. г. – высокий показатель.
Перспективы:
• Развитие личностного потенциала ребенка: интеллектуального, творческого, познавательного;
• Формирование информационной компетентности личности ребенка.
• Содействие самореализации школьника через участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах.
Категория: Григорьева Ирина Александровна | Добавил: irysha | Теги: Начальные классы
Просмотров: 2897 | Загрузок: 224 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА